Использование элементов биоэнергопластики в процессе работы по коррекции речевых нарушений
статья по логопедии (старшая группа)
Использование элементов биоэнергопластики
в процессе работы по коррекции речевых нарушений.
Работа по коррекции дефектов речи у детей в ДОУ – это составная часть логопедической работы. Такая сторона, как звукопроизношение, требует особого и, почти в каждом случае индивидуального подхода. Наряду со стандартными методами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей в нашем ДОУ мы применяем такой метод как биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным кандидата педагогических наук Ястребовой А.В., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Многие ученые считают, что уровень развития речи детей значительно повышается при целенаправленном развитии мелкой моторики рук. Биоэнергопластика может быть использована в коррекции звуковой стороны речи на разных этапах логопедического воздействия, таких как:
- развитие подвижности мышц речевого аппарата;
- постановка отсутствующего звука и его изолированное произношение;
- автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях и в свободной речи.
Принцип биоэнергопластики прост – куда рука-туда и язык.
Для развития мышц речевого аппарата служит артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются сначала перед зеркалом рукой, затем рукой и языком одновременно с контролем в зеркало, затем язык и рука движутся в противоположном направлении, и, наконец, упражнения выполняются без зеркала, в синхронном исполнении языком и рукой или двумя.
Конечная цель – добиться ощущения положения органов артикуляции без зрительного контроля.
Таким образом, использование элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, позволяет развивать кинестетические ощущения (ощущения положения органов артикуляции в пространстве), что является залогом формирования правильного звукопроизношения.
В ходе автоматизации звуков изолированно, взаимодействие «язык-рука» включается на звуковых дорожках, когда звук произносится изолированно.
В автоматизации звука в слоги используется тот же принцип, что и в изолированном произношении, но используется начало и конец дорожки. Предмет или животное, издающее нужный звук, движется к картинке с гласным звуком в начале слова. Получается слог «Ж-ж-ж-ж-А»
Для автоматизации в сложных словах используются движения, разбивающие слова на слоги. Произнося слово, ребенок рукой имитирует птенчика, который на каждый слог открывает рот – «Ба-ра-бан-щик». То же можно сделать с перчаточной куклой, а так же для автоматизации звуков в предложениях и свободной речи.
Биоэнергопластика в виде пальчиковых игр, когда стихотворение сопровождается фигурами из пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики и координации движений, ускорению запоминания стихов, удлиняет речевой выдох, так необходимый для красивой, мелодичной, уверенной речи, а форма игры позволяет развивать связную речь и грамматический ее строй.
Таким образом, метод биоэнергопластики доступен как педагогам так и родителям способ эффективной коррекции нарушений звукопроизношения,
Аксенова Марина Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ дс № 9 г. Бердск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 863.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов биоэнергопластики
в процессе работы по коррекции речевых нарушений.
Работа по коррекции дефектов речи у детей в ДОУ – это составная часть логопедической работы. Такая сторона, как звукопроизношение, требует особого и, почти в каждом случае индивидуального подхода. Наряду со стандартными методами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей в нашем ДОУ мы применяем такой метод как биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным кандидата педагогических наук Ястребовой А.В., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Многие ученые считают, что уровень развития речи детей значительно повышается при целенаправленном развитии мелкой моторики рук. Биоэнергопластика может быть использована в коррекции звуковой стороны речи на разных этапах логопедического воздействия, таких как:
- развитие подвижности мышц речевого аппарата;
- постановка отсутствующего звука и его изолированное произношение;
- автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях и в свободной речи.
Принцип биоэнергопластики прост – куда рука-туда и язык.
Для развития мышц речевого аппарата служит артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются сначала перед зеркалом рукой, затем рукой и языком одновременно с контролем в зеркало, затем язык и рука движутся в противоположном направлении, и, наконец, упражнения выполняются без зеркала, в синхронном исполнении языком и рукой или двумя.
Конечная цель – добиться ощущения положения органов артикуляции без зрительного контроля.
Таким образом, использование элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, позволяет развивать кинестетические ощущения (ощущения положения органов артикуляции в пространстве), что является залогом формирования правильного звукопроизношения.
Примеры упражнений артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластике:
| Кошка сердится Есть у нас в квартире кошка, Любит пошипеть немножко. Спинку выгнула дугой, Сердится на нас с тобой. (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка образует горочку) | |
Часики Словно стрелочки часов, Двигаем мы язычком. Наши часики спешат, Язычку помочь хотят. (язык выполняет ритмичные движения из стороны в сторону) |
В ходе автоматизации звуков изолированно, взаимодействие «язык-рука» включается на звуковых дорожках, когда звук произносится изолированно.
Например:
«Комар летит» - ребенок ведет пальчиком по траектории парохода и одновременно произносит изолированный звук – З-З-З-З.
В автоматизации звука в слоги используется тот же принцип, что и в изолированном произношении, но используется начало и конец дорожки. Предмет или животное, издающее нужный звук, движется к картинке с гласным звуком в начале слова. Получается слог «Ж-ж-ж-ж-А»
Для автоматизации в сложных словах используются движения, разбивающие слова на слоги. Произнося слово, ребенок рукой имитирует птенчика, который на каждый слог открывает рот – «Ба-ра-бан-щик». То же можно сделать с перчаточной куклой, а так же для автоматизации звуков в предложениях и свободной речи.
Биоэнергопластика в виде пальчиковых игр, когда стихотворение сопровождается фигурами из пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики и координации движений, ускорению запоминания стихов, удлиняет речевой выдох, так необходимый для красивой, мелодичной, уверенной речи, а форма игры позволяет развивать связную речь и грамматический ее строй.
Таким образом, метод биоэнергопластики доступен как педагогам так и родителям способ эффективной коррекции нарушений звукопроизношения,
Аксенова Марина Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ дс № 9 г. Бердск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Авторский проэкт по теме...
Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"
Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...
Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"
Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...
Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...
«Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают коррекционную работу по автоматизац...
семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"
На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...
Презентация "Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей".
quot;Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей"....