Аналитический отчет за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчет за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г. | 604.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 411
Аналитический отчет за
межаттестационный период
2011 – 2016 г.г.
учитель-дефектолог Точилкина О.И. |
г. Екатеринбург, 2016 г.
Содержание
1. | Введение. | стр. 3 |
2. | Аналитическая часть | стр. 6 |
3. | Заключение. | стр. 19 |
4. | Планирование работы на следующий аттестационный период. | стр. 20 |
5. | Литература. | стр. 21 |
6. | Приложения. Результаты мониторинга развития воспитанников. | стр. 23 |
Введение.
Система современного дошкольного образования обновляется и изменяется в соответствии с меняющимися общественными условиями. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу, таким образом, дошкольное образование признано именно первой ступенью общего образования и на законодательном уровне обществом стало восприниматься важным и актуальным для развития современного человека.
Деятельность педагога регламентируется нормативно-правовыми документами различного уровня:
- Конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989 г.;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, (СанПиН).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2013 г. № 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Письмо Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях» (от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03)
С XXI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состоянии здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
За последние годы значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие множественные нарушения, часто сопряженные с поражением сенсорной и двигательной систем.
В МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 411 поступают дети с задержкой психического развития (далее ЗПР), они имеют следующие особенности:
- соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии;
- обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность;
- практически не владеют речью, пользуются или несколькими лепетными словами, или звукокомплексами. У некоторых сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию речи значительно сужен. Дети имеют ограниченный словарный запас;
- преимущественно манипулируют предметами, но знают и некоторые предметные действия: адекватно используют дидактические игрушки, хотя способы выполнения соотносящихся действий несовершенны; детям требуется гораздо большее количество попыток для решения наглядной задачи;
- общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливают несформированность навыков самообслуживания;
- замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
- недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память;
- значительным своеобразием отличается развитие мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании образов и представлений;
- отмечается репродуктивный характер деятельности, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций;
- ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается;
- незрелость эмоционально-волевой сферы обусловливает своеобразие формирования поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники;
- отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций; дети не готовы к эмоционально-теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми.
Проблема. Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляют дети с ЗПР. Они не готовы к школьному обучению, что характеризуется недостаточностью следующих психологических аспектов:
- знания и представления об окружающем мире;
- умственные операции, действия и навыки;
- речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи;
- познавательная активность;
- регуляция поведения.
Актуальность моей деятельности состоит в том, что коррекционно-развивающее обучение с применением специальных современных способов и приемов для развития всех психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР способствует более успешной подготовки их к обучению в школе и социальной адаптации.
Актуальность проблемы соотносится с тенденциями развития образования. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Свою коррекционную работу строила с учетом данных условий реализации Программы, что предполагает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период являлась коррекция психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для реализации данной цели были поставлены задачи:
- обеспечить психолого-педагогические условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ:
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- изучить материалы для реализации современных педагогических технологий в практике учителя-дефектолога;
- разработать систему психолого-педагогического обследования детей с ЗПР;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии детей, развитии коммуникативных навыков детей с ЗПР старшего дошкольного возраста с помощью современных образовательных технологий: проектного метода, игровой технологии, проблемно-диалогической технологии, информационно-коммуникационных технологий, элементы АВА-терапии;
- взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного психического развития детей с ОВЗ с помощью разных форм: консультирования, практических занятий.
Объектом является процесс коррекции и развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Предмет – эффективность приемов и методов коррекции и развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Аналитическая часть.
Реализация поставленных задач проводилась в следующих направлениях:
- коррекционно-развивающая работа с детьми;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие с педагогами.
В результате изучения данной проблемы:
- систематизировала материалы психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР на основе методик: Забрамной С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Земцовой О.Н. «Тесты»; Коненковой И. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» для комплексного обследования детей с ЗПР;
- систематизировала базу компьютерных игр, презентаций для развития детей в процессе образовательной деятельности;
- создала электронный каталог презентаций, развивающих игр, аудиозаписей для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
В межаттестационный период выполнены рекомендации по итогам предыдущей аттестации: педагогической общественности представлен опыт работы по коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ с применением ИКТ:
- участвовала в районном конкурсе «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ-2011», лауреат конкурса. Методические материалы размещены на сайте «ИМЦ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга» в разделе «методическая копилка»;
- провела мастер-класс для педагогов Орджоникидзевского района по теме «Использование ИКТ в развитии ребенка», 2011 г.;
- выступила на XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности» по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий создания доступной образовательной среды», 2015 г.
С введением ФГОС ДО, целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим считаю необходимым использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников с ОВЗ. Для успешной коррекции психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, использовала следующие технологии:
- проблемно-диалогические;
- игровые;
- информационно-коммуникационные;
- проектный метод;
- элементы АВА-терапии.
Проблемно-диалогическое обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем и задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.
Проблемно-диалогическая технология является:
Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.
В результате применения проблемно-диалогической технологии:
- активизируется мыслительная деятельность детей;
- развивается творческая деятельность детей;
- дети научились обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- предупреждает появление формализма, бездумности в речи детей;
- обеспечивается более прочное усвоение знаний;
- делает деятельность детей более привлекательной.
Эту технологию успешно использовала в процессе индивидуальных, подгрупповых занятий, НОД, в режимных моментах, например, при обсуждении явлений природы (почему птицы улетают на юг); при обсуждении домашних и диких животных (почему мы их так называем, почему мы заботимся о животных); при решении нравственных ситуаций и др.
Компетентности дошкольников, которые формировались при применении проблемного диалога:
- организационные – умение решать проблемы;
- коммуникативные – вести диалог;
- интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы;
- оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации.
Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, использовала игровые технологии в процессе всех индивидуальных, подгрупповых занятий, НОД и режимных моментах.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Организовывала игровые ситуации: «Кто быстрее правильно соберет пирамидку?»; «Кто первый соберет узор?», «Кто больше назовет предметов мебели?» и др.
Организовывала игры для развития зрительной и слуховой памяти: «Запомни узор», «Нарисуй, как было», «Послушай ритм и повтори» и др.
Игры для развития внимания: «Разведчики», «Что изменилось?», «Чего не стало?» и др.
Игры для развития восприятия: «Угадай животное на ощупь», «Волшебный мешочек», «Найди такую же карточку» и др.
Игры для развития мышления: «Подбери заплатку», «Продолжи узор», «4-ый лишний» и др.
Игры, которые использовались на занятиях по развитию речи для активизации и расширения словаря существительных, прилагательных, глаголов и других частей речи: «Подбери слова украшения», «Чей хвост (лапа и т.д.)», «Запомни слова и повтори», «Повар», «Магазин» и др.
Игры, которые использовала на занятиях по ФЭМП: «Засели домик», «Разложи геометрические фигуры»
Подвижные игры: «Сосчитай и найди цветок с нужной цифрой», «Повтори за мной», «Послушай и выполни движения» и др.
Дети с удовольствием участвовали в играх, направленных на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой и общей моторики. В результате применения игровой технологии, у детей повысилась концентрация и устойчивость внимания, увеличился объем памяти, что положительно повлияло на развитие всех видов мышления.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютеры в детском саду превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности образовательного процесса.
Мультимедийные средства, использованные в коррекционно-развивающей деятельности с детьми:
- компьютер;
- проектор;
- магнитофон;
- колонки.
Использование ИКТ имеет следующие преимущества перед традиционными технологиями:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.
Для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разработала:
- развивающие компьютерные игры, в программе Power Point: «Учим названия частей тела человека с Олей и Сашей», «Части тела человека. Загадки», «Какие предметы нужны для того, чтобы быть чистым и опрятным», «Волшебные витамины»;
- презентации, в программе Power Point «Лекарственные растения», «Мой любимый город. Мой любимый район», «Орджоникидзевскому району 80 лет»; презентации к занятиям «Смешарики», «Сила притяжения магнита» и другие;
а так же использовала презентации с сайтов: «Портал готовых презентаций» (http://prezentacii.com), «Твой ребенок» (http://www.tvoyrebenok.ru): «День защитника отечества», «Профессии», «Домашние животные и их детеныши», «Лесные ягоды»; развивающие игры журнала «Страна знаний», компании «Бука»; развивающие игры сайтов «Мерсибо» (mersibo.ru), «Играемся» (igraemsa.ru), «Солнышко» (solnet.ee), «Игры-малышам» (игры-малышам.рф).
ИКТ для детей использовала в процессе индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий для подачи нового материала, для закрепления и тренировки полученных знаний. Дети проявляли интерес к занятиям. Занятия проходили на положительном эмоциональном настрое, что повысило эффективность коррекционной работы.
Использование информационных технологий проводила с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13.
С целью развития исследовательской деятельности детей и активного вовлечения родителей в образовательный процесс внедрила метод проектов.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Использование метода проектов стимулировало развитие поисковой деятельности у детей, способствовало вовлечению родителей в образовательный процесс, повысило интерес семьи к развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ. Результатом совместной деятельности с музыкальным руководителем и воспитателем группы было успешное завершение работы над краткосрочным проектом на уровне МБДОУ «В гостях у Снегурочки» (2015 г.).
В связи с тем, что в МБДОУ увеличилось количество детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС), имеющих тяжелые нарушения речи, (в частности, с сенсорно-моторной алалией), использовала в своей работе методические рекомендации ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Проводила занятия по методическому пособию «Читать раньше, чем говорить!» Сазоновой Н., Куциной Е.. На коррекционных занятиях с детьми с РАС использовала элементы «АВА-терапии».
АВА-терапия основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет.
Используя в своей работе приемы АВА-терапии, все сложные для детей с РАС навыки, такие как: контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать, разбивала на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивала с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяла в единую цепь, которая образовывала одно сложное действие. Во время процесса разучивания действий предлагала ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться ребенок с ним не мог, давала ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждение, при этом неправильные ответы игнорировала. Положительный результат на первых этапах осуществляла пищевое подкрепление (то, что ребенок любит), затем жетоны, в дальнейшем – социальное стимулирование (похвала). Так же при работе с детьми с РАС использовала приемы сенсорной интеграции.
Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.
Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции – совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.
Приемы сенсорной интеграции, которые использовала в своей работе:
- танец под музыку (слуховая система)
- игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
- ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
- прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
- вращение на стуле (баланс и зрение).
Для работы с детьми-инвалидами использовала индивидуальную программу сопровождения для детей с ОВЗ.
Для повышения эффективности коррекционной работы, в необходимых случаях направляла родителей, имеющих детей с ОВЗ, на консультации к специалистам в ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс», МБУ Екатеринбургский ЦПППН «Диалог», НЛЦ Лалио Плюс, НПЦ «БОНУМ», КРЦ «Аврора» и другие.
Результаты педагогической деятельности.
По результатам проведенного психолого-педагогического обследования в начале и конце обучения прослеживается положительная динамика развития психических процессов у детей с ЗПР.
Проводилось обследование по образовательным областям:
- «Речевое развитие» (разделы «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте»);
- «Познание» (раздел «Формирование математических представлений»).
Обследовались психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речь.
Использовались следующие средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов:
- изучение документальных источников (медицинская карта);
- наблюдение;
- тестирование;
- опрос родителей;
- анализ продуктов деятельности;
Результаты обследования детей с ОВЗ с ЗПР в сравнении на начало и конец учебного года представлены в таблицах:
- Подготовительная группа 2011 – 2012 г.г.
Образовательная область «Познание» (ФЭМП)
Уровни развития | сентябрь 2011 | май 2012 |
Выше среднего | 12% | 58% |
Средний | 46% | 34% |
Ниже среднего | 30% | 7% |
Низкий | 12% | 2% |
Образовательная область «Речевое развитие»
Уровни развития | сентябрь 2011 | май 2012 |
Выше среднего | 0% | 38% |
Средний | 41% | 45% |
Ниже среднего | 40% | 10% |
Низкий | 19% | 7% |
Динамика развития психических процессов детей подготовительной группы 2011 – 2012 учебный год:
Мышление
Уровни развития | Сентябрь 2011 года | Май 2012 года |
Выше среднего | 20% | 60% |
Средний | 60% | 35% |
Ниже среднего | 5% | 3% |
Низкий | 15% | 2% |
Память
Уровни развития | Сентябрь 2011 года | Май 2012 года |
Выше среднего | 0% | 45% |
Средний | 50% | 35% |
Ниже среднего | 20% | 10% |
Низкий | 30% | 10% |
Внимание
Уровни развития | Сентябрь 2011 года | Май 2012 года |
Выше среднего | 0% | 25% |
Средний | 30% | 30% |
Ниже среднего | 34% | 25% |
Низкий | 36% | 20% |
Сводная таблица «Динамика развития психических процессов»
Уровни развития | Сентябрь 2011 года | Май 2012 года |
Выше среднего | 7% | 19% |
Средний | 25% | 60% |
Ниже среднего | 45% | 16% |
Низкий | 23% | 5% |
- Подготовительная группа 2014 – 2015 г.г.
Образовательная область «Познание» (ФЭМП)
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 15% | 50% |
Средний | 47% | 33% |
Ниже среднего | 27% | 6% |
Низкий | 0% | 0% |
Низший | 11% | 11% |
Образовательная область «Речевое развитие».
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 3% | 23% |
Средний | 45% | 57% |
Ниже среднего | 33% | 6% |
Низкий | 8% | 3% |
Низший | 11% | 11% |
Динамика развития психических процессов детей подготовительной группы 2014 – 2015 учебный год:
Мышление
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 0% | 33% |
Средний | 67% | 56% |
Ниже среднего | 22% | 0% |
Низкий | 0% | 0% |
Низший | 11% | 11% |
Память
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 11% | 22% |
Средний | 56% | 67% |
Ниже среднего | 22% | 0% |
Низкий | 0% | 0% |
Низший | 11% | 11% |
Внимание
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 0% | 16% |
Средний | 50% | 50% |
Ниже среднего | 28% | 17% |
Низкий | 11% | 6% |
Низший | 11% | 11% |
Сводная таблица «Динамика развития психических процессов»
Уровни развития | Сентябрь 2014 года | Май 2015 года |
Выше среднего | 4% | 24% |
Средний | 57% | 57% |
Ниже среднего | 24% | 6% |
Низкий | 4% | 2% |
Низший | 11% | 11% |
- Средняя группа 2015 – 2016 г.г.
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 2% | 11% |
Средний | 11% | 37% |
Ниже среднего | 5% | 24% |
Низкий | 25% | 20% |
Низший | 57% | 8% |
Образовательная область «Речевое развитие»
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 0% | 0% |
Средний | 5% | 11% |
Ниже среднего | 22% | 23% |
Низкий | 26% | 36% |
Низший | 47% | 30% |
Динамика развития психических процессов детей средней группы 2015 – 2016 учебный год:
Мышление
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 0% | 0% |
Средний | 13% | 35% |
Ниже среднего | 29% | 37% |
Низкий | 28% | 5% |
Низший | 30% | 23% |
Память
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 0% | 0% |
Средний | 0% | 10% |
Ниже среднего | 21% | 36% |
Низкий | 43% | 27% |
Низший | 36% | 27% |
Внимание
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 0% | 0% |
Средний | 0% | 0% |
Ниже среднего | 14% | 36% |
Низкий | 42% | 33% |
Низший | 44% | 31% |
Сводная таблица «Динамика развития психических процессов»
Уровни развития | Сентябрь 2015 года | Май 2016 года |
Выше среднего | 0% | 0% |
Средний | 5% | 17% |
Ниже среднего | 21% | 36% |
Низкий | 38% | 17% |
Низший | 36% | 30% |
Уровни оценки при изучении знаний по образовательной области «Познание»:
Низший уровень – умственную задачу не принимает, оказанную помощь не принимает, задание не выполняет;
Низкий уровень – умственную задачу принимает частично после повторов, обучающей помощи, показа. Задание выполняет частично;
Ниже среднего – умственную задачу принимает частично, обучающую помощь принимает. После повтора, обучающей помощи задание выполняет, но допускает ошибки;
Средний – умственную задачу принимает. При выполнении задания может допускать незначительные ошибки. Обучающую помощь принимает. Задание выполняет правильно;
Выше среднего – умственную задачу принимает. Проявляет интерес к деятельности. Задание выполняет правильно.
Уровни оценки при изучении коммуникативно-речевых навыков:
Низший – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм;
Низкий – ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос;
Ниже среднего – ребенок контактен, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослым, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение;
Средний – ребенок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые трудности при формулировании вопросов;
Выше среднего – ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям (по Коненковой И.Д.).
Уровни оценки при изучении психических процессов:
Низший уровень – ребенок не входит в контакт, умственную задачу не принимает, оказанную помощь не принимает, задание не выполняет;
Низкий уровень – в контакт входит медленно, умственную задачу принимает частично после повторов, обучающей помощи, показа. Задание выполняет частично. Результат своей деятельности не оценивает;
Ниже среднего – в контакт входит постепенно, умственную задачу принимает частично. Обучающую помощь принимает. После повтора, обучающей помощи задание выполняет, но допускает ошибки. Результат своей деятельности оценивает;
Средний – ребенок контактен. Умственную задачу принимает. При выполнении задания может допускать незначительные ошибки. Обучающую помощь принимает. Задание выполняет правильно. Радуется полученному результату;
Выше среднего – ребенок контактен. Умственную задачу принимает. Проявляет интерес к деятельности. Задание выполняет правильно. Радуется полученному результату.
Эффективность практического применения реализованной рабочей программы с использованием современных педагогических технологий подтверждена мониторингом: возросла динамика развития познавательных процессов в период с 2011 по 2016 гг.: уровень выше среднего с 0 % до 20%; средний уровень с 5 % до 60%; снизился: низкий уровень с 55 % до 5%.
В результате освоения детьми адаптированной образовательной программы, были достигнуты целевые ориентиры:
- проявляют инициативность и самостоятельность;
- уверены в своих силах, открыты внешнему миру; положительно относятся к себе и другим;
- обладают развитым воображением;
- достаточно хорошо владеют устной речью, у детей сложились предпосылки грамотности;
- проявляют творческие способности;
- имеют развитую крупную и мелкую моторику;
- способны к волевым усилиям в разных видах деятельности;
- проявляют любознательность, склонны наблюдать, экспериментировать.
По результатам опроса родителей: 80 % выпускников 2012, 2015 гг. со сформированными интегративными качествами успешно адаптировались к условиям начальной школы и обучаются в общеобразовательных учреждениях; 20% выпускников в коррекционной школе VII вида.
Успешным результатом педагогической деятельности можно считать участие детей в конкурсах, фестивалях районного и городского уровней:
- 2012 г. районный фестиваль детского музыкального творчества «Музыкальный калейдоскоп» (диплом участника).
- 2015 г. в городской игре-конкурсе для дошкольников «Грамотейка– 2015» (диплом участника);
- 2015 г. в районной образовательной Акции «Подари улыбку миру»;
- 2015 г. в районной Акции "70 голубей Победы! ".
Для повышения информационной компетентности, уровня психолого-педагогических знаний и практических навыков родителей в вопросах развития детей с ОВЗ использовала инновационные формы: мастер-класс по теме «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений» в «Школе родителей». Публиковала статьи на сайте МБДОУ «Учимся, играя», «Наши умные пальчики», «Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи».
Также использовала традиционные формы работы с родителями:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- анкетирование;
- практические занятия для родителей;
- организация «круглых столов», детских утренников и праздников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- подгрупповые занятия;
- психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ.
Продолжила работу по разработке и внесению дополнений к приложению рабочей программы «Система взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной группы для детей с задержкой психического развития».
В результате взаимодействия с семьями, имеющими детей с ОВЗ наблюдается:
- осознание родителями важности участия в процессе сопровождения ребенка с проблемами в развитии;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с ОВЗ;
- овладение родителями практическими навыками в коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и поведении детей дошкольного возраста с ЗПР;
- родители являются активными участниками образовательных отношений.
Имею положительные отзывы родителей воспитанников и педагогов о своей работе.
В целях повышения педагогической компетентности принимала участие:
- 2015 г. в вебинарах «Игровые приемы в проведении промежуточного обследования дошкольников с ЗПР», «Использование многофункциональности интерактивных игр на групповых и индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ», проведенном интернет-сайтом «Мерсибо» (сертификат);
- 2016 г. в городском семинаре-практикуме «Современные педагогические технологии как средство интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум»;
- 2016 г. в районном семинаре «Индивидуальные электронные карты развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»;
- 2016 г. в открытом семинаре, проведенном ООО «Коррекционно-развивающий центр для детей с аутизмом «Основы инклюзивного образования детей с РАС»;
- выступала на педагогических советах ДОУ по темам: «Использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»; «Развитие речевой активности», «Обогащение активного словаря»; «Приемы работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»; «Использование ИКТ в развитии ребенка с ОВЗ в процессе НОД»;
- в составе рабочей группы в разработке материалов для участия в городском конкурсе «Лучшее муниципальное образовательное учреждение-2016».
Принимала участие в общественной деятельности: районных соревнованиях по плаванию и в «Лыжне России» (2015 г.); в детской досуговой деятельности: праздники «Осени», «Новый год», «Масленица», «8 Марта», «День защитника Отечества».
Приняла участие в акциях «Подари улыбку миру», «70 голубей Победы!».
Подготовила презентацию и приняла участие в празднике, посвященном 80-летию Орджоникидзевского района для детей ДОУ.
Для повышения педагогической компетенции использовала Интернет-ресурсы: «Мерсибо» (mersibo.ru), Издательский дом «Первое сентября» «Фестиваль педагогических идей» (festival.1september.ru); Издательская группа «Основа» (e-osnova.ru); Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru).
Сведения о повышении квалификации: 2015 г., ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», «Проектирование деятельности педагога ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», 72 часа.
Имею положительные отзывы родителей воспитанников и педагогов о своей работе.
Заключение
В межаттестационный период для коррекции психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей мной были выполнены задачи:
- обеспечены психолого-педагогические условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ. Для этого:
-использовала в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построила образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- оказывала помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, через вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- изучены материалы для реализации современных педагогических технологий в практике учителя-дефектолога;
- систематизирован материал для психолого-педагогического обследования детей с ЗПР;
- осуществлялась успешная коррекция недостатков в психическом развитии детей, развитии коммуникативных навыков детей с ЗПР старшего дошкольного возраста с помощью современных образовательных технологий: проектного метода, игровой технологии, проблемно-диалогической технологии, информационно-коммуникационных технологий, элементы АВА-терапии;
- налажено взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного психического развития детей с ОВЗ с помощью разных форм: консультирования, практических занятий.
Проектная часть.
В следующий межаттестационный период считаю необходимым изучить и внедрить такие педагогические технологии, которые будут развивать психические процессы и коммуникативные навыки у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в различных видах деятельности, учитывать индивидуальность и потребность каждого ребенка, а так же обогатить социальное взаимодействие с субъектами образовательных отношений новыми формами сотрудничества, в том числе через использование ИКТ.
Список литературы
1. Адаптированная образовательная программа МБДОУ.
2. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. – М., 2001.
4. Земцова О.Н. Умные книжки. Тесты. Что я знаю и умею – М., Махаон, 2016.
5. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2002.
6. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики – Екатеринбург, 2001.
7. Книга 1 / Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: «Школьная Пресса, 2003.
Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. Шевченко С.Г. – М.: «Школьная Пресса», 2004.
8. Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3 – 4 лет с ЗПР / П18 авт.-сост. Засыпкина А.Н., Овсиенко В.Ф. – Волгоград: Учитель, 2014. – 66 с.
9. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
10. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2004.
12. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2003.
13. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
14. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
15. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной, С. Ю. Кондратьевой, И. Н. Лебедевой, Е. А. Логиновой, Л. В. Лопатиной, Н. А. Ноткиной, Т. С. Овчинниковой, Н. Н. Яковлевой, СПб.: СОЮЗ, 2003.
16. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка: методические рекомендации / Толстикова О.В., Савельева О.В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
17. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / М., Айрис-пресс, 2004.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.
19. Специальная психология/Под ред. Лубовский В.И. – М., 2003.
20. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт-сост. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
21. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2002.
22. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой Е.А. – М., 2002.
23. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
24. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный план работы воспитателя Мухамедшиной Лилии Мансуровны на межаттестационный период (2011 - 2015 гг.)
Материал представляет собой план профессиональого развития воспитателя на межаттестационный период....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ № 78 в межаттестационный период (2011-2015 г.)
План работы повышения квалификации...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2011-2015 год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2011-2015 год...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный период 2011 - 2015 гг.
Индивидуальный план самообразования....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2011-215 гг.
Индивидуальный план воспитателя...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2011 -2015 гг.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня...
Презентация результатов профессиональной деятельности за межаттестационный период 2011-2016 год
Представила ГМО педагогов, работающих по программе "Развитие+"Презентация результатов профессиональной деятельности за межаттестационный период 2011-2016 год....