Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет родителям продолжить работу по автоматизации звука "Л" в словосочетаниях и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_saytamoreva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над закреплением звука [л] в словосочетаниях.

Задание №1. Произнеси словосочетания правильно

Голубой бокал, голубой колокольчик. Голубая тарелка. Голубое облако, голубое платье.

Голубые облака, голубые колокольчики, голубые бокалы.

Желтая календула, желтая луна. Желтое солнышко, желтое одеяло. Желтый подсолнух, желтый колосок.

Желтые платки, желтые блузки, желтые ласты.

Задание №2. Отвечай правильно.

Какой бывает мел? О чем еще можно сказать белый?

Задание №3. Подбери слово.

Мармелад … (сладкий)и халва … (сладкая)Пастила тоже … (сладкая).

Сладкое яблоко.                                        Колкая иголка.

Сладкие яблоки.                                        Колкие иголки.

Кислый кизил.                                           Золотой подсолнух.

Кислая алыча.                                           Злой Полкан.

Кислое яблоко.                                           Плохой мальчик.

Кислые яблоки.                                          Волнистые волосы.

Ласковый Слава.                                        Лучистое солнышко.

Ласковая Мила.                                          Лунная ночь.

Ласковое солнышко.                                  Глубокий колодец.

Ласковые лучи.                                          Глубокая тарелка.

Веселый клоун.                                Глубокие колодцы, тарелки.

Светлый платок.                                    Пластмассовый плафон.

Задание №4. Из чего сделаны предметы?

 (Из пластмассы.) Значит, это какие предметы? (Пластмассовые.)

Пластмассовая ложка.

Пластмассовое кресло.

Пластмассовые пластинки.

Задание №5.Найди слову пару. 

Алый … (платок)белый … (мел)белое … (облако)спелая … (клубника)унылая … (Мила)умелый … (человек)смелый … (пилот)милый, славный … (малыш).

Задание №6. Подбери больше слов. 

Какое это яблоко? (Целое, спелое, кислое, сладкое, желтое.)

Автоматизация звука [л] в предложениях и связной речи

Предложения из двух слов – повтори за мамой!

Михаил смелый. Володя уехал. Стул упал. Мила пела. Володя бегал.

Задание №1. Составь предложения из следующих слов…

волк                                   прыгала

белка                  бежал

малыши                            улыбались

Задание №2. Предложения из трех и четырех слов – повтори за мамой!

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Представь, что ты — художник. Я заказываю тебе картину голубого цвета. Что ты нарисуешь голубой краской? (Я нарисую голубые облака.)

Задание №3. Предложения с союзами а, и (это такие маленькие слова), повтори за мной!

Лана ходит в школу, а Мила — в детский сад.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

Мила ласковая, а Клава ласковее.

Я положил(а) книгу на стол, а куклу посадил(а) на стул.

Лола взяла метелку и подмела пол. Малыш упал и заплакал. Козел зашел в огород и съел капусту. Павел взял пилу, молоток и смастерил полку.

Задание №4. ыполнении мое поручение! 

Возьми куклу и сядь на стул. Что ты сделал(а)? Я взял(а) куклу и сел (а) на стул.

Возьми белочку и поставь ее на полку. Что ты сделал(а)? Я взял(а) белочку и поставил(а) ее на полку.

Задание №5. Игра: Спроси? Удивись! Испугайся?!

Произнеси фразу «Какая пчела» с разной интонацией. Какая пчела? (вопросительно.) Какая пчела! (с восхищением.) Какая пчела?! (с испугом.)

Задание №6. Назови лишние слова в предложении. Повтори предложение.

Лампа висела, светила, погасла очень ярко. (Лампа светила очень ярко.)

Лодка гребла, плыла, летела по реке.

Стол, висел, сидел, стоял в комнате.

Снег таял, сверкал, бежал на солнышке.

Ночью светит луна, солнце.

Володя шел, пел, сидел по улице.

Клава пела, ела, бросала песенки.

Слава сделал, смастерил, сколотил, повесил, распилил скворечник.

Лана испекла, сломала, бросила пирожки.

Мила шила, вязала, бросала кукле шарф.

«Нравится — не нравится».

Мне нравится сладкий мармелад. А что нравится тебе?

Мне хотелось бы съесть сладкое яблоко? А тебе?

Я люблю голубые колокольчики, а ты?

Какой цветок тебе больше нравится — календула или гладиолус?

Задание №7. «Закончи мое  предложение…»

По дороге Павел … (шел)К лесу Павел … (подошел)В лес густой он … (зашел) и волнушку там … (нашел)Срезал грибок, положил в кузовок. По тропинке он … (шагал)звонко песню … (напевал)Павел к речке … (подошел)речку вброд он … (перешел).

Задание №8. «Повтори весь рассказ»

«Учимся размышлять».

Подумай и скажи, какая связь существует между нарисованными предметами. Я скажу слово, а ты назови предмет, который имеет со словом какую-либо связь.

Гроза — молния.

Сено — вилы.

Стол — ложка.

Свет — лампа, лампочка.

Борщ — свекла.

Иголка — елка, ствол.

Грядка — лопата.

Котлета — вилка.

«Развиваем внимание».

Найди 10 отличий. Две елки, украшенные флажками. Какой флажок оторвался? Чего не хватает на этой елке?

«Пятый лишний».

 Ряд из цветов и клубника.

Как ты понимаешь слова глупость, глупый?

Что означают слова головомойка? Головоломка? Глоток, глотать?

Темы для составления рассказов и сказок

  • «Море». Опорные слова: аквалангист, акваланг, ласты, баллон, палтус, лангуст, камбала, водолаз, лодка, весло, ледокол, ладья, палуба.

Был ли ты на море? Кому нужны акваланг, ласты и баллон?

  • «Геологи». Опорные слова: молоток, кирка, палатка, минерал, алмаз, золото.
  • «Комната». Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил — за столом.

Имена: Мила, Павел, Володя, Клава, Слава, Данил, Луша.

  • «Игра в футбол». Опорные слова: Павел, Володя, ударил, играли, футбол, разбитое стекло, осколки.

Что делали Павел и Володя? Что случилось?

  • «За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.

Игра: Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. 

Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки.) Кто сидит на елке? (На елке сидит белка.) Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки.) Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз.) Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка.) Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц.)

Куда пришли Мила и Павел?

  • «Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.
  • «Одежда». Опорные слова: платье, платок, колготки, блузка, футболка, бейсболка, лосины, пуловер. Хлопок, лоскут, лоскутик.
  • «Животный мир». Опорные слова: лось, лань, волк, волчица, волчата, шакал, енот-полоскун, манул, белка, слон, осел, кулан, козел, марал, колонок.
  • «Посуда». Опорные слова: тарелка, вилка, ложка, солонка, салатница.
  • «Холодильник». «Продукты». Назови предметы, лежащие в холодильнике. Что не должно лежать в холодильнике?

Опорные слова: балык, колбаса, молоко, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, яблоки, баклажаны, халва, мармелад, пастила, клубника, салат, лучок, лук, свекла, голубика, яблоко, клубника, алыча, кукла, лаваш.

Чем можно полакомиться? Что означают слова лакомка, лакомиться, лакомый кусочек?

  • Знаешь ли ты эти слова? Маслозавод, маслобойня. Что такое глазурь? Что означает слово ломтик? Большой кусок — это ломоть, а маленький кусочек — ломтик.
  • «Водные животные». Опорные слова: хохлач, кашалот, сервал, белуха, нарвал, малый полосатик, бутылконос, северный плавун, ламантин, лама, лангуст, ласка, луна-рыба, белуга, белуха, головастик.

«Глубоко — мелко». Кто плавает глубже других?

  • «Птицы». Опорные слова: лунь, орел, ласточка, баклан, голубь, соловей, глухарь, дятел, галка, иволга, сокол, поползень, лунь, лысуха, орлан, плавунчик, славка, фламинго, щегол.
  • «Магазин «Все для дома»». Опорные слова: иголка, булавка, метелка (мамины вещи).
  • «Инструменты». Опорные слова: лопата, лобзик, коловорот, лом, долото, шило, пила, пилка, молоток (папины вещи).

«Игрушки». Опорные слова: кукла, юла, волчонок, елка, белочка.

Скажи ласково. Лопата — лопатка, лопаточка. Иголка — иголочка. Пила — пилка, пилочка.

Папа купил себе большую лопату, Лане купили лопатку. Маленькому Володе — лопаточку.

  • «На лугу». Опорные слова: колокольчики, пчелы. Чистоговорки со словом пчела.

— Пчела, пчела, где ты была?

— Я летала на лужок,

Собирала там медок.

  • «Магазин «Спорттовары»». Опорные слова: ласты, весло, акваланг, лыжи, палки, велосипед, мотоцикл, бейсболка, футболка, лыжный костюм.

Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.

  • «Спорт». Опорные слова: велотрек, велосипедист, велогонки, баскетбол, волейбол, футбол, слалом, скалолаз, пловец.
  • «Лыжная прогулка». Опорные слова: елки, белка, лыжи, лыжники, лыжня, палки, Михаил, Алла и Володя, елка, кладовая белки, упал, встал, спустился, увидел, посмотрел, прыгала, скакала, грызла.

Где проходит лыжня? Куда дети поставили лыжи и палки? (Возле елки.)

  • «Спасатели». «Володя — скалолаз».

Опорные слова: скала, скалы, скалолаз Павел, облака, ласточка, орел, горный козел, голубое ущелье, пещера, сталактиты, заоблачные.

Из каких двух слов составлено слово скалолаз?

  • «Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.

«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г…обус?

«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место — шкоал?

Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.

Анализ слова школа. Чтение слов.

  • «Зоопарк».

Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!

Кого еще увидели? Чьи клетки расположены рядом? Вопросы детей о животных.

Кого будет кормить служитель зоопарка? Чем можно покормить слона?

Составить схему предложения из трех-четырех слов. Звуковой анализ одного-двух слов. Узнать название зверя по предложенной звуковой схеме.

  • «Клава и кукла». Восстановление последовательности событий. Пересказ.

Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. Клава очень любила свою куклу. Папа починил куклу. У Клавы была кукла. Клава купала куклу. Клава пошла гулять с куклой. Клава одела куклу.

Пересказ.

Лане подарили куклу. Кукла была вся в белом. На ней было белое платье, белая панама, белые носки, белый бант. Туфельки тоже были белые. Лана любила свою куклу. Она катала ее в коляске, баюкала, одевала, гуляла с ней по улице. Однажды кукла упала и испачкалась. Лана долго мыла куклу с мылом.

Желаю успеха!

Учитель-логопед: Морева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки"

В консультации  раскрываются вопросы:Что такое автоматизация?  Почему нужна помощь семьи? Задача родителей: формитовать правильное отношение речевому нарушению у ребёнка: не ругать за неправ...

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...

Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"

Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"....

Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях

В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет ...

Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"

Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"...

Консультация для родителей "Как автоматизировать поставленные звуки дома"

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», это когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки пол...