Рабочая программа углубленной работы по речевому развитию в средней группе «Говорушечки»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Казачкова Полина Сергеевна

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_srednyaya_gr_no_5.docx86.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 402» городского округа Самара

443115, г. Самара, ул. Демократическая,31,  тел.952-49-93  факс 925-62-07

e-mail: mdo-svetlyachok@yandex.ru

Утверждаю:

Принято:

на педагогическом совете

Заведующий

 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 402» г.о. Самара

Протокол № 6

______________ Н.Б. Нагорнова

«30» августа 2020 г.

приказ № 87 - од

« 02 » сентября 2020 г.

Рабочая программа  углубленной работы по речевому развитию

в средней группе № 5

 «Говорушечки»

Составила

Воспитатель:

Казачкова  П. С.

Самара, 2020 г.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………....................3

Актуальность программы.......................................................................4

Задачи ......................................................................................................5

Пути и методы реализации.....................................................................5

            Содержание и формы работы.....................................................................5

Материально техническое оснащение...................................................5

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы..................5

Время проведения кружковой работы...................................................6

Учебный план ......................................................................................................6

            Перспективный план..................................................................................7

Алгоритмы занятий................................................................................11

Использованная литература..................................................................37

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

        Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Актуальность программы.

    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.    Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает  духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

      Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.                      Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Задачи

Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.

Пути и методы реализации

1. Правильный образец педагога.

2. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками. 
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз.
6. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию осанки.

7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Время проведения кружковой работы

        Кружковые занятия проводятся по 15 - 20 минут, по понедельникам и средам во второй половине дня.

Содержание и формы работы

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры

Материально техническое оснащение

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал

3. Природный материал (семена, крупы)

Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы

«Говорушки».

        Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния. Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов;
           Овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.
           Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова.

        Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

Время проведения кружковой работы.

Понедельник 15:15-15:30/35                              Вторник 15:15-15:30/35

Среда 15:15-15:30/35                                          Четверг 15:15-15:30/35

Учебный план.

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий в год

Средняя группа

15 -20 мин.

2 раза в неделю

8

68

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности кружка "Говорушки" на 2020-2021 год.

Тема

Количество часов

Октябрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Сорока-сорока»

«Ладушки – ладушки»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

«Поехали – поехали»

«Колобок»

«Веселые маляры»

«Повар»

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Пила – пила»

«Зайкины ушки»

«Сидит белка на тележке»

«Бумажный мячик»

«В гости»

«Следы»

«Разные следы»

«Улитка, улитка!».

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Мостик»

«Снег идет»

«Стираем платочки»

«Ежата в корзине»

«Как у нашего кота»

«У Лариски - две редиски» 

«Снежок» 

«Есть игрушки у меня» 

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Встали пальчики»

«На работу»

«Кот Василий» 

Игра «Голоса животных».

«Червячки»

Теневой театр «Зайчики играют в барабан»

«Веселые прищепки»

«Лего»

1

1

1

1

1

2

1

1

Февраль

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Зайчишка – трусишка». Русская народная потешка.

«Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка.

«Медвежонок на горке».

«Зимушка-зима! »

«Пекла кошка пирожки»

игра «Дом».

«Путешествие по сказкам».

Песенка «Жили у бабуси»

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Пальчиковый театр «Курочка ряба»

Словесная игра "Комарик"

игра «Кошка Мурка и котёнок»

Рисование пальчиками «Цветок для Мамы»

«Кот и мышки»

«Мы во двор пошли гулять»

«Повар»

«Овощи»

1

1

1

2

1

1

1

1

Апрель

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Воздушный шарик»

Рисование пальчиками «Зеленая травка»

«На полянке у реки»

«Профессии»

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Заучивание потешки  «Тень-тень-потетень»

«Шалтай-болтай»

«Кот - царапка»

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Повторение. Пальчиковый театр «Курочка ряба»

Повторение. Игра «Дом».

Повторение. «В гости».

артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

Повторение. «Поехали – поехали».

Повторение. «Зайкины ушки».

«Ежата в корзине».

Динамические упражнения для языка

1

1

1

1

1

1

1

1

Алгоритмы занятий пальчиковых игр в средней группе

Октябрь

Занятие № 1

Тема: «Сорока-сорока».

Цель: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование: картинка с изображением сороки, или игрушка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.

Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила, Деток кормила. ( воспитатель загибает пальчики ребенка). Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный, Этому дала – средний, Этому дала – указательный, Этому дала – большой.

Занятие № 2

Тема: «Ладушки – ладушки».

Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Доставлять удовольствие детям.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.

Ладушки – ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки!

Занятие № 3

Тема: «Этот пальчик - бабушка».

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Методические приемы:

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

Занятие № 4

Тема: «Этот пальчик хочет спать».

Цель: развивать моторику пальцев рук. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками, говорит, что пальчики наши тоже ложатся спать, как мы.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой.

Этот пальчик хочет спать, Это пальчик – прыг в кровать! Это пальчик прикорнул, Это пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

Занятие № 5

Тема: «Поехали – поехали».

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

Оборудование: картинки изображающие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.

Поехали – поехали, С орехами, с орехами, К дедушке за репкой, Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны). Поехали – поехали, К зайцу за мячиком, За мячиком твоим, Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

Занятие № 6

Тема: «Колобок».

Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

Кулачок – как колобок. Мы сожмем его разок. Вот так – вот так, мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

Занятие № 7

Тема: «Веселые маляры».

Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Ручки наши превратятся в маляров, и будут красить дом.

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх – вниз, слева – направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия. Можно менять имена детей.

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

Занятие № 8

Тема: «Повар».

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Активизировать словарь детей, развивать память.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - воспитатель приносит картинку или игрушку – куклу-повара. Дети рассматривают и отвечают на вопросы. Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем. Имена можно менять.

Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши.

Ноябрь

Занятие № 1

Тема: «Пила – пила».

Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать речь детей, активизировать словарь.

Оборудование: мелкие или резиновые игрушки–звери.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходят звери и рассказывают детям, что в лесу стало холодно и им негде жить. Воспитатель предлагает детям поиграть нашими ручками и построить для зверей домик. В конце игры можно поставить готовый домик и дети будут самостоятельно играть.

Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола.

Пила, пила, Пили быстрей, Мы строим домик для зверей.

Занятие № 2

Тема: «Зайкины ушки».

Цель: развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Оборудование: игрушка-зайка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Занятие № 3

Тема: «Сидит белка на тележке».

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

Оборудование: игрушки: белочка, лисичка, птичка, мишка, зайка.

Методические приемы:

В гости к ребятам приходят игрушки. Они хотят поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке – сестричке, (загибает большой палец), Воробью, ( загибает указательный), Синичке, (загибает средний), Мишке толстопятому, (загибает безымянный), заиньке усатому. (загибает мизинец).

Занятие № 4

Тема: «Бумажный мячик».

Цель: развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.

Методические приемы:

Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

1. Кистью руки отталкивать мячик. 2. Перекатывать мячик по столу.

Занятие № 5

Тема: «В гости».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы:

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

Занятие № 6

Тема: «Следы».

Цель: формировать у детей контроль над мышечными ощущениями. Развивать моторику рук. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: игрушка-собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

Методические приемы:

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Воспитатель предлагает детям помочь щенку. Она объясняет детям, что если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом.

Воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине. Упражнения проводятся последовательно:

* Каждым пальцем отдельно; * Каждой парой пальцев обеих рук

(большими, указательными, средними). * Указательным и средним пальцами каждой руки.

Занятие № 7

Тема: «Разные следы».

Цель: продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями. Закрепить знания детей о животных. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: картинка с изображением домика и дорожки из размягченного пластилина.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает проложить следы к домику на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами - от слабого к сильному):

- Посмотрите, ребята, к домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее. Таким же образом отрабатывать следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

Занятие № 8

Тема: «Улитка, улитка!».

Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей.

Оборудование: картинка с изображением улитки.

Методические приемы:

Воспитатель показывает детям картинку с изображением улитки, читает потешку.

Улитка, улитка! Покажи рога - Дам кусок пирога, пышки, ватрушки, Сдобной лепешки, - высуни рожки!

Читает потешку еще раз, привлекает детей к повторению фраз, просит вместо улитки показать рожки. Затем воспитатель предлагает пальчикам поговорить, знакомит детей с пальчиковой игрой:

«Улитка, улитка!». Улитка, улитка! (кулачок в кулачке, поменять руки). Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога - (поднять рожки к голове). Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки), Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки), Сдобой лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки), - Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове).

Дети играют, запоминая движения и слова.

Декабрь.

Занятие № 1

Тема: «Мостик».

Пальчиковая гимнастика: «Дорожка».

Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

Оборудование: картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.

Методические приемы:

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.

После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики:

Мы взяли фасолинки Выложить дорожку. Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка. 

Занятие № 2

Тема: «Снег идет».

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка».

Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

Оборудование: лист белой бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками в игру «Прогулка».

Пошли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И, в конце пути упал.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, и, как бы, прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими кулаками по поверхности).

После игры воспитатель обращает внимание на то, что на улице идет такой крупный и пушистый. Предлагает детям, показать какой идет снег. Дети берут лист бумаги, рвут на кусочки, кладут кусочки на ладошку, дуют на листочки, показывая какой идет снег.

Занятие № 3

Тема: «Стираем платочки».

Цель: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. Развивать моторику рук.

Оборудование: игрушечные тазы, платочки, веревка и прищепки, кукла.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит кукла Катя. Она приносит платочки. Кукла рассказывает детям, что она хочет помочь маме постирать платочки, но их столько много что она сама не справится. Катя просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле.

Дети берут платочки, воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения руками.

Мама и дочка стирали платочки Вот так, вот так. (движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперед назад). Мама и дочка полоскали платочки Вот так, вот так. (движения кистью в направлении слева – направо). Мама и дочка сушили платочки. Вот так, вот так. (Движения кистью вверх – вниз над тазиком).

– Ну, вот мы и помогли кукле постирать платочки, прополоскали, встряхнули теперь нужно их повесить. На растянутую веревку дети развешивают платочки и закрепляя их прищепками.

Занятия № 4

Тема: «Ежата в корзине».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно–образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.

Оборудование: плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых.

Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Ёжики».

Маленький колючий ёж. До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелит прямыми пальчиками. В конце игры дети любуются симпатичными ежатами, играют с ними.

Занятие № 5

Тема: «Как у нашего кота».

Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

Оборудование: картинка кота или игрушечный кот.

Методические приемы:

Дети рассматривают картинку кота. Обращают внимание на его шубку: - Шерсть мягкая, пушистая. Шубка очень хороша! (хоровое и индивидуальное высказывание).

Дети вместе с воспитателем рассматривают усы «Удивительной красы». Отмечают, что «Глазки смелые, а зубки белые». Появляется игрушечный котик, он предлагает полюбоваться на его шкурку, усы, глазки. Просит детей рассказать о нем пальчиками, показать каждое слово стихотворения жестами.

Воспитатель с детьми разучивают движения рук и пальчиков.

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Занятие № 6

Тема: «У Лариски - две редиски» 

Цель: Формировать навыки повторять за воспитателем, выговаривать четко слова, а также окончания слов.  

Методические приемы: Воспитанники знакомятся с гостем, и рассматривают его. Закрепляют цвета, форы, размер и количество. Вместе с воспитателем рассматривают корзинку гостя, и что в ней лежит. Повторяют за воспитателем.

У Лариски –              (по очереди разгибают пальчики из кулачка,

Две редиски.      начиная с большого, на одной или на обеих руках)          

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки

Получают свои подарки. В конце игры прощаются с гостем.

Занятие №7.

Тема: «Снежок» 

Цель: Формировать навыки речи, расширять кругозор воспитанников. Закреплять полученные знания.

Оборудование: Белые листы бумаги

Методические приемы: Воспитатель предлагает воспитанникам и белой бумаги сделать комки снега. Далее предлагает сыграть игру.

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили.  («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий,   (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят
одной ладонью другую)  очень гладкий

И совсем - совсем  не сладкий.         (грозят пальчиком)

Раз – подбросим.                        (смотрят вверх, подбрасывают снежок)

Два – поймаем.                           (приседают, ловят снежок)

Три – уроним.                              (встают, роняют снежок)

И…сломаем.                               (топают)

Занятие №8.

Тема:  «Есть игрушки у меня» 

Цель: Формировать навыки групповой игры, выполнять упражнения (движения) по команде воспитателя.

Методические приемы:

Воспитатель беседуют о любимых игрушках воспитанников и их особенностях.

Есть игрушки у меня:  (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о
друга попеременно)

Паровоз и два коня,    (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?:  (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга
попеременно)

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Январь.

Занятие №1.

Тема: «Встали пальчики»

Цель: Развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

Методические приемы: Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура! » 
В детский сад идти пора! 

Занятие №2.

Тема: «На работу»
Цель:
 Развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Методические приемы:  Воспитатель вместе с воспитанниками выполняет движения согласно тексту потешки.  Сжимает пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один. 
Указательный, — за ним. 
Средний будит безымянный. 
Тот поднял мизинчик малый. 
Встали братцы все — «Ура! » 
На работу им пора. 

Занятие №3.

Тема:  «Кот Василий» 

Оборудование: Игрушки: кот, мышка, малыш в колыбельке; барабан для каждого ребенка;

Методические приемы: Воспитатель показывает кота-игрушку и ведет с ним диалог. Здравствуй, Васенька! Кот. Мяу! Иди сюда, мой хороший, мой красивый. (Гладит кота.) Мы про тебя сейчас песенку споем.

Воспитатель инсценирует стихотворение «Кот Василий» А. Крылова.

  • Кот Василий, где ты был?
  • Я мышей ловить ходил...
  • Почему же ты в сметане?
  • Потому что был в чулане...
  • Долго ль был там?
  • Полчаса...
  • Ну и что там?
  • Колбаса...
  • А откуда же сметана?
  • Отвечай-ка без обмана,
  • Расскажи нам поскорей,
  • Как ты там ловил мышей.
  • Там сидел я возле кваса...
  • Нюхал жареное мясо,
  • Только глянул на творог —
  • Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок.

Опрокинулся горшок,

На меня упало сало...

  • Где же мышка?
  • Убежала...

Занятие №4.

Тема: Игра «Голоса животных»

Цель: Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Оборудование: Материалы: карточки с изображениями животных или игрушки-животные. Записи с голосами животных.

Методические приемы: Показать воспитаннику карточки с животными, рассмотреть их внимательно. Рассказать воспитаннику, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомить ребенка с голосами и звуками животных. Прослушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

корова — мычит (му-у-у)

кошка — мяукает (мяу-мяу)

воробей — чирикает (чирик-чирик)

ворона — каркает (кар-кар)

гусь — гогочет (га-га-га)

слон — трубит (ту-у-у)

собака — лает (гав-гав)

индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

лошадь — ржет (и-го-го)

лягушка — квакает (ква-ква)

мышка — пищит (пи-пи-пи)

осел — ревет (иа-иа)

петух — поет, кукарекает (кукареку)

пчела — жужжит (ж-ж-ж)

коза — блеет (ме-е-е)

утка — крякает (кря-кря)

филин — ухает (уху-уху)

 Занятие №5.

Тема: «Червячки»

Цель: Формировать навыки синхронного выполнения движений вместе с воспитателем. Формировать навыки запоминания, развивать память.

Методический прием: Сначала выполняем упражнение ручками ребенка, затем учим ребенка самостоятельно выполнять движения.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладошку, имитируя движение ползущей гусенички.

Раз, два, три, четыре, пять -
(Шагаем по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы прижаты к ладони.)
Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,
(Складываем пальцы в “клюв” и покачиваем вверх-вниз.)
Головой она кивает.

И кричит “Как-кар! Привет! . 
(Раскрываем ладонь, отводим большой палец вниз, а остальные вверх.)
Червячки – вот мой обед!”

А пока она кричала,
(разводим руки)

Занятие №6.

Тема: Теневой театр «Зайчики играют в барабан»

Цель: Развить мелкую моторику пальчиков. Формировать воображение и фантазию воспитанника. 

Оборудование: Ширма для театра и лампа.

Методический прием: Демонстрация воспитанникам сюжета теневого театра «Зайчики играют в барабан»  словесным сопровождением. Далее предложить воспитанникам принять участие в театре, в разыгрывании сценки. 

За уши зайца
Hесут к барабану.
Заяц ворчит:
"Барабанить не стану!
Hет настроения,
Hет обстановки,
Hет подготовки,
Hе вижу морковки!"

"Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам"

(Валентин Берестов «Заяц- Барабанщик»)

Занятие №7.

Тема: «Веселые прищепки»

Цель: Формировать навыки выполнять упражнения вместе с воспитателем, повторять за ним стихотворные строки.

Оборудование: Прищепки

Методический прием: Повторять движение вместе с воспитателем. 

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём

И немного отдохнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Занятие №8.

Тема: «Лего»

Цель: Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».

Оборудование: Элементы конструктора.

Методический прием: Повторять движение вместе с воспитателем.

1, 2, 3, 4, 5!

Конструктором будем мы играть!

(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Конструктором будем мы играть!

Своим ручкам помогать!

(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

(Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

между ладонями, правая рука сверху)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

 (Меняем положение рук прокатывание конструктора

между ладонями, левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

(Сжимаем конструктор в правой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Сильно сжимаем в левой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

Мы конструктор убираем

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Убираем на край стола)

(Загибаем пальцы на правой руке)

 (Загибаем пальцы на левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)

 

Февраль.

Занятие №1.

Тема: «Зайчишка – трусишка». Русская народная потешка.

Цель: Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

Оборудование: Настольная ширма, перчаточные куклы.

Методический прием: Воспитатель раздает ребятам мо зайчику и начинает рассказывать потешку.

Зайчишка – трусишка
 по полю скакал,
В огород забежал,
Морковку нашёл, сидит, грызёт.
Ай, кто – то идёт!
Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько, посмотрите,
Зайчиков скорей берите!

Организуется совместная инсценировка потешки.

Занятие №2.

Тема: «Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка.

Цель: Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: Гребешки для волос.

Методический прием: Слушая аудиозапись воспитанники повторяют движения за воспитателем. Затем воспитаннику вместе с воспитателем повторяют слова потешки и выполняют движения.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Занятие №3.

Тема: «Медвежонок на горке».

Цель: Формировать представление о приметах зимы: холодно, идёт снег, со снегом можно играть; побуждать детей отвечать на вопросы, развивать эмоциональное восприятие и воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудования: Игрушечные медвежата, конструктор для постройки горки.

Методический прием: Построить вместе с воспитанниками горку из конструктора, закрепить знания геометрических фигур и цветов. покажите ребенку, как медвежонок катается с горки.

Прочтите стихотворение:

Ой, ребята, та-ра-ра!
Во дворе стоит гора;
Мишка в саночки садится
И под горку быстро мчится.

Предложите ребенку покатать медвежонка с горки самостоятельно, прослеживая взглядом его передвижение. Возьмите деревянные кирпичики и кубики (по две штуки).
Поставьте кубик на стол, на него опрокиньте кирпичик. Объясните воспитаннику: «Это горка».
Попросите его построить такую же и покатайте по этой горке шарик.

Занятие №4.

Тема: «Зимушка-зима! »

Цель: Развивать мелку моторику рук воспитанников, развить воображение и память. 

Методический прием: Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

Воспитанники повторяют движения за воспитателем и запоминают слова.

Занятие №5.

Тема: «Пекла кошка пирожки»

Цель: Формировать навыки слушания и изучения изображения. Расширять словарный запас воспитанников.

Оборудования: Иллюстрации к потешке. 

Методический прием: Чтение потешки и сопровождение иллюстрациями. 

Пекла кошка пирожки,

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула

- На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.

Повторение потешки вместе с воспитанниками. заучивание.

Занятие №6.

Тема: игра «Дом».

Цель: Формировать навыки повторять движение за воспитателем по команде. Развивать мелкую моторику рук.  

Методический прием: Продемонстрировать воспитанникам игру и предложить повторить за воспитателем.

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ).

Занятие №7.

Тема: «Путешествие по сказкам».

Цель: Помочь воспитанникам вспомнить сказки, которые они уже знали. Активизировать словарный запас. Формировать навыки грамотного построения предложений. 

Оборудование: Иллюстрации к сказкам. 

Методический прием: Вспоминать вместе с воспитанниками сказки. Воспитатель  начинает сказку, а воспитанники должны закончить ее опираясь на иллюстрации.

Занятие №8.

Тема: Песенка «Жили у бабуси»

Цель: Формировать навыки пения, запоминания текста. 

Оборудование: Аудиозапись песни «Жили у бабуси»

Методический прием: Воспитатель включает аудиозапись с песней. Воспитанники слушают запись. Затем вместе поют песню.

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки 
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся: 
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, 
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Март

Занятие №1.

Тема: Пальчиковый театр «Курочка ряба»

Цель: Формировать навыки рассказывать сказки наизусть, расширять и закреплять словарный запас.

Оборудования: Ширма для театра, мальчиковые куклы.

Методический прием: Воспитатель организует театр и предлагает воспитанникам в нем поучаствовать. Раздает по персонажу из сказки. Воспитанники начинают показывать театр.

Занятие №2.

Тема: Словесная игра "Комарик"

Цель: Формировать навыки внимательного слушания. Понимать и использовать глаголы «прилетел», «запел», «звенел»; наречия « долго», «быстро».

Оборудование: Бубен, палочки

Методический прием:

 Прочитать воспитаннику стихотворение:


В теплый солнечный денек
Полежать на травку лег,
Тут комарик прилетел                 
(показ изображения комарика)
Песню звонкую запел.               
(извлеките долгий звук на свистульке) 
 

Скажите: «Долго звенел комарик. Долгая песенка у комара».
Выложите длинную дорожку (из палочек) 
Попросите ребенка: «Покажи дорожку пальчиком 

Ребенок проводит пальчиком по дорожке.
Спросите: «Какая песенка у комара?»
Ребенок должен ответить: «Долгая».
Прочтите рифмовку:
Он уселся мне на лоб.
Комара я быстро: хлоп!               
(ударьте в бубен) 

Спросите: «(Как хлопнули по комару?»
Ребенок должен ответить: «Быстро: оп!»
Выложите короткую дорожку 
(повторите короткое звучание на бубне, ребенок выкладывает короткую дорожку). 

Скажите:
Ну-ка, не зевайте.
Ну-ка, угадайте:

Что делает комарик?                (издайте долгий звук на свистульке

Ребенок отвечает: (Комарик поет).
Спросите: «Какая песенка?» (Долгая).
Покажите пальчиком длинную дорожку. Издайте короткий звук на бубне.
Спросите: (Что случилось с комариком? Какая дорожка?)
Ребенок показывает соответствующую дорожку.

Занятие №3.

Тема: игра «Кошка Мурка и котёнок»

Цель: Формировать знания воспитанника с величиной предметов: "большая кошка" - "маленький котёнок", подражать движениям взрослого, Развиваем внимание, умение ребенка выполнять инструкции.

Оборудование: Игрушки большой кошки и маленького котенка. 

Методический прием: Знакомим воспитанников с игрушками - кошкой Муркой и котёнком Мурзиком.

- Посмотри,  это кошка Мурка. У неё шёрстка мягенькая. Погладь кису по спинке. Где у кошки уши, лапы,  голова, хвост (уточнение частей тела кошки).

- А это маленький котёнок Мурзик. Смотри, ушки у него маленькие, лапки маленькие, головка, хвостик.

Воспитатель и ребята уточняют части тела, сравнивают по величине, уточняют названия частей тела кошки и котёнка.

 Давай накормим кошку Мурку и котёнка Мурзика (большой кошке – большая тарелка, маленькой – маленькая).

Воспитатель отщипывает кусочки ваты (пластилина, теста) - как конфетки и угощает кошку и котёнка.
Большой кошке - большая конфета (на большую тарелку), маленькому котёнку - маленькая конфетка (на маленькую тарелочку).

- На, кошка Мурка, кушай!
На, котёнок Мурзик, кушай!

Ребенок наблюдает за действиями взрослого, затем выполняет сам.

 

Занятие №4.

Тема: Рисование пальчиками «Цветок для Мамы»

Цель: Вызвать интерес к рисованию пальчиками. Развитие зрительно-пространственного восприятия

Оборудование: Гуашь, стаканчики с водой. 

Методический прием: Вместе с воспитанниками рассмотреть иллюстрации с изображением цветов. Определить какие цвета присутствуют на картинках.

Продемонстрировать рисование цветочков с помощью пальчиков. Предложить ребятам самим нарисовать цветы с помощью пальчиков.

Занятие №5.

Тема: «Кот и мышки»

Цель: Развить мелкую моторику рук, активизировать словарный запас.

Методический прием: Воспитатель демонстрирует движение и читают потешку, воспитанники стараются повторить за ним.

Только мышки заскребут,

(Перебирайте всеми пальцами, скребите по столу или по колену.)

Серый Васька тут как тут.

Тише, мыши, уходите,

(Пальцы замирают.)

Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот,

Распугает хоровод.

Вот проснулся Васька-кот —Разогнал весь хоровод!

(Всеми пальцами «убегайте» от кота.)

Занятие №6.

Тема: «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами.

Методический прием: Воспитанники выполняют движения вместе с воспитателем и повторяют слова потешки. 

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. 
Раз — подбросим, "Подбрасывают". 
Два — поймаем, "Ловят". 
Три — уроним "Роняют". 
И... сломаем. Топают. 

Занятие №7.

Тема: «Повар»

Цель: Продолжать развивать мелкую моторику рук

Методический прием: Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу. Имитируют  выключение света правой рукой. Загибают   большие   пальцы   на   обеих руках. Загибают указательные пальцы.
Загибают средние пальцы. Загибают безымянные пальцы. Загибают мизинцы. Изображают, как сыплют сахар.
Опускают руки, пожимают плечами        

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет 
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, 
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой, 
Угли бьет поварешкой. 
Сахар сыплет в бульон. 
И очень доволен он.

Занятие №8.

Тема: «Овощи»

Цель: Продолжать развивать мелкую моторику рук, активизировать словарный запас.

Методический прием: Воспитанники выполняют движения вместе с воспитателем и повторяют слова потешки. 

На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

 Это самый вкусный груз!

 Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

 -мизинцы

-безымянные

-средние

-указательные

-большие

-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Апрель

Занятие №1.

Тема: «Воздушный шарик»

Цель: Формировать навыки выполнять упражнения по команде воспитателя, развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарный запас. 

Методический прием: Воспитанники выполняют движения по требованию воспитателя в соответствии стихотворным текстом.

Шарик, шарик мой воздушный,  Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.

Непоседа непослушный.

Шарик круглый,   «Обрисовывают» руками круг.

Шарик гладкий,   Имитируют поглаживание шарика.

Шарик легкий,

Шарик мягкий.  Ладонями имитируют легкое сдавливание.

 Из-под рук он улетает,  Поднимают руки вверх.

Но я его поймала,   Опускают вниз.

Нитку к пальцу привязала.   Имитируют натягивание нитки на палец.

 Вправо шарик, влево шарик –  Плавно поднимают руки вправо, затем влево.

Мой светящийся фонарик.

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму.  Прижимают воображаемый шарик к щеке.

 Ты меня не покидай,   Поглаживают воображаемый шар.

Будь со мной, не улетай!

Занятие №2.

Тема: Рисование пальчиками «Зеленая травка»

Цель: Тренировка мышц рук, вызвать интерес к изображению весеннего пейзажа. Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Оборудование: Гуашь зеленого цвета, стаканчики с водой, салфетки, листы белой бумаги.

Методический прием: Воспитанники вспоминают, какое время года пришло, определить характерные черты весны. Чем весна отличается от других времен года.  Выясняют, что на улице трава зеленеет. Воспитатель предлагает нарисовать траву воспитанникам самостоятельно. Сначала демонстрирует воспитатель сам, затем предлагает нарисовать травку ребятам. В конце воспитанники и воспитатель рассматривают свои картинки и обсуждают их.

Занятие №3.

Тема: «На полянке у реки»

Цель:  Формировать навыки выполнять упражнения по команде воспитателя,

Методический прием: воспитатель с воспитанниками выполняет движения по требованию потешки.

На полянке у реки петушки гуляли,  Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали.  Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.

 Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой   Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.

 Горло полоскали.   Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки,  Обхватывают щеки руками, качают головой.

 Крылышки устали, ах-ах,  Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора,   Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки,  Ладошки под щечку.

Глазки закрывают.    Закрывают глазки.

Занятие №4.

Тема: «Профессии»

Цель: Расширение кругозора воспитанников, активизация словарного запаса и дополнение его новыми словами.

Методический прием: Выполнение движений по требованию потешки.

Вот забор.

 В заборе щели.

 Пальцы в них пролезть хотели.

 Сунул голову Большак.

 Дальше не пройти никак!

 Вслед за ним застрял Указка.

 Середняк хотел – напрасно!

 Безымянный – безуспешно!

 Хоть один прошёл? Конечно!

 Щуплый, маленький мизинчик

 Помощь братьям оказал:

 Из щелей их всех достал.

 Занятие №5.

Тема: «Хозяйка однажды с базара пришла»

Цель: Формировать навыки выполнять движения по команде. 

Методический прием: На каждое название загибают пальчик. Удары по столу кулачками и  ладоням. На каждое название загибают пальчик. Стучат ребром ладони по столу. На каждое название загибают пальчик. Стучат ребром ладони по столу. На каждое название насекомого загибают пальчик.

Хозяйка однажды с базара пришла,

  Хозяйка с базара домой принесла.

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Вот овощи спор завели на столе –

  Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  Хозяйка тем временем ножик взяла

  И ножиком этим крошить начала

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Накрытые крышкой, в душном горшке

  Кипели, кипели в крутом кипятке

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  И суп овощной оказался не плох.

  «Шагают» пальчиками по столу.

 Занятие №6.

Тема: Заучивание потешки  «Тень-тень-потетень»

Цель: Развивать память, речевой аппарат

Оборудование: Аудиозапись потешки

Методический прием: Воспитатель включает аудиозапись потешки. Ребята внимательно слушают. Затем воспитатель проговаривает каждую строчку, воспитанники повторяют.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Занятие №7.

Тема: «Шалтай-болтай»

Цель: Развивать память, речевой аппарат

Методический прием: Воспитатель рассказывает стихотворение. Воспитанники повторяют, разглядывая иллюстрации.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!

Занятие №8.

Тема: «Кот - царапка»

Цель: Продолжать формировать навыки выполнять движения по команде воспитателя. 

Методический прием: Выполнять движения в соответствии требованиям потешки.  Правая ладонь в кулак. Левая ладонь в кулак. Сжимать и разжимать кулаки. Правуюладонь поднять вверх и  сжимать кулак. Левую ладонь поднять и в кулак. Сжимать и разжимать кулачки. Поочерёдно гладить руки.

 Кот сибирский,

 Кот – царапка,

 Учит деток танцевать.

 Ну – ка, детки,

 По команде,

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Грациозно, незаметно,

 Надо лапки поднимать,

 Левой – правой, левой – правой,

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Поочерёдно махи кистями рук.

 Пальцы собрать в кулаки.

Май

Занятие №1.

Тема: Повторение. Пальчиковый театр «Курочка ряба»

Цель: Формировать навыки рассказывать сказки наизусть, расширять и закреплять словарный запас.

Оборудования: Ширма для театра, мальчиковые куклы.

Методический прием: Воспитатель организует театр и предлагает воспитанникам в нем поучаствовать. Раздает по персонажу из сказки. Воспитанники начинают показывать театр.

Занятие №2.

Тема: Повторение. Игра «Дом».

Цель: Формировать навыки повторять движение за воспитателем по команде. Развивать мелкую моторику рук.  

Методический прием: Продемонстрировать воспитанникам игру и предложить повторить за воспитателем.

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ).

Занятие № 3

Тема: Повторение. «В гости».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы:

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

Занятие №4.

Тема: артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

Цель: Развивать подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.

Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.

Занятие №5.

Тема: Повторение. «Поехали – поехали».

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.

Оборудование: картинки изображающие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.

Поехали – поехали, С орехами, с орехами, К дедушке за репкой, Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны). Поехали – поехали, К зайцу за мячиком, За мячиком твоим, Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

Занятие №6.

Тема: Повторение. «Зайкины ушки».

Цель: развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Оборудование: игрушка-зайка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Занятие №7.

Тема: «Ежата в корзине».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно–образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.

Оборудование: плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых.

Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра: «Ёжики».

Маленький колючий ёж. До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелит прямыми пальчиками. В конце игры дети любуются симпатичными ежатами, играют с ними.

Занятие №8.

Тема: Динамические упражнения для языка

Цель: Развивать подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

Методические приемы:

Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.

Достань нос – рот открыт, язык  тянется к носу.

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.

Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.

Оближи варенье — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.

Накажем язычок —  широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.

 

Использованная литература.

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т.В.  Пальчиковые игры и упражнения для детей  Издательство: Учитель М.: 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании Совета педагогов на тему: Организация работы по речевому развитию в средней группе.

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и ...

Рабочая программа образовательная область «Речевое развитие» для средней группы (4 – 5 лет)

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая  мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания....

Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.

Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....

Обобщение опыта работы по речевому развитию в средней группе

Данный материал может помочь воспитателям в работе...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...