Дополнительная общеразвивающая программа по творческо-познавательной направленности "Тараторка"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Целью программы является совершенствование речевого развития ребенка с нарушением зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_22.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методического (педагогического) совета ВРИО заведующего МБДОУ
от «___»____________20____г. «Детский сад №2 «Искорка»
Протокол №__________ __________________/ФИО/
«___»____________20____г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по творческо-познавательной направленности "Тараторка"
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Галкина Оксана Николаевна
учитель-логопед
г.Протвино, 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на нарушениях речи ребёнка, его поведении и общении.
Успешность решения задач по зрительной коррекции не возможна без решения проблем с различными по характеру и глубине нарушениями речи, возникающими у детей с амблиопией, косоглазием и другими отклонениями зрительной функции.
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. В комплексной работе также проходит развитие речи. Речь - не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, следовательно, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.
Направленность программы - творческо-познавательная.
Срок реализации программы - 1 год.
Целью программы является совершенствование речевого развития ребенка с нарушением зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи программы:
- развитие интереса к родной речи;
- развитие фонематического восприятия.
- формирование правильного произношения у детей;
- развитие словесно-логического мышления.
- обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- совершенствование навыков использования грамматических категорий русского языка;
- развитие связной речи у детей.
Принципы построения занятий кружка:
- Системность.
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Дифференцированный подход.
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Методы обучения: наглядные и словесные, с использованием объяснений, упражнений и игровых приёмов.
Формы организации занятий: коллективная, подгрупповая и индивидуальная.
Содержание занятий программы состоит из нескольких разделов:
- заучивание скороговорок и чистоговорок;
- заучивание сказок "на ладошке";
- использование пальчикового театра;
- использование персонажей театра би-ба-бо;
- театральная деятельность.
Каждое занятие кружка состоит из двух частей:
- Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для пальцев. Они необходимы для подготовки речевого аппарата, а также для развития подвижности пальцев.
- Ознакомление детей с приёмами театральной деятельности, что необходимо для развития речи.
Организация работы программы: Работу по дополнительной образовательной программе "Тараторка" предполагается проводить один раз в неделю в вечернее время. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет - 15 минут.
Материально-техническое обеспечение:
Работа по дополнительной программе проводится в группе. Для занятий используются следующие предметы: мячики - ёжики, матрёшки, пальчиковый театр, куклы театра би-ба-бо.
В работе с детьми применяются видеоматериалы, книги, сценарии.
Ожидаемые результаты:
- улучшение артикуляции у детей;
- улучшение моторики;
- улучшение памяти при заучивании скороговорок и чистоговорок;
- улучшение речи, что позволяет детям быть активными, любознательными в процессе игры и обучения;
- коррекция речевых дефектов у детей.
Учебно-тематический план занятий
Месяц | Неделя | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Обследование речи детей Заполнение речевых карт Времена года. Осень Золотая осень. Деревья и кустарники | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 | Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи Труд взрослых и детей в саду Труд взрослых и детей в огороде Садовые и лесные ягоды | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Осенние грибы Поздняя осень. Одежда и обувь Поздняя осень. Головные уборы Дикие животные леса. Подготовка к зиме | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 | Времена года. Зима Домашние животные Животные Севера. Животные жарких стран Новогодние праздники | 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 4 | Зимние каникулы Домашние птицы Зимующие птицы Инструменты | 1 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 | Профессии Транспорт Проводы русской зимы. Масленица Наше отечество | 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 | Времена года. Весна Праздник мам Мебель Посуда | 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 | Насекомые Освоение космоса Перелётные птицы Весна в лесах и садах | 1 1 1 1 |
Май | 1 2 3 4 | День Победы Времена года. Лето Обследование речи детей Обследование речи детей | 1 1 1 1 |
Календарный учебный план
Сентябрь
Диагностика уровня развития детей. Заполнение речевых карт.
Октябрь
Тема: Осень. Овощи и фрукты.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук;
- заучивать скороговорки и чистоговорки об осени.
Ноябрь
Тема: Поздняя осень. Животные леса.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук с использованием мячиков-ёжиков;
- заучивание скороговорок о животных.
Декабрь
Тема: Зима. Новогодние праздники.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;
- заучивание скороговорок и стихов о новогодних праздниках.
Январь
Тема: Птицы.
Задачи:
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;
- заучивание скороговорок и стихов о птицах.
Февраль
Тема: Масленица. 23 февраля.
Задачи:
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;
- заучивание скороговорок и потешек о масленице;
- заучивание стихов о Дне защитника Отечества.
Март
Тема: Весна. 8 марта.
Задачи:
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- развивать мелкую моторику рук с использованием кукол театра би-ба-бо;
- заучивание скороговорок и стихов о весне;
- заучивание стихов о Женском празднике.
Апрель
Тема: Весна. Космос. Перелётные птицы.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук с использованием кукол театра би-ба-бо;
- заучивание скороговорок и стихов о весне и перелётных птицах;
- заучивание стихов о космосе с использованием движений (логоритмика).
Май
Тема: День Победы. Скоро лето.
Задачи:
- заучивание скороговорок и стихов о лете;
- заучивание стихов о Дне Победы с использованием движений (логоритмика).
Список методической литературы
1. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб., «Детство-Пресс», 2009г.
2. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., «ВЛАДОС», 2001г.
3. Т.А.Шарыгина. Стихи к детским праздникам. М., Гном, 2012г.
4. Скороговорки. Под ред. А.М.Алир, серия "Для самых маленьких". М., "Самовар", 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...