Консультация для родителей "Как автоматизировать поставленные звуки дома"
консультация по логопедии

Шевцова Галина

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», это когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это говорит о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Эти простые советы, как правильно закрепить звук, для вас родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._avtomatiz_zv_u_tnr.docx413.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Автоматизация поставленных звуков у детей с ТНР»

(для родителей старшего дошкольного возраста)

Учитель-логопед

Шевцова Г. П.

2022г.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Этапы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за взрослым, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за взрослым с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т.д.

С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки.

Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно произнести слова, содержащие заданный звук.

(«Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы, коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т.д.). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик и т.д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов – абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.).

Автоматизация звука в предложениях.

Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях

В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет ...

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки"

В консультации  раскрываются вопросы:Что такое автоматизация?  Почему нужна помощь семьи? Задача родителей: формитовать правильное отношение речевому нарушению у ребёнка: не ругать за неправ...

Консультация для родителей "Закрепляем поставленные звуки дома"

Эффективность логопедических занятий во многом зависит от того, как превратить однообразную работу над закреплением звука в совместную и занимательную игру....

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"...

Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"

Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"....

Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"

Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"...