Консультация для родителей "Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В консультации раскрываются вопросы:
Что такое автоматизация? Почему нужна помощь семьи? Задача родителей: формитовать правильное отношение речевому нарушению у ребёнка: не ругать за неправильную речь, ненавязчиво исправлять неправильное произношение , не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов. осуществлять позитивное настрой на занятия с педагогом; Последовательность автоматизации поставленного звука. Советы родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Умка» г. Мегион
Консультация для родителей
Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки?
Подготовила
учитель – логопед:
Кейлер Татьяна Алексеевна
Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок не произносит. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации».
Что такое автоматизация?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Почему нужна помощь семьи?
Поставленный звук еще очень хрупкий, условнорефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.
В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.
Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков требует сотрудничества ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, а также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача учителя - логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
Задача родителей формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
-не ругать ребенка за неправильную речь;
-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Последовательность автоматизации поставленного звука.
Автоматизация поставленного звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Игры для автоматизации в семье
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации звуков, они не займут много времени, в них можно играть по дороге домой, во время прогулки на площадке возле дома и конечно в кругу семьи.
Автоматизация звука в слогах
«Колечки»
Называем автоматизируемый слог и соединяем большой палец с каждым последующим пальцем, заканчивая мизинцем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Затем в обратном порядке.
«Слоговая лесенка»
Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с «трудным» звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку или просто шагает пальчиками по ступенькам.
«Башенка» («Пирамидка»)
Взрослый называет автоматизируемый слог, ребёнок его повторяет. Если в слоге звук произнесён верно, то ребёнок получает кубик или колечко от пирамидки. В ходе игры ребёнок строит башенку или собирает пирамидку. Можно использовать образец постройки, схему или алгоритм.
Автоматизация звука в словах
«Посмотри вокруг» Играть можно, когда вы идете домой с ребенком из детского сада, прогулки и т.д.
-Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.
«Один - много» Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.
«Назови со звуком…»Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра способствует закреплению сложного звука, а так же формированию фонематического восприятие, активизации словаря по лексическим темам.
«Найди картинку» Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук, из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.
«Запомни и повтори»
Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за «трудным» звуком. Взрослый: «Рак». Ребёнок: «Рак». Взрослый: «Рыба». Ребёнок: «Рак, рыба» и т.д. Можно одновременно собирать пирамидку, бусы, строить дорожку, цепочку, прицеплять прищепки, шагать или «прыгать по кочкам» и проговаривать цепочку слов.
«Назови картинку» Ребёнку предлагают набор картинок с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово с «трудным» звуком правильно, то забирает картинку себе, а если нет, то картинка остаётся у взрослого. «Назови ласково» Произношение слов в уменьшительно-ласкательной форме. Взрослый: «У меня перец, а у тебя …»Ребёнок: «Перчик». «Посчитай - ка» Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное. Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов(красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)»Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры:«Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов» Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов. «Кто как голос подаёт» С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию. Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает». Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик. «Ходилки - бродилки» Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать дома вместе с детьми. На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т.д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый схематически изображает предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук. В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание. Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета. «Звук потерялся» Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) Игры с мячом Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал. С помощью мяча можно не только закреплять поставленные звуки, но и формировать грамматический строй, обогащать словарный запас, учить стихи, делить предложения на слова, слова на слоги, сочинять рифмовки и многое-многое другое. Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому. Можно усложнить игру, отвечая на вопрос «Есть или нет?» Взрослый: Вз «У меня есть карандаши». Ребёнок: «У меня НЕТ карандашей». Автоматизация звука в скороговорках, чистоговорках Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей 3-5 лет хорошо использовать чистоговорки, небольшие по составу слов или звуков, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту. Детям 6 лет хорошо предлагать чистоговорки на дифференциацию звуков для развития и совершенствования речевого слуха. Читайте детям короткие рассказы и сказки, затем просите рассказать вам, не забывая правильно произносить поставленный логопедом звук. Уважаемые родители помните: исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям, как у взрослого, так и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать! Список использованной и рекомендуемой литературы: Арнаут А.Н. Семинар-практикум «Домашний логопед – исправление речи в домашних условиях» // Воспитатель. 2013. №9. Вартанян Н.Я., Макарова Т.В., Шик Л.В., Ярославцева Л.А. «Хорошая речь – слаще мёда» Семинар-практикум. // Ребёнок в детском саду. 2009. №6. Комарова Л.А. Альбом дошкольника. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Издательство Гном, 2019. Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей. // Логопед. 2017. №1. Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков «с», «ш», «л», «р». Пособие для логопедов. СПб.:КАРО, 2006. Сулейманова Я.А. Логопедический тренинг для родителей // Логопед. 2016. №9. СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ. Источник: http: //logoportal. ru/sekretyi-avtomatizatsii-zvukov/. html |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Умка» г. Мегион
Консультация для родителей
Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки?
Подготовила
учитель – логопед:
Кейлер Татьяна Алексеевна
Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок не произносит. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации».
Что такое автоматизация?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Почему нужна помощь семьи?
Поставленный звук еще очень хрупкий, условнорефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.
В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.
Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков требует сотрудничества ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, а также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача учителя - логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
Задача родителей формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
-не ругать ребенка за неправильную речь;
-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Последовательность автоматизации поставленного звука.
Автоматизация поставленного звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Игры для автоматизации в семье
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации звуков, они не займут много времени, в них можно играть по дороге домой, во время прогулки на площадке возле дома и конечно в кругу семьи.
Автоматизация звука в слогах
«Колечки»
Называем автоматизируемый слог и соединяем большой палец с каждым последующим пальцем, заканчивая мизинцем: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Затем в обратном порядке.
«Слоговая лесенка»
Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с «трудным» звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку или просто шагает пальчиками по ступенькам.
«Башенка» («Пирамидка»)
Взрослый называет автоматизируемый слог, ребёнок его повторяет. Если в слоге звук произнесён верно, то ребёнок получает кубик или колечко от пирамидки. В ходе игры ребёнок строит башенку или собирает пирамидку. Можно использовать образец постройки, схему или алгоритм.
Автоматизация звука в словах
«Посмотри вокруг» Играть можно, когда вы идете домой с ребенком из детского сада, прогулки и т.д.
-Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.
«Один - много» Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.
«Назови со звуком…»Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра способствует закреплению сложного звука, а так же формированию фонематического восприятие, активизации словаря по лексическим темам.
«Найди картинку» Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук, из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.
«Запомни и повтори»
Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за «трудным» звуком. Взрослый: «Рак». Ребёнок: «Рак». Взрослый: «Рыба». Ребёнок: «Рак, рыба» и т.д. Можно одновременно собирать пирамидку, бусы, строить дорожку, цепочку, прицеплять прищепки, шагать или «прыгать по кочкам» и проговаривать цепочку слов.
«Назови картинку» Ребёнку предлагают набор картинок с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово с «трудным» звуком правильно, то забирает картинку себе, а если нет, то картинка остаётся у взрослого. «Назови ласково» Произношение слов в уменьшительно-ласкательной форме. Взрослый: «У меня перец, а у тебя …»Ребёнок: «Перчик». «Посчитай - ка» Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное. Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов(красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)»Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры:«Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов» Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов. «Кто как голос подаёт» С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию. Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает». Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик. «Ходилки - бродилки» Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать дома вместе с детьми. На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т.д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый схематически изображает предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук. В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание. Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета. «Звук потерялся» Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) Игры с мячом Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал. С помощью мяча можно не только закреплять поставленные звуки, но и формировать грамматический строй, обогащать словарный запас, учить стихи, делить предложения на слова, слова на слоги, сочинять рифмовки и многое-многое другое. Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому. Можно усложнить игру, отвечая на вопрос «Есть или нет?» Взрослый: Вз «У меня есть карандаши». Ребёнок: «У меня НЕТ карандашей». Автоматизация звука в скороговорках, чистоговорках Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей 3-5 лет хорошо использовать чистоговорки, небольшие по составу слов или звуков, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту. Детям 6 лет хорошо предлагать чистоговорки на дифференциацию звуков для развития и совершенствования речевого слуха. Читайте детям короткие рассказы и сказки, затем просите рассказать вам, не забывая правильно произносить поставленный логопедом звук. Уважаемые родители помните: исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям, как у взрослого, так и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать! Список использованной и рекомендуемой литературы: Арнаут А.Н. Семинар-практикум «Домашний логопед – исправление речи в домашних условиях» // Воспитатель. 2013. №9. Вартанян Н.Я., Макарова Т.В., Шик Л.В., Ярославцева Л.А. «Хорошая речь – слаще мёда» Семинар-практикум. // Ребёнок в детском саду. 2009. №6. Комарова Л.А. Альбом дошкольника. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Издательство Гном, 2019. Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей. // Логопед. 2017. №1. Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков «с», «ш», «л», «р». Пособие для логопедов. СПб.:КАРО, 2006. Сулейманова Я.А. Логопедический тренинг для родителей // Логопед. 2016. №9. СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ. Источник: http: //logoportal. ru/sekretyi-avtomatizatsii-zvukov/. html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Как помочь ребенку автоматизировать новые звуки в речи?"
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов...
Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях
В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет ...
Мастер-класс для родителей: «Автоматизируем поставленные звуки в свободной речевой деятельности»
Сценарий мастер-класса для родителей...
Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"
Советы логопеда "Автоматизируем поставленный звук дома"....
Автоматизируем поставленный звук "Л" в словосочетаниях и предложениях
В условиях карантина и самоизоляции приходится часть логопедической работы с детьми дошкольного возраста, перекладывать на плечи родителей. Предложенный материал, изложенный кратко и понятно, поможет ...
Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"
Консультация "Как автоматизировать поставленные звуки"...
Консультация для родителей "Как автоматизировать поставленные звуки дома"
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», это когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки пол...