Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии
ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matreshka.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная группа)
Тема: «Народные промыслы»
Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;
совершенствовать грамматический строй речи;
учить отвечать полным ответом;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
закрепить умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц.
Коррекционно – развивающие:
развивать память, внимание, мышление, воображение;
Оборудование: народные игрушки, матрешка, предметные картинки, цветные карандаши, пять матрешек с заданиями, мяч.
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
(Ответы детей).
- Беседа об истории появления русской матрёшки
Логопед: – Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая).
(Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
- Что вы знаете о ней?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна.
- Задание «Разложи по порядку»
Логопед: - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?
(Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).
- Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
- А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).
- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!
(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).
Свистулька из глины – глиняная.
Мяч из резины – резиновый.
Матрёшка из дерева – деревянная.
Кубик из пластмассы – пластмассовый.
Игрушка из бумаги – бумажная.
Барабан из картона – картонный.
Паровозик из железа – железный.
Шар из стекла – стеклянный.
Мишка из кожи – кожаный.
- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
- Задание «Посчитай от 1 до 5»
Логопед: - Давайте вспомним, как украшали матрёшки? В какую одежду наряжали? (Ответы детей)
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, надет ли на эту матрешку сарафан? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук) Есть ли передник у этой матрешки? Где он?
- А сейчас вам задание от второй матрёшки: вам нужно посчитать все предметы одежды на картинке!
(На доске изображения предметов одежды: платок, сарафан, рубаха, передник. Сначала дети подбирают имена прилагательные, называя признак этого предмета, затем называют предмет, согласовывая с числительными один, два, три, четыре, пять).
Один пестрый передник – два… - пять пёстрых передников
Одна расписная рубаха – две … - пять красных рубах
Один длинный сарафан – два… - пять длинных сарафанов
Один яркий платок – два… - пять ярких платков
- Все справились с заданием!
- Задание «Составь рассказ про игрушку по мнемотаблице»
Логопед: - Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости. Посмотрите, сколько здесь всего интересного! Четвёртая матрёшка предлагает вам выбрать любой понравившийся вам товар и рассказать о нём.
(Ребенок выбирает любой понравившийся предмет и рассказывает о нем, следуя заданному алгоритму (цвет, форма, размер, материал, части, действия). Что это? Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана матрешка? Из скольких частей состоит? Как в нее играют?
- Молодцы! Какие интересные рассказы у вас получились.
- Задание «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения, подобрав как можно больше слов-действий. - В магазине матрешку можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать. - Дома, в детском саду, на улице с матрешкой можно (что делать?) играть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, расписывать,раскрашивать,разбирать.
Упражнение «Составь предложение». Попросить ребенка составить предложение, употребив слово матрешка. Подсчитать количество словв предложении.
Логопед: - За ваши правильные ответы наша матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа
Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи + математика в подготовительной группе "Весна красна в гости к нам пришла"
Интегрированное занятие...
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательных способностей в подготовительной группе на тему: "Земноводные животные"
Углублять у детей знания и представления о земноводных животныхИсточник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv42.htm...
Интегрированное занятие по развитию речи «Домашние животные» (подготовительная группа)
Обобщить знания детей о домашних животных и их значение для человека....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы
Интегрированное занятие по развитию речи. Знакомство с произведением В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....
Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)
Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)...