Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Интегрированное занятие по развитию речи
«Русская матрешка»
(подготовительная логопедическая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по развитию речи
«Русская матрешка»
(подготовительная логопедическая группа)
Тема: «Народные промыслы»
Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить отвечать полным ответом;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
- закрепить умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц.
Коррекционно – развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к занятию;
- воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
- воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: народные игрушки, матрешка, предметные картинки, цветные карандаши, пять матрешек с заданиями, мяч.
Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, расписная, нарядная, красивая, разноцветная.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится? Давайте откроем дверь и посмотрим, кто к нам пришел.
Матрешка:
Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
(Ответы детей).
- Беседа об истории появления русской матрёшки
Логопед: Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая).
(Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
- Что вы знаете о ней?
(Ответы детей).
Воспитатель: Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна.
- Задание «Разложи по порядку»
Логопед: Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?
(Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).
- Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
- А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).
- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!
(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).
Свистулька из глины – глиняная.
Мяч из резины – резиновый.
Матрёшка из дерева – деревянная.
Кубик из пластмассы – пластмассовый.
Игрушка из бумаги – бумажная.
Барабан из картона – картонный.
Паровозик из железа – железный.
Шар из стекла – стеклянный.
Мишка из кожи – кожаный.
- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
- Задание «Посчитай от 1 до 5»
Логопед: Давайте вспомним, как украшали матрёшки? В какую одежду наряжали? (Ответы детей)
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, надет ли на эту матрешку сарафан? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук) Есть ли передник у этой матрешки? Где он?
- А сейчас вам задание от второй матрёшки: вам нужно посчитать все предметы одежды на картинке!
(На доске изображения предметов одежды: платок, сарафан, рубаха, передник. Сначала дети подбирают имена прилагательные, называя признак этого предмета, затем называют предмет, согласовывая с числительными один, два, три, четыре, пять).
Один пестрый передник – два… - пять пёстрых передников
Одна расписная рубаха – две … - пять красных рубах
Один длинный сарафан – два… - пять длинных сарафанов
Один яркий платок – два… - пять ярких платков
- Все справились с заданием!
- Физкультминутка
Воспитатель: Третья матрёшка предлагает с ней поиграть:
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами попоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)
- Задание «Составь рассказ про игрушку по мнемотаблице»
Логопед: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости. Посмотрите, сколько здесь всего интересного! Четвёртая матрёшка предлагает вам выбрать любой понравившийся вам товар и рассказать о нём.
(Ребенок выбирает любой понравившийся предмет и рассказывает о нем, следуя заданному алгоритму (цвет, форма, размер, материал, части, действия).
- Молодцы! Какие интересные рассказы у вас получились.
8. Воспитатель: За ваши правильные ответы наша матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы можете раскрасить матрешек.
9. Рефлексия
Логопед: Вот какая у нас получилась ярмарка!
- Что нового вы узнали о народной игрушке?
- Что большего всего понравилось на занятии?
- Что было трудно для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".
1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе « День рождения друга, дедушки Дуба»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитие связной речи, обогащение словаря детей....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ» Для детей старшей логопедической группы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ»Для детей старшей логопедической группыЦель: Закрепить знания по данной теме. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Развивать у...
Конспект занятия по развитию речи "Русская народная сказка "Репка" во второй младшей группе
Конспект...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....

Итоговое занятие по развитию речи "Русская весна" для средней группы
Цель: создать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи, совершенствование культуры речи.Задачи:Закреплять знания детей о сезонных изменениях в п...

Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная группа)
ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме....