Мастер-класс по теме: «Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Миловзорова Елена Александровна

Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс по теме:

«Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста.»

Учреждение: МБДОУ «детский сад №71»

Педагоги:

Миловзорова Елена Александровна, воспитатель

Садкина Элина Амировна, учитель-логопед

Цель: Познакомить педагогов с использованием творчества С.Есенина в коррекционной речевой работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширение знания педагогов об использовании творчества С. Есенина в коррекционной речевой деятельности.
  • Передача опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности
  • Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, мнемосхемы для заучивания стихотворений, сюжетные картинки  по мотивам стихотворений С. Есенина

План мастер - класса

1. Вступление: актуальность проблемы; особенности речевого развития старшего дошкольника в группе ТНР.

2. Содержание и формы работы по коррекционной речевой деятельности  старших дошкольников с использованием творчества С. Есенина.

а) Совершенствование монологической речи: составление рассказа по мотивам стихотворения С. Есенина «Сказка о пастушонке Пете». Демонстрация сюжетных картинок, фото и видео материала с пояснением.

б) Развитие памяти и аналитических способностей: заучивание стихотворений С. Есенина по сюжетным картинкам- опорам и мнемосхемам. Показ демонстрационного материала, видео материала с пояснением.

в) Развитие интонационной выразительности и дикции: театрализованная деятельность по мотивам творчества С. Есенина. Интерактив с участниками мастер- класса (по стихотворению С. Есенина «Бабушкины сказки»)

 г) Развитие мелкой моторики: знакомство с русскими ремеслами и крестьянским бытом посредством  творчества С. Есенина. Демонстрация фото материалов с пояснением.

        

3. Заключительное слово

Ясность — главное достоинство речи.

 Аристотель

1.

Несмотря на новые возможности  всестороннего развития в наш «век высоких технологий», детей с нарушениями речи не становится меньше. Причины могут самые различные: это и экология, и вредные привычки родителей, и педагогическая запущенность. Мы, педагоги, должны искать и находить способы помочь таким детям.

Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка, оно напрямую влияет на его будущее обучение в школе. Каждый день мы встречаемся с детьми, которые не могут полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, не могут понятно объяснить, что они хотят.

Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что они говорят не правильно и могут начать стесняться своей речи. Они часто боятся выступать на публику, их стараются не привлекать к активному участию в утренниках. Дети замыкаются в себе, развивается заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. В дальнейшем это может плохо сказаться на обучении в школе.

Сергей Есенин специально для детей не писал, его творчество достаточно сложно даже для некоторых взрослых, но можно подобрать стихотворения, доступные и интересные даже для детей дошкольного возраста. Творчество Есенина настолько эмоционально, богато яркими образами и народной речью, что может тат прекрасным помощником в работе воспитателя и учителя - логопеда.

В поэзии Есенина мы встречаем такую неповторимую певучесть и мелодику, что даже те дети, которые не до конца поймут смысл стихотворения, смогут прочувствовать именно поэтическую сторону речи, красоту и богатство русского языка.

Наш мастер-класс основан на опыте работы в группе для детей с ТНР старшего дошкольного возраста за 3 года.

Тяжёлыми нарушениями речи 
являются такие нарушения, при которых выявляется недоразвитие всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Кроме дефектов звукопроизношения и нарушения грамматического строя речи, можно отметить:

  • бедный словарь (активный и пассивный)
  • монотонная речь
  • недостаточная устойчивость внимания
  • снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминании
  • недостаточно развита монологическая связная речь
  • отставание в развитии двигательной сферы

2.

а) При работе  над монологической речью, мы обращаемся к стихотворению Есенина «Сказка о пастушонке Пете…». Мы взяли не все стихотворение, а выбрали моменты, которые соответствуют уровню наших детей. Работа проходит в несколько этапов:

  1. Чтение стихотворения взрослым, с одновременным рассматриванием картинок.
  2. Обсуждение прочитанного, сопоставление с визуальным рядом.  Работа со словарём:

- Расширение и активизация словаря: пастушонок, хворостина, скотина, дрема, село, рожь.

- Уточнение лексического значения  слов и выражений: загривок, взбуча,  «чести не уронит», «ели все игольчей», «и дрожишь полсутки».

- Работа над словообразованием: уточняем понятия «пастух - пастушонок» (тренировка в образовании и употреблении слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами) «одежонка».

  1. Составление рассказа ребенком с опорой на картинки.

- Работа над связной речью: описываем признаки времен года и то, как меняется  жизнь пастушонка Пети.

В ходе работы можно рассмотреть с детьми следующие картины:

В.Е. Маковский «Пастушки», «Ночное»
А.А. Пластов «Витя – подпасок»
Н.П. Богданов-Бельский
«Пастушок»

б) Развитие памяти и аналитических способностей (заучивание и рассказывание стихотворений по мнемосхемам и сюжетным картинкам- опорам)

Для работы мы взяли три стихотворения:

«Пороша» - с опорой на мнемосхему;

«Пастух» (Я сгоню на луг росистый…) - с опорой на мнемосхему;

«Колокол дремавший разбудил поля…» - картинки - опоры .

В стихотворениях каждой строке соответствует определенная картинка или схема, которая способствует лучшему запоминанию стихотворения и его более  правильному воспроизведению.

Проговаривание стихотворений с опорой на мнемосхему мы проводим в несколько этапов:

- построчно открываем перед ребенком схему, что позволяет сфокусировать внимание ребенка именно на нужной строке;

- показываем указкой картинку, соответствующую определенному слову или фразе, а ребенок проговаривает стихотворение;

- ребенок сам показывает указкой нужную картинку и проговаривает стихотворение (указка помогает ребенку сосредоточит внимание на нужной строчке);

- ребенок проговаривает стихотворение, отслеживая глазами соответствующие картинки на схеме без помощи взрослого.

в) Для  развитие интонационной выразительности и дикции мы обратись к стихотворению  С. Есенина «Бабушкины сказки», используя его как динамическую паузу.

С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно при работе с  детьми использовать динамические паузы. Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков, развивается интонационная выразительность,  мимика, пластика и точность движений, что особенно важно для детей с нарушениями речи.

С. Есенин «Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
(маршируем на месте)
По сугробам, по пригоркам
(от центра в стороны «рисуем» волны руками)
Мы идем, бредем домой.
(шагаем пальчиками к центру)
Опостылеют салазки,
(повороты головы вправо, влево, махи руками перед грудью)
И садимся в два рядка
(чуть присаживаемся, ладони на колени)
Слушать бабушкины сказки
 (указательный палец правой руки к правой щеке)
Про Ивана-дурака.
 (указательный палец левой руки к левой щеке)

И сидим мы, еле дышим.
(сесть на корточки, слова проговаривать тихо)
Время к полночи идет.
(встаем, руки через стороны поднимаем вверх)
Притворимся, что не слышим,
(закрыть уши ладонями, головой вращать вправо/влево)
Если мама спать зовет.
(«зовем» руками к себе)
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
(слова проговариваем тихо,
«собираем» в ладони «сказку», медленно руки под щёку)

И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
(активные движения руками от груди вверх и перед собой,
слова проговариваем громко)

Скажет бабушка несмело:
(руки к щекам, покачать головой)
"Что ж сидеть-то до зари?"
(правым указательным пальчиком «погрозить» направо,
левым- налево)

Ну, а нам какое дело,
(плечи верх и вниз)
- Говори да говори.
(подпереть кулачками щеки, глубоко вздохнуть)

Дети очень быстро выучили стихотворение, с удовольствием «исполняют» его под руководством педагога и самостоятельно.

г) Учёные доказали, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. В головном мозге речевой и моторные центры расположены близко друг к другу, поэтому  при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Развивать мелкую моторику детям  помогает практическое знакомство с традиционными русскими ремёслами и крестьянским бытом, в этой работе мы так же обращаемся к творчеству С. Есенина.

-  Ткачество

Музыкальное сопровождение: песня на стихотворение С.Есенина «Вечер, как сажа...» (Северный Русский Народный Хор)

Практическая работа с детьми: изготовление куколок - пеленашек,  ткачество на станке (ст. группа), дощечках (подгот. группа).

-  Кузнечное ремесло

Стихотворение для чтения и разбора: С. Есенин «Кузнец»

 Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар…

(первые 4 четверостишия)

Практическая работа с детьми: рассматривание изделий из металла; соединение колечек в цепочку.

-   Знакомство с крестьянкой пищей, народными праздниками

«В хате» (отрывки)

«Побирушка»

«Молотьба»

«Русь» (отрывок «Собиралися мирные пахари…»)

Практическая работа с детьми: замешивание ржаного и солёного теста, изготовление обрядовых угощений из теста, например «жаворонки», «тетёрки» (подготовительная группа).

В ходе работы с детьми разбираются непонятные слова и выражения. Некоторые дети с удовольствием подпевают при прослушивании песни и пытаются придумать свою мелодию на знакомые стихи.

3.Мы пришли к выводу, что поэтические произведения С. Есенина вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке чёткой дикции, расширению и активизации словаря. Работа с мнемосхемами и сюжетными картинками - опорами позволяют детям с ТНР легче запоминать стихотворения, развивать память и аналитические способности.  

Также лирика С. Есенина может  успехом использоваться как сопровождение  практической деятельности детей, например, при знакомстве с крестьянским бытом, ремеслами. Особенно хорошо для этого подходят стихотворения, положенные на музыку.

Мы планируем продолжать работу в данном направлении и изучать творчество Сергея Есенина с методической точки зрения, а также искать новые возможности его использования при работе с детьми с ТНР.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №71» Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование творчества С.Есенина в коррекционной речевой деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста» Педагоги : Миловзорова Елена Александровна, воспитатель Садкина Элина Амировна , учитель-логопед

Слайд 2

Цель: Познакомить педагогов с использованием творчества С.Есенина в коррекционной речевой работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Расширение знания педагогов об использовании творчества С. Есенина в коррекционной речевой деятельности. Передача опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности. Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов.

Слайд 3

Тяжёлыми нарушениями речи являются такие нарушения, при которых выявляется недоразвитие всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте Кроме дефектов звукопроизношения и нарушения грамматического строя речи, можно отметить: бедный словарь (активный и пассивный) монотонная речь недостаточная устойчивость внимания снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминании недостаточно развита монологическая связная речь отставание в развитии двигательной сферы

Слайд 4

Совершенствование монологической речи составление рассказа по мотивам стихотворения «Сказка о пастушонке Пете…» Чтение стихотворения взрослым, с одновременным рассматриванием картинок. Обсуждение прочитанного, сопоставление с визуальным рядом; работа со словарём. Составление рассказа ребенком с опорой на картинки.

Слайд 5

Картины В.Е. Маковский «Пастушки», «Ночное» А.А. Пластов «Витя – подпасок» Н.П. Богданов-Бельский «Пастушок»

Слайд 6

Развитие памяти и аналитических способностей заучивание и рассказывание стихотворений по мнемосхемам и сюжетным картинкам- опорам «Пороша» - с опорой на мнемосхему «Пастух» (Я сгоню на луг росистый…) - с опорой на мнемосхему «Колокол дремавший разбудил поля…» - картинки - опоры

Слайд 7

«Колокол дремавший разбудил поля…»

Слайд 8

«Пороша»

Слайд 9

«Пороша»

Слайд 10

«Пороша»

Слайд 11

Развитие интонационной выразительности и дикции С. Есенин «Бабушкины сказки»

Слайд 12

В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой (маршируем на месте) По сугробам, по пригоркам (от центра в стороны «рисуем» волны руками) Мы идем, бредем домой. (шагаем пальчиками к центру) Опостылеют салазки, (повороты головы вправо, влево, махи руками перед грудью) И садимся в два рядка (чуть присаживаемся, ладони на колени) Слушать бабушкины сказки (указательный палец правой руки к правой щеке) Про Ивана-дурака . (указательный палец левой руки к левой щеке)

Слайд 13

И сидим мы, еле дышим. (сесть на корточки, слова проговаривать тихо) Время к полночи идет. (встаем, руки через стороны поднимаем вверх) Притворимся, что не слышим, (закрыть уши ладонями, головой вращать вправо/влево) Если мама спать зовет. («зовем» руками к себе) Сказки все. Пора в постели... Но а как теперь уж спать? (слова проговариваем тихо, «собираем» в ладони «сказку», медленно руки под щёку) И опять мы загалдели, Начинаем приставать. (активные движения руками от груди вверх и перед собой, слова проговариваем громко)

Слайд 14

Скажет бабушка несмело: (руки к щекам, покачать головой) "Что ж сидеть-то до зари?" (правым указательным пальчиком «погрозить» направо, левым- налево) Ну, а нам какое дело, (плечи верх и вниз) - Говори да говори. (подпереть кулачком щеку)

Слайд 15

Развитие мелкой моторики знакомство с русскими ремеслами и крестьянским бытом Музыкальное сопровождение : песня на стихотворение С.Есенина «Вечер, как сажа...» (Северный Русский Народный Хор) Практическая работа с детьми: изготовление куколок- пеленашек ; ткачество на станке (ст. группа), дощечках ( подгот . группа)

Слайд 16

«Кузнец» Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар… (первые 4 четверостишия) Практическая работа с детьми: рассматривание изделий из металла; соединение колечек в цепочку

Слайд 17

Знакомство с крестьянской пищей «В хате» (отрывки) « Побирушка » «Молотьба» «Русь» (отрывок « Собиралися мирные пахари…») Практическая работа с детьми: замешивание ржаного и соленого теста, изготовление обрядовых угощений из теста, например «жаворонки», «тетерки» (подготовительная группа)

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут сп...

Мастер -класс "Опытно экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста "

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...

Консультация для воспитателей по теме «ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейпо теме«ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...