Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образовательной программе, так как он ориентирован на развитие ребенка с учетом его возрастных особенностей. Рекомендую для применения специалистами ДОУ, учителями начальной школы, коррекционных учреждений, родителями, гувернерами и многими другими. Привлекает возможность использования игр как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_brazovatelnaya_programmazanimatelnaya_logika.docx | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
развитию детей»
Дополнительная образовательная программа
студии познавательно-речевого
развития детей старшей группы
«Занимательная логика»
Составитель:
Бутырская Кира Станиславовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
- Целевой раздел Программы.
Пояснительная записка.
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое является фундаментом для умственного развития ребенка. Эффективным средством сенсорного развития, закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Использование блоков Дьенеша способствует развитию умения узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств, умения сравнивать, анализировать.
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, одно из самых привлекательных для детей занятий. Именно игра способствует усвоению сложных математических знаний, формированию интереса к ним. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Дети играют и, незаметно для себя, они считают, вычитают, решают различные логические задачи, формирующие логические операции. Важно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Развивающие игры очень эффективны в закреплении знаний, умений, впечатлений, полученных на занятиях.
Программа студии познавательно-речевого развития детей «Занимательная логика» направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Цель реализации программы.
- Развитие познавательно-творческих способностей детей 5-6 лет, психических процессов и математических способностей в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
- Развитие логического мышления, способности детей переходить от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.
Задачи:
Обучающие:
- Помочь овладеть основными приемами формирования понятий: анализа, синтеза, сравнение, абстрагирования, обобщения, классификации.
- Осуществлять простейшие суждения (утверждать что-либо или отрицать о предметах, признаках, по определенным правилам вывода получать умозаключение).
- Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать (мысленно устанавливать сходство или различие предметов по существенным и по несущественным признакам).
- Развивать внимание, воображение, счетные навыки, слуховую и зрительную память, логическое мышление, умение классифицировать предметы, находить часть и целое, находить закономерности, умение решать и составлять задачи, решать логические задачи.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, стремление к достижению цели.
- Воспитывать детскую самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Развивать у детей способность к самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
- Формировать устойчивый интерес у детей и родителей к развивающим играм.
Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для детей 5 - 6 лет, рассчитана на 1 год обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Это соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СанПиН 2.4.3648-20 вступившими в силу 01 января 2021 года.
Учитывая возраст детей, занятия проводятся в игровой форме, своевременно происходит смена деятельности. Всего запланировано 33 занятия.
Принципы и подходы к формированию Программы.
- Принцип комплексного подхода к развитию логического мышления, через активизацию и развитие слуховой, зрительной, моторной, тактильной, речемыслительной деятельности.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
- Принцип реализации потенциальных возможностей ребёнка.
- Принцип корректного отношения к личностным качествам ребёнка, к его психоэмоциональному состоянию.
- Принцип развития.
- Принцип учёта ведущего вида деятельности дошкольников – игрового.
Планируемые результаты освоения Программы.
К концу года дети научатся:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по силуэтным и составным схемам, по замыслу, зарисовывать их;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
- понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, или с незначительной помощью;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
Нормативно-правовая база.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), вступившими в силу 30 июля 2013 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г., № 1155, зарегистрирован в Минюсте, регистрационный № 30384 от 14.11.2013г.
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 года №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.04.2003 N 181, от 28.12.2005 N 815, от 15.09.2008 N 682).
- Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг в МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт ситемно-деятельностной педагогики, 2014.
В группе имеются комплекты детской мебели (столы и стулья) в достаточном количестве. Подбор мебели произведен согласно ростовым и возрастным особенностям детей. Вся мебель в групповом помещении №11 промаркирована в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249 – 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
II. Содержательный раздел Программы.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры «Блоки Дьенеша», методика М.В.Кралиной «Обучение детей логике», интернет-ресурсы.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1 раз в квартал проводятся открытые мероприятия: «Игровые гостиные», «Школа Айкьюши», практикумы-тренинги, на которых родители совместно с детьми обучаются игровым приёмам, знакомятся с развивающими играми. Обратная связь с родителями воспитанников осуществляется через блог группы «Пчелки» http://butyrskaya23.blogspot.ru/
Учебный план.
Месяц | Количество занятий | Количество час |
Сентябрь | 4 | 2 ч. |
Октябрь | 4 | 2 ч. |
Ноябрь | 5 | 2 ч. 30 мин |
Декабрь | 4 | 2 ч. |
Январь | 4 | 2 ч. |
Февраль | 4 | 2 ч. |
Март | 4 | 2 ч. |
Апрель | 4 | 2ч. |
Май | 4 | 2 ч. |
Итого занятий за учебный год | 33 | 18 ч. 30 мин |
Календарный учебный график: Занятия проводятся каждую среду с 15 ч.30 мин.
III. Учебно-тематический план
№ и тема занятия | Игры |
1. Тема: Знакомство с «Блоками Дьенеша» | 1. Игра «Найди фигуру» Задачи:
2. Игра «Угощение» Задачи:
Дать мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме. |
2. Тема: «Игры с фигурами» | 1. Игра «Сколько?» Задачи:
2. Игра «Цепочки» Задачи:
|
3. Тема: «Игры-загадки 1» | 1. Игра «Что изменилось?» Задачи:
В ряд несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. 2.Игра «Третий лишний?» Задачи:
|
4. Тема: «Игры-загадки 2» | 1. Игра «Парочки» Задачи:
2. Игра «Чудесный мешочек» Задачи:
|
5.Тема: «Загадки от зверяток» | 1. Игра «Паровозик» Задачи:
Построить длинный паровоз» в разных вариантах от выбранной фигуры так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по одному, двум признакам. 2. Игра «Угадай-ка» Задачи:
|
6. Тема: «Превращения фигур с блоками Дьенеша» | 1. Игра «Фабрика фигур» Задачи:
2. Игра «Заселим домики» Задачи:
|
7. Тема: «День рождения» | 1. Игра «Угощение для медвежат» Задачи:
2. Игра «Чудесный мешочек» Задачи:
|
8.Тема: «Художники» | 1. Игра «Второй ряд» Задачи:
2. Игра «Художники» Задачи:
|
9. Тема: «Строители» | 1. Игра «Построй домик» Задачи:
2. Игра «Отрицание цвета» Задачи:
|
10. Тема: «Путешествие в цветочную страну» | 1. Игра «Садовники» Задачи:
2. Игра: «Нарисуй цветок» Задачи:
|
11. Тема: «Волшебники» | 1. Игра «Волшебные камни» Задачи:
2. Игра «Дружат» - «не дружат» Задачи:
|
12. Тема: «Машинки для друзей» | 1.Игра «Где, чей гараж» Задачи:
2. Игра «Построй машину» Задачи:
|
13. Тема: «Помощники» | 1. Игра «Помоги Незнайке» Задачи:
Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький). 2.Игра «Раздели блоки» Задачи:
|
14. Тема: «В волшебном лесу» | 1. Игра «Волшебное дерево» Задачи:
2. Игра «Помогите Мишке собрать фигуры» Задачи:
|
15. Тема: «Путешествие на Фабрику фигур» | 1. Игра «Художники» Задачи:
2. Игра «Фабрика фигур» Задачи:
|
16.Тема: «Фантазёры» | 1. Игра: «Транспорт к выезду готов» Задачи:
2. Игра «Строим дорожку по схеме» Задачи:
|
17.Тема: «Фотографы» | 1. Игра «Чудесный мешочек» (в парах) Задачи:
2. Игра «Фотографы» Задачи:
|
18.Тема: «Волшебная дверь» | 1. Игра «Что изменилось?» Задачи:
определять, называть изменяющийся признак объекта и обозначать его символом. 2. Игра « Угадай фигуру» Задачи:
|
19.Тема: «Строители» | 1. Игра «Восстанови разрушенный город» Задачи:
2. Игра «Подбери ключ к замку» Задачи:
|
20.Тема: «Машины будущего» | 1. Игра «Волшебный город» Задачи:
2. Игра «Придумай свой автомобиль» Задачи:
|
21. Тема: «Думай, играй, отгадывай» (с использованием методики М.В.Кралиной) | 1. Игра «Что бывает такое?» Задачи:
2. Игра «Загадай предмет» Задачи:
|
22. Тема: «Как друзья ходили в зоопарк» (с использованием методики М.В.Кралиной) | 2. Игра «Зоопарк» Задачи:
2. Игра «Угощение» Задачи:
|
23. Тема: «Загадки с фигурами» | 1. Игра «Найди ошибку» Задачи:
2. Игра «Разложи фигуры по конвертам» Задачи:
|
24. Тема: «Магазин» (с использованием методики М.В.Кралиной) | 1. Игра «Отгадай фрукт или овощ» Задачи:
2. Игра «Помоги Торопыжке посчитать чего и сколько» Задачи:
|
25. Тема: «В гостях у Снеговиков» (с использованием методики М.В.Кралиной) | 1. Игра «Расскажи про снеговика» Задачи:
2. Игра «Конкурс красоты снеговиков» Задачи:
|
26. Тема: «Загадки Фитиля и Торопыжки» (с использованием методики М.В.Кралиной) | 1. Игра «Отгадай признак» Задачи:
2. Игра «Назови…, но не…» Задачи:
|
27. Тема: «Загадки Карандашкина» | 1. Игра «Отгадай слова, зашифрованные в рисунках» Задачи:
2. Игра «Пирамида» Задачи:
|
28. Тема: «Новоселье» | 1. Игра «Этажи» Задачи:
2. Игра «Подарки для друзей» Задачи:
|
29. Тема: «Праздник в стране Блоков» | 1. Игра «Воздушные шары» Задачи:
2. Игра «Садовники» Задачи:
|
30. Тема: «Сказка «В царстве блоков» | 1. Игра «В царстве блоков» Задачи:
развивать творческое мышление 2. Игра «Найди клад» Задачи:
|
31. Тема: «В гостях в стране Муравии» | 1. Игра «Четвертый лишний» Задачи:
2. Игра «Помоги муравьишкам». Задачи:
|
32.Тема: «Играем с блоками» | 1. Игра «Муравьиная цепочка» Задачи:
1. Игра «Необычные фигуры» Задачи:
|
33. Тема: «Игры парами» | 1. Игра «Улитка»
2. Игра «Найди пару» Задачи
|
III. Организационный раздел Программы
1. Материально-техническое обеспечение Программы
Мебель:
- мебель в соответствии с антропометрическими данными детей - столы 11 штук
- стулья – 22 штуки
- мольберт – 2 шт
- коврограф – 1 шт
- учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» - 21 шт
- игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте поиграем» - 1 шт.
- альбомы «Блоки Дьенеша»; Лелявина, Б.Б. Финкельштейн; Издательство: СПб, Корвет, 1993
Спасатели приходят на помощь. (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб,ООО Корвет, 2010
Лепим небылицы. (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб, ООО Корвет; 2010.
Поиск затонувшего клада (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб, ООО Корвет; 2010.
- Раздаточный и демонстрационный материал: карточки с изображением символов.
2. Программно-методическое обеспечение
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов /Под научной ред. А.А. Леонтьева/; М.: «Баллас», Издательский Дом РАО, 2003.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд 3-е, дополненное и переработанное. М.: Издательство «Ювента», 2006.
- Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Науч. рук. Л.Г. Петерсон. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой - М.: Цветной мир, 2012.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е.В., Некрасова А.А. и др. - М.: Цветной мир, 2012.
Коробова Т.В. Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста; 2014.
- Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 С.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.
3. Организационные условия
Занятия проводятся в групповой комнате площадью – 46,5 кв. м, расположенной на втором этаже. В группе естественное освещение – 2 окна общая длина 8,38 м. В качестве источников искусственного света в группе используются светодиодные светильники. В качестве солнцезащитных устройств используются рулонные шторы светлых тонов.
IV. Мониторинг
Задачи | Критерии оценки |
Знание геометрических фигур и умение показать их по слову | -Называют все геометрические фигуры, находят по слову -Называют, но сами найти по слову затрудняются -Не знают |
Знание 4-х свойств Цвет Форма Величина Толщина | -Знание всех 4-х свойств -Частичное знание (2-3 свойства) -Знание 1-го из 4-х свойств |
Нахождение блоков по карточке-схеме | -Легко находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Затрудняются в поиске |
Нахождение блоков по слову, удерживая в памяти | -Свободно находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Не справляются с поставленной задачей |
Отсутствие свойства с использованием карточек «НЕ» | -Задача не составляет труда -Требуется время для анализа -Не могут найти нужный блок |
Умение оперировать двумя свойствами | -Свободно оперируют 2-мя свойствами -Требуется разъяснение -Не справляются даже после разъяснения |
Выявление умений оперировать 3-мя свойствами | -Легко ориентируются -Требуется помощь -Путаются даже после разъяснений |
Уровни освоения
- Высокий
- Средний
- Низкий
Критерий | |
Умеет анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать. | |
Использует занимательный игровой материал в играх самостоятельного характера. | |
Умеет сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине. | |
Умеет рассуждать, доказывать. | |
Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук. | |
Способен к волевым усилиям. | |
Проявляет интерес к математическим играм. |
V. Литература
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
Коробова Т. В; Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие;. 2014.
Михайлова З.А., Носова Е.А. .Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. ; «Детство-Пресс», 2016.
- Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. №22;.4. С. 35-40.
- Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом «Спасатели приходят на помощь»; Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
- Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом «Праздник в стране блоков»; Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
- Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом « Поиск затонувшего клада»; Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
- Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/logiko-matematicheskoe-razvitie-detey-v-protsesse-igr-s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"
Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».
Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...
КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе
Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...