« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам в условиях инклюзивного образования. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_forume_17.02.2022g.docx | 58.97 КБ |
ds7_-turaeva_o.a.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
текст | слайд |
Здравствуйте,уважаемые коллеги! В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам в условиях инклюзивного образования. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации. | 1 |
Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. | 2 |
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. | 3 |
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. | 4 |
В настоящее время в нашей стране количество детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных На сегодняшний день не обозначены единые требования к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, что существенно осложняет создание условий для индивидуализации образовательного процесса в контексте обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья. | 5 |
В условиях инклюзии педагог оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств инклюзивной компетенции. | 6 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
Нередко молодой педагог теряется, не знает, как использовать технологии организации инклюзивного образования для оказания помощи и поддержки воспитанников с ОВЗ, и сегодня мы рассмотрим работу молодого педагога только с одной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья – это дети с тяжелыми нарушениям речи. Для организации коррекционно-образовательной деятельности, необходимо наставничество учителя логопеда. | 10 |
Данная работа включает в себя следующие направления, которые вы видите на слайде. | 11 |
В ДОУ разработана модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работы как наставник начинается с проведения совместного обследования детей, в первые две недели сентября, где я помогаю выбрать методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи. После проведения комплексного обследования развития детей идет обсуждение результатов диагностики и плана коррекционной работы на учебный год. | 12 |
План коррекционно-развивающей работы позволяет учителю-логопеду помочь воспитателю при реализации адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи, все результаты освоения которой заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. Следующим шагом наставника в коррекционном процессе является совместная разработка индивидуального | 13 |
В своей работе я использую различные формы и методы взаимодействия с воспитателем, одной из самых удачных форм является, тетрадь взаимодействия. Из которой воспитатель может брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, перечень заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, лексико – грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Следующая форма - это ежедневные педагогические пятиминутки. Это самая насыщенная форма взаимодействия. Педагогические пятиминутки проходят в течение дня, в то время, когда учитель-логопед приводит ребёнка с индивидуального коррекционного занятия. Для оказания методической помощи педагогу посещаю отдельные занятия, даю короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу. Таким образом, идёт обмен информацией, которой владеет и воспитатель и учитель-логопед. Исходя из этого, образуется "цепочка" педагогического взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда. Только тесный контакт может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. | 14 |
Для достижения результатов еженедельно провожу консультации с воспитателем группы по итогам коррекционной работы детей с ОВЗ, мастер - классы по состоянию звукопроизношения. | 15 |
В группе оборудован специальный уголок, где находится отдельный комплект пособий и материалов для индивидуальных коррекционных занятий. Туда входят: комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; альбомы по автоматизации поставленных звуков, дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи. Задания выдаются на каждую неделю. | 16 |
В конце учебного года совместно с молодым специалистом мы анализировали профессиональные качества инклюзивной компетенции, которыми обладает специалист, отмечали слабые и сильные стороны, искали пути и принимали решения для их совершенствования. Используя в своей работе наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого педагога. | 17 |
Спасибо за внимание! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное становление педагога
В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Мотивационно-ценностные качества Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы. Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам. Иметь способность к эмпатии , корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ. Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма. Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи. Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но не ожидая результатов, превышающих их возможности. Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.
Операционно-деятельностные качества . Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ. Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы. Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии. Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики , моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности. Выстраивать процесс включения «особых» учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса. Например, по такой схеме: индивидуализированные задания — перевод их в разряд дифференцированных — выполнение заданий совместно со всеми детьми. Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора ), участвовать в его работе.
Рефлексивно-оценочные способности Владеть специальной терминологией. Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования. Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии. Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Тяжёлые нарушения речи подразделяются на : отсутствие или недоразвитие речи(алалия); полная или частичная утрата речи (афазия); нарушение произносительной стороны речи (дизартрия); Нарушение тембра голоса и звукопроизношения ( ринолалия ); Нарушения темпо – ритмической организации речи (заикание).
Направления работы с молодым специалистом: Коррекционно-развивающая работа ; -Консультативно-просветительская работа; -Организационно-методическая работа; -Пропедевтическая работа
Адаптированная образовательная программа АОП обеспечивает реализацию ФГОС ОВЗ с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов обучающихся их родителей или законных представителей
Логопедический уголок
« Ничто так не побуждает стать лучше, как доброе слово умного наставника» Р.Я. Малиновский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях логопункта при реализации ФГОС ДО.
Презантация...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
В нашем ДОУ реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с речевыми нарушениями. Ведущим принципом выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и корре...
Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ
Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ...
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Сотрудничество с родителями в условиях логопедического пункта представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых...
Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...