Мастер-класс по теме: «Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstmk_milovzorova_sadkina.docx | 40.53 КБ |
Презентация к мастер-классу Миловзоровой Е.А., Садкиной Е.А. | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс по теме:
«Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста.»
Учреждение: МБДОУ «детский сад №71»
Педагоги:
Миловзорова Елена Александровна, воспитатель
Садкина Элина Амировна, учитель-логопед
Цель: Познакомить педагогов с использованием творчества С.Есенина в коррекционной речевой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширение знания педагогов об использовании творчества С. Есенина в коррекционной речевой деятельности.
- Передача опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности
- Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, мнемосхемы для заучивания стихотворений, сюжетные картинки по мотивам стихотворений С. Есенина
План мастер - класса
1. Вступление: актуальность проблемы; особенности речевого развития старшего дошкольника в группе ТНР.
2. Содержание и формы работы по коррекционной речевой деятельности старших дошкольников с использованием творчества С. Есенина.
а) Совершенствование монологической речи: составление рассказа по мотивам стихотворения С. Есенина «Сказка о пастушонке Пете». Демонстрация сюжетных картинок, фото и видео материала с пояснением.
б) Развитие памяти и аналитических способностей: заучивание стихотворений С. Есенина по сюжетным картинкам- опорам и мнемосхемам. Показ демонстрационного материала, видео материала с пояснением.
в) Развитие интонационной выразительности и дикции: театрализованная деятельность по мотивам творчества С. Есенина. Интерактив с участниками мастер- класса (по стихотворению С. Есенина «Бабушкины сказки»)
г) Развитие мелкой моторики: знакомство с русскими ремеслами и крестьянским бытом посредством творчества С. Есенина. Демонстрация фото материалов с пояснением.
3. Заключительное слово
Ясность — главное достоинство речи.
Аристотель
1.
Несмотря на новые возможности всестороннего развития в наш «век высоких технологий», детей с нарушениями речи не становится меньше. Причины могут самые различные: это и экология, и вредные привычки родителей, и педагогическая запущенность. Мы, педагоги, должны искать и находить способы помочь таким детям.
Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка, оно напрямую влияет на его будущее обучение в школе. Каждый день мы встречаемся с детьми, которые не могут полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, не могут понятно объяснить, что они хотят.
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что они говорят не правильно и могут начать стесняться своей речи. Они часто боятся выступать на публику, их стараются не привлекать к активному участию в утренниках. Дети замыкаются в себе, развивается заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. В дальнейшем это может плохо сказаться на обучении в школе.
Сергей Есенин специально для детей не писал, его творчество достаточно сложно даже для некоторых взрослых, но можно подобрать стихотворения, доступные и интересные даже для детей дошкольного возраста. Творчество Есенина настолько эмоционально, богато яркими образами и народной речью, что может тат прекрасным помощником в работе воспитателя и учителя - логопеда.
В поэзии Есенина мы встречаем такую неповторимую певучесть и мелодику, что даже те дети, которые не до конца поймут смысл стихотворения, смогут прочувствовать именно поэтическую сторону речи, красоту и богатство русского языка.
Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года.
Тяжёлыми нарушениями речи
являются такие нарушения, при которых выявляется недоразвитие всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Кроме дефектов звукопроизношения и нарушения грамматического строя речи, можно отметить:
- бедный словарь (активный и пассивный)
- монотонная речь
- недостаточная устойчивость внимания
- снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминании
- недостаточно развита монологическая связная речь
- отставание в развитии двигательной сферы
2.
а) При работе над монологической речью, мы обращаемся к стихотворению Есенина «Сказка о пастушонке Пете…». Мы взяли не все стихотворение, а выбрали моменты, которые соответствуют уровню наших детей. Работа проходит в несколько этапов:
- Чтение стихотворения взрослым, с одновременным рассматриванием картинок.
- Обсуждение прочитанного, сопоставление с визуальным рядом. Работа со словарём:
- Расширение и активизация словаря: пастушонок, хворостина, скотина, дрема, село, рожь.
- Уточнение лексического значения слов и выражений: загривок, взбуча, «чести не уронит», «ели все игольчей», «и дрожишь полсутки».
- Работа над словообразованием: уточняем понятия «пастух - пастушонок» (тренировка в образовании и употреблении слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами) «одежонка».
- Составление рассказа ребенком с опорой на картинки.
- Работа над связной речью: описываем признаки времен года и то, как меняется жизнь пастушонка Пети.
В ходе работы можно рассмотреть с детьми следующие картины:
В.Е. Маковский «Пастушки», «Ночное»
А.А. Пластов «Витя – подпасок»
Н.П. Богданов-Бельский «Пастушок»
б) Развитие памяти и аналитических способностей (заучивание и рассказывание стихотворений по мнемосхемам и сюжетным картинкам- опорам)
Для работы мы взяли три стихотворения:
«Пороша» - с опорой на мнемосхему;
«Пастух» (Я сгоню на луг росистый…) - с опорой на мнемосхему;
«Колокол дремавший разбудил поля…» - картинки - опоры .
В стихотворениях каждой строке соответствует определенная картинка или схема, которая способствует лучшему запоминанию стихотворения и его более правильному воспроизведению.
Проговаривание стихотворений с опорой на мнемосхему мы проводим в несколько этапов:
- построчно открываем перед ребенком схему, что позволяет сфокусировать внимание ребенка именно на нужной строке;
- показываем указкой картинку, соответствующую определенному слову или фразе, а ребенок проговаривает стихотворение;
- ребенок сам показывает указкой нужную картинку и проговаривает стихотворение (указка помогает ребенку сосредоточит внимание на нужной строчке);
- ребенок проговаривает стихотворение, отслеживая глазами соответствующие картинки на схеме без помощи взрослого.
в) Для развитие интонационной выразительности и дикции мы обратись к стихотворению С. Есенина «Бабушкины сказки», используя его как динамическую паузу.
С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно при работе с детьми использовать динамические паузы. Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков, развивается интонационная выразительность, мимика, пластика и точность движений, что особенно важно для детей с нарушениями речи.
С. Есенин «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
(маршируем на месте)
По сугробам, по пригоркам
(от центра в стороны «рисуем» волны руками)
Мы идем, бредем домой.
(шагаем пальчиками к центру)
Опостылеют салазки,
(повороты головы вправо, влево, махи руками перед грудью)
И садимся в два рядка
(чуть присаживаемся, ладони на колени)
Слушать бабушкины сказки
(указательный палец правой руки к правой щеке)
Про Ивана-дурака.
(указательный палец левой руки к левой щеке)
И сидим мы, еле дышим.
(сесть на корточки, слова проговаривать тихо)
Время к полночи идет.
(встаем, руки через стороны поднимаем вверх)
Притворимся, что не слышим,
(закрыть уши ладонями, головой вращать вправо/влево)
Если мама спать зовет.
(«зовем» руками к себе)
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
(слова проговариваем тихо,
«собираем» в ладони «сказку», медленно руки под щёку)
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
(активные движения руками от груди вверх и перед собой,
слова проговариваем громко)
Скажет бабушка несмело:
(руки к щекам, покачать головой)
"Что ж сидеть-то до зари?"
(правым указательным пальчиком «погрозить» направо,
левым- налево)
Ну, а нам какое дело,
(плечи верх и вниз)
- Говори да говори.
(подпереть кулачками щеки, глубоко вздохнуть)
Дети очень быстро выучили стихотворение, с удовольствием «исполняют» его под руководством педагога и самостоятельно.
г) Учёные доказали, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. В головном мозге речевой и моторные центры расположены близко друг к другу, поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Развивать мелкую моторику детям помогает практическое знакомство с традиционными русскими ремёслами и крестьянским бытом, в этой работе мы так же обращаемся к творчеству С. Есенина.
- Ткачество
Музыкальное сопровождение: песня на стихотворение С.Есенина «Вечер, как сажа...» (Северный Русский Народный Хор)
Практическая работа с детьми: изготовление куколок - пеленашек, ткачество на станке (ст. группа), дощечках (подгот. группа).
- Кузнечное ремесло
Стихотворение для чтения и разбора: С. Есенин «Кузнец»
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар…
(первые 4 четверостишия)
Практическая работа с детьми: рассматривание изделий из металла; соединение колечек в цепочку.
- Знакомство с крестьянкой пищей, народными праздниками
«В хате» (отрывки)
«Побирушка»
«Молотьба»
«Русь» (отрывок «Собиралися мирные пахари…»)
Практическая работа с детьми: замешивание ржаного и солёного теста, изготовление обрядовых угощений из теста, например «жаворонки», «тетёрки» (подготовительная группа).
В ходе работы с детьми разбираются непонятные слова и выражения. Некоторые дети с удовольствием подпевают при прослушивании песни и пытаются придумать свою мелодию на знакомые стихи.
3.Мы пришли к выводу, что поэтические произведения С. Есенина вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке чёткой дикции, расширению и активизации словаря. Работа с мнемосхемами и сюжетными картинками - опорами позволяют детям с ТНР легче запоминать стихотворения, развивать память и аналитические способности.
Также лирика С. Есенина может успехом использоваться как сопровождение практической деятельности детей, например, при знакомстве с крестьянским бытом, ремеслами. Особенно хорошо для этого подходят стихотворения, положенные на музыку.
Мы планируем продолжать работу в данном направлении и изучать творчество Сергея Есенина с методической точки зрения, а также искать новые возможности его использования при работе с детьми с ТНР.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомить педагогов с использованием творчества С.Есенина в коррекционной речевой работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Расширение знания педагогов об использовании творчества С. Есенина в коррекционной речевой деятельности. Передача опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности. Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов.
Тяжёлыми нарушениями речи являются такие нарушения, при которых выявляется недоразвитие всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте Кроме дефектов звукопроизношения и нарушения грамматического строя речи, можно отметить: бедный словарь (активный и пассивный) монотонная речь недостаточная устойчивость внимания снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминании недостаточно развита монологическая связная речь отставание в развитии двигательной сферы
Совершенствование монологической речи составление рассказа по мотивам стихотворения «Сказка о пастушонке Пете…» Чтение стихотворения взрослым, с одновременным рассматриванием картинок. Обсуждение прочитанного, сопоставление с визуальным рядом; работа со словарём. Составление рассказа ребенком с опорой на картинки.
Картины В.Е. Маковский «Пастушки», «Ночное» А.А. Пластов «Витя – подпасок» Н.П. Богданов-Бельский «Пастушок»
Развитие памяти и аналитических способностей заучивание и рассказывание стихотворений по мнемосхемам и сюжетным картинкам- опорам «Пороша» - с опорой на мнемосхему «Пастух» (Я сгоню на луг росистый…) - с опорой на мнемосхему «Колокол дремавший разбудил поля…» - картинки - опоры
«Колокол дремавший разбудил поля…»
«Пороша»
«Пороша»
«Пороша»
Развитие интонационной выразительности и дикции С. Есенин «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой (маршируем на месте) По сугробам, по пригоркам (от центра в стороны «рисуем» волны руками) Мы идем, бредем домой. (шагаем пальчиками к центру) Опостылеют салазки, (повороты головы вправо, влево, махи руками перед грудью) И садимся в два рядка (чуть присаживаемся, ладони на колени) Слушать бабушкины сказки (указательный палец правой руки к правой щеке) Про Ивана-дурака . (указательный палец левой руки к левой щеке)
И сидим мы, еле дышим. (сесть на корточки, слова проговаривать тихо) Время к полночи идет. (встаем, руки через стороны поднимаем вверх) Притворимся, что не слышим, (закрыть уши ладонями, головой вращать вправо/влево) Если мама спать зовет. («зовем» руками к себе) Сказки все. Пора в постели... Но а как теперь уж спать? (слова проговариваем тихо, «собираем» в ладони «сказку», медленно руки под щёку) И опять мы загалдели, Начинаем приставать. (активные движения руками от груди вверх и перед собой, слова проговариваем громко)
Скажет бабушка несмело: (руки к щекам, покачать головой) "Что ж сидеть-то до зари?" (правым указательным пальчиком «погрозить» направо, левым- налево) Ну, а нам какое дело, (плечи верх и вниз) - Говори да говори. (подпереть кулачком щеку)
Развитие мелкой моторики знакомство с русскими ремеслами и крестьянским бытом Музыкальное сопровождение : песня на стихотворение С.Есенина «Вечер, как сажа...» (Северный Русский Народный Хор) Практическая работа с детьми: изготовление куколок- пеленашек ; ткачество на станке (ст. группа), дощечках ( подгот . группа)
«Кузнец» Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар… (первые 4 четверостишия) Практическая работа с детьми: рассматривание изделий из металла; соединение колечек в цепочку
Знакомство с крестьянской пищей «В хате» (отрывки) « Побирушка » «Молотьба» «Русь» (отрывок « Собиралися мирные пахари…») Практическая работа с детьми: замешивание ржаного и соленого теста, изготовление обрядовых угощений из теста, например «жаворонки», «тетерки» (подготовительная группа)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут сп...
Мастер -класс "Опытно экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста "
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
Консультация для воспитателей по теме «ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателейпо теме«ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...