Аналитический отчет за межаттестационный период 2020– 2022 гг
рабочая программа по логопедии
Оглавление
Введение
Анализ деятельности по направлениям:
1.Диагностическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Консультативное
4. Методическое
Вывод
Задачи на следующий межаттестационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_1.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 31»
Согласовано: Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31» _____________ М.П. Казакова |
Аналитический отчет за межаттестационный период
2020– 2022 гг.
Составитель: Кискина Галина Юрьевна
учитель – логопед
Троицк, 2020г.
Оглавление
Введение
Анализ деятельности по направлениям:
1.Диагностическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Консультативное
4. Методическое
Вывод
Задачи на следующий межаттестационный период.
Введение.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
По данным мониторинга, ежегодно проводимого в сентябре, в нашем дошкольном образовательном учреждении более 80 % воспитанникам необходима помощь по коррекции речевых нарушений.
На решение данной проблемы была направлена моя профессиональная деятельность, целями которой стали:
- Поиск эффективных путей, способов коррекции развития речи ребенка, профилактики и ранней диагностики нарушений речевого развития.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в способах преодоления дефектов речи.
- Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основными задачами коррекционно-развивающей работы с детьми явились:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
1. Диагностическое:
С 2020 по 2022 года логопедическую группу № 1 посещало 11 детей старшего дошкольного возраста и 26 детей подготовительного возраста. Из них выпущено на данный момент 12 детей. Выбыло 2 детей.Вновь прибывшие 6 детей.Дети были зачислены решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на 1 или 2 года. Дети поступали из нашего дошкольного учреждения и других детских садов по рекомендации ПМПК.
Диагнозы распределились следующим образом:
ОНР III ур-ня 31 | ФФНР 1 | Дизартрия 4 | 4уровень реч.развития 1 |
Нарушение сист.хар-ра 2 | Мин.диз.р-ва 13 | III уровень речевого развития 1 | Билингвизм 4 |
В начале каждого учебного года проводилось обследование детей. По результатам обследования заносились данные в речевые карты, составлялся индивидуальный план работы на каждого ребенка. Речевые карты были оформлены по следующим параметрам:
- анамнез
- звукопроизношение,
- состояние фонематического восприятия, звуко-слогового, звукобуквенного анализа
-слоговая структура речи
- грамматической строй речи
- словарный запас
- развитие связной речи.
Речевая карта оформлялась на 2 года.
По результатам обследования были сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.
Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.
Кроме этого логопедическое обследование детей проводилось в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).
Проводя логопедическое
обследование детей, мы выявили, что 100 % детей на 1-го года обучения поступают с
логопедическим заключением - общее недоразвитие речи. Для таких детей типичным
является не только нарушение звукопроизношения, но и недоразвитие высших
психических функций, несформированность фонематического слуха, лексико-
грамматического строя, связной речи. На решение данных проблем была направлена
наша профессиональная деятельность, целью которой стало осуществление
максимальной коррекции отклонений в речевом развитии воспитанников
Прежде всего для реализации этой цели нами была разработана «Рабочая
программа учителя – логопеда», за основу которой была взята программа Т.Б.
Филичевой, Г\В. Чиркиной Коррекция нарушений речи / Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-
М: Просвещение, 2014г и «Адаптированная образовательная программа ДОУ».
В данной программе освещаются основные этапы и направления логопедической
работы с детьми, раскрывается содержание методики занятий, принципы их
организации.
II. Коррекционно – развивающее:
1. В подготовительной логопедической группе проводились фронтальные занятия по звукопроизношению и обучению грамоте по программе (два раза в неделю). Проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи по темам ОНР два раза в неделю. Ведется перспективное, календарное планирование, поурочные планы занятий.
2. В старшей логопедической группе два занятия в неделю по звукопроизношению и два раза в неделю подгрупповые по темам ОНР. Количество занятий менялось каждый период обучения.
Организация коррекционного процесса обеспечивается:
- наличием логопедического кабинета, оснащенного необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписания занятий;
- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;
- наличием планов фронтальных занятий;
-организация свободного вида деятельности.
Занятия по исправлению звукопроизношения (индивидуальные, подгрупповые) проводились 4-5 раз в неделю. На занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата (зондовый, пальцевой, криомассаж). Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов.
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей,проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ФФНР и ОНР проводились один раз в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2022 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.
В феврале был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе. В результате 5 детей было выпущено с чистой речью и 4 ребенка с улучшением речи. Остальные дети были оставлены для продолжения логопедической работы.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Количественные показатели логопедической работы с детьми
С начала учебного года было обследовано 60детей, из них подготовительного возраста – 36ребенка, старшего возраста – 14ребенка.
ФНР дислалия | ФФНР сложная дислалия, стертая форма дизартрии | ОНР дизартрия | Прочие ЗРР, ринолалия, алалия… | Всего | |
Всего выявлено детей с нарушением речи | - | 1 | 21 | 4 | 37 |
Зачислено на логопедические занятия | - | 1 | 35 | 4 | 37 |
Выпущено с чистой речью | - | 1 | 5 | - | 6 |
Выпущено с улучшением речи | - | - | - | 5 | 5 |
Выбыло по прочим причинам | - | - | - | 2 | 2 |
Оставлено для продолжения коррекционной работы в учебном году | - | 1 | 5 | - | 6 |
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились:
Консультации для воспитателей: «Повышение познавательной и речевой активности у детей с ОНР» (ноябрь), «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» (январь), «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (март), «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (май);
Консультации для специалистов (музыкальный работник): «Использование на занятиях логоритмических приемов» (ноябрь), «Развитие речевого дыхания у детей на музыкальных занятиях» (февраль).
Семинар – практикум: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых нарушений» (ноябрь)
Мастер – класс: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по сюжетным картинам или сериям картинок» (март)
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для
коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах
коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой
работы по развитию речи;
- Участие в ПМПк.
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей:
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» (сентябрь 2019) «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями» (ноябрь 2019)
«Роль мелкой моторики в развитии речи детей» (январь 2020)
«Взаимосвязь семьи и логопеда в коррекционной работе» (март 2020
)
Мастер - классы для родителей:
«Сказки о веселом язычке» (октябрь 2019)
«Пальцы помогают говорить» (декабрь 2019)
«Игровые приемы по развитию связной речи детей» (апрель 2020)
Участие в собраниях:
«Развитие речи – один из показателей готовности ребенка к школе» (сентябрь 2020)
«Развитие связной речи детей старшего возраста» (март 2021)
«Особенности развития речи детей 2-3 лет. Задержка речевого развития, причины» (март 2021)
Участие в форуме «Большая перемена»:
«Музыкотерапия – как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста»
(февраль2022)
Выпущены методички и памятки по темам консультаций и практикумов.
Размещена информация для родителей на сайте детского сада по темам:
«Развитие речи детей раннего возраста, «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная
гимнастика», «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала.Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).
Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. Смена информации осуществлялась 1 раз в месяц.
IV. Методическая работа:
1. Участие в педагогических советах, мастер – классах, семинарах, консультациях внутри ДОУ:
- Семинар - практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых нарушений» 11.11.19
- Выступление на педсовете «Учитель-логопед, воспитатели и родители – как три стороны устойчивого треугольника, внутри которого уютно устроился детсадовский малыш». Презентация игр на педсовете «Игры, игровые пособия по развитию речи детей» 28.01.20
- Выступление на педагогической мастерской "Использование эффективных практических методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ" в рамках мероприятий областной методической недели 11.03.2021
2. Посещение творческих групп, методических объединений:
- Творческая группа: «Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых приемов и методов» (семинар – практикум)
Детский сад «Березка» 15.10.19
- «Особенности воспитания и педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии». С учетом опыта Центра лечебной педагогики детский сад № 32 24.11.19
- Творческая группа: «Организация коррекционной работы и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» (семинар – практикум)
Детский сад «Светлячок» 25.11.20
- Творческая группа: «Презентация игр, игровых пособий по речевому развитию детей» (аукцион педагогических идей) Детский сад «Березка» 09.12.15
- Творческая группа: «Опыт работы детского сада «Светлячок» по реализации коррекционной работы с воспитанниками» (семинар – практикум)
Детский сад «Светлячок» 20.01.20
- Организация психолого – педагогической помощи детям с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции КМП» (семинар – практикум)
Детский сад «Катерок» 25.02.20
- РМО учителей – логопедов «Коррекционно – логопедическая работа с неговорящими детьми» (семинар – практикум) СОШ №10 29.03.21
- Творческая группа: «Организация психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста через реализацию детско – родительских проектов» (презентация проектов) Детский сад «Светлячок» 21.04.16
3. Участие в районных конкурсах:
- «Использование ИКТ в образовательном процессе» (ноябрь 2020)
- Печатная продукция: «Опыт работы по развитию и коррекции речи» (декабрь 2021). Призовое место.
4. Проведение работы по повышению квалификации:
- изучение новинок методической литературы,
- ознакомление с инновационными технологиями,
-ведение работы по индивидуальному образовательному маршруту «Артикуляционная
гимнастика – эффективное средство в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»,
- участие в работе ПМПконсилиумах ДОУ;
5. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
- Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.
- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.
5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям, родителям и детям.
V. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных на логопедические занятия.
- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2020-2021уч.год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- Журнал посещаемости детей;
- Журнал движения детей;
- Журнал обследования и динамики развития компонентов речевой системы детей,занимающихся в логопедической группе.
Задачи на 2019-2021 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Работу за прошедший межаттестационный период можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи года решены, намеченные цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет за Межаттестационный период 2014г. -2017г.
Аналитический отчет о проделанной работе за межоттестационный период с 2014- 2017г....
Аналитический отчет за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г.
Аналитический отчет учителя-дефектолога за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г....
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2017-2019гг.
Тема работы: " Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...
Аналитический отчет за межаттестационный период с 2018-2022 годы
Содержание Введение...
Аналитический отчет за межаттестационный период с 2015 - 2019 г.г.
Аналитический отчетза межаттестационный период с 2015 - 2019...
Аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию.
Представляю вашему вниманию аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию....
Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...