Мастер-класс для родителей: «Автоматизируем поставленные звуки в свободной речевой деятельности»
методическая разработка по логопедии
Сценарий мастер-класса для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatiziruem_postavlennye_zvuki.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
на тему: «Автоматизируем поставленные звуки в свободной речевой деятельности».
Цель:
- Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;
- Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;
- Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи.
- Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.
Оборудование: видеозапись занятий по автоматизации звуков в речи, памятки для родителей, выставка печатных игр по закреплению звуков в речи.
План:
1.Вступительное слово логопеда о необходимости систематической работы по автоматизации звуков в речи;
2.Просмотр видеозаписи занятий с ребёнком по автоматизации поставленных звуков в речи.
3.Проведение совместных игр с родителями на закрепление звуков в речи.
Ход.
- Здравствуйте уважаемые родители!
-Сегодня, у нас подгрупповая форма беседы. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?
Примерные ответы родителей:
-недостаточно времени уделяется решению данного вопроса;
-слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;
-нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение;
-трудность произношения звука и т.д.
Вы правильно думаете, но не все причины были озвучены. Давайте уточним.
Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:
1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-это говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия. В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико - грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:
— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:
— следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений).
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!
Давайте представим, что вы- это ваш ребенок (предлагаются атрибуты детей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра « Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»
Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи. Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...
Мастер-класс по теме: «Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года....
Мастер-класс на тему «Нетрадиционные игры-забавы для проведения свободной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему «Нетрадиционные игры-забавы для проведения свободной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях
В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет ...
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки"
В консультации раскрываются вопросы:Что такое автоматизация? Почему нужна помощь семьи? Задача родителей: формитовать правильное отношение речевому нарушению у ребёнка: не ругать за неправ...
Консультация для родителей "Как автоматизировать поставленные звуки дома"
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», это когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки пол...
Мастер-класс «Игры-ходилки» для автоматизации поставленных звуков в словах"
Материал поможет родителям и учителю-логопеду совместно работать над правильностью звукопроизношения ребёнка. А предложенные игровые приёмы сделают эту работу эффективной и интересной для дошкольников...