Пояснительная записка к речевой карте
методическая разработка по логопедии

Марук Мария Ивановна

поянительная записка и речевая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование речи детей в играх

Альбом создан по речевым картам известных авторов логопедии:

 Н.В. Нищевой, О.И. Крупенчук, В.С.Володиной

(Если ребенок не говорит, весь материал можно использовать на понимание речи)

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ФОН «ПОПУГАЙ»

Помоги попугаю произнести названия картинок на экране телевизора

Предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами

С-сумка, носок, усы, нос;

Сь-сеть, письмо, гусь;

З-зубы, замок, ваза, коза;

Зь-зебра, зима, узел;

Ц-цепь, цветы, кольцо, индеец;

Ч-чайник, очки, мяч, ключ;

Щ-щетка, овощи, плащ;

Ш-шапка, кошка, машина, душ;

Ж- жук, ужи, ножи;

Л-лампа, лук, молоко,укол;

Ль – лев, лимон, малина, медаль;

Р- рыба, ведро, корова, забор;

Рь- репа, карета, орехи, дверь;

i-йог, яблоко, юбка, ёлка;

                                                                             

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

ФОН «СМЕШАРИКИ»

Смешарики спрашивают тебя, кто что делает? Кто как передвигается? Кто как голос подает?  (ответить на вопросы по картинкам)

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Что делает девочка? (Ест)

Что делает мальчик? (Спит)

Что делают дети? (Играют)

Что делает птица? (Летит)

Что делают рыбки? (Плавают)

Что делают машины?(Едут)

Как передвигается змея? (Ползает)

Как передвигается лягушка? (Прыгает)

Как передвигается человек? (Ходит)

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит)

А как подает голос петух? (Кукарекает)

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)

А как подает голос волк? (Воет)

А как подает голос лошадь? (Ржет)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)

А что делает продавец? (Продает)

А что делает швея? (Шьет)

ОБОБЩЕНИЯ

ФОН «МАША И МИША»

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

Маша, хочет запутать Мишу, найди еще одну картинку, которая подходит к ряду, назови все картинки в ряду одним словом

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Игрушки,  фрукты,

домашние животные

Посуда,

одежда, дикие животные

Овощи, мебель, транспорт

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ФОН «ДОМИКИ»

Разложите перед ребенком картинки   из задания  на согласование  прилагательных

(мяч, шапка, ведро, шорты, апельсин, бабочка, блюдце, грачи, колокольчик, мышь, платье, шишки).  

Спросите ребенка: «Как еще можно сказать про бабочку (он, она или оно)?»

В зависимости от ответа предложите заменить слово бабочка на слово «она».

Предложите ребенку разложить по секторам на фоне.

Про что  можно сказать: он (мой) - мяч, она (моя) - мышка, оно (мое) - блюдце,  они (мои) – шишки..        

ЧАСТИ ПРЕДМЕТА

(Покажи и назови части предметов)

СТУЛ

Спинка, сидение, ножки

ЧАЙНИК

Крышка, носик, ручка, донышко

ДЕРЕВО

Корни, ствол, ветки, листья

КУКЛА

Голова, руки, ноги, туловище

ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

ФОН «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Что у волка, а что у трех поросят? У волка шапка, у поросят-шапки. 

Чего много у поросят?  (Шапок)

  1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

  1. Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Стол — столы

Шапка-шапки

Кот-коты

Окно-окна

Рот-рты

Ухо-уши

Лист-листья

Мяч-мячи

Стул-стулья

Дерево-деревья

Пень-пни

Воробей-воробьи

СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

ФОН «ДЕВОЧКА И СЧЁТЫ»

Помоги девочке посчитать предметы и назвать правильно.

Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать с ребенком изображенные предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и 5.  

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

1 утка, 2утки,5 уток;

1дом, 2 дома, 5 домов;

1 конь, 2 коня, 5 коней;

1 коза, 2 козы, 5 коз;

1 змея, 2 змеи, 5 змей:

1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев;

ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ФОН «ПОДАРКИ МАМЫ И ДОЧКИ»

Назови , что подарили маме, а что дочке?

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Кот-котик

Мяч-мячик

Дом-домик

Сапог-сапожок

Ковер-коврик

Кукла-куколка

Кресло-креслице

Кольцо-колечко

Лист-листик

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

 ФОН «ХУДОЖНИК»

«Что у художника на картине, и какого цвета?»

«Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет».

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Красный мяч

Синяя шапка

Желтое ведро

Зеленые шорты

Оранжевый апельсин Голубая бабочка

Белое блюдце

Черный грач

Фиолетовые колокольчики

Серая мышь

Розовое платье

Коричневые шишки

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТАЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(Обследуется с 6 лет)

Пироги бабушки (чьи?) — бабушкины;

Зонт  мамы (чей?)-мамин;

Шапка дедушки (чья?) –дедушкина;

Хвост волка (чей?)- волчий;

Берлога медведя (чья?)-медвежья;

Гнездо птицы (чье?)-птичье;

Конура собаки (чья?)-собачья;

Яйцо курицы (чье?)-куриное ;

Рога лося (чьи?)-лосиные;

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(Обследуется с 6 лет)

ФОН «МАСТЕР»

Из чего мастер сделал эти предметы и что у него получилось?  

Первая картинка -черно-белое изображение,

Вторая-материал,

Третья- что получилось ?

Стол из дерева (какой?) — деревянный;

Аквариум из стекла (какой?)-стеклянный;

Ведро из металла (какое?)-металлическое;

Сок из яблок (какой?)- яблочный;

Колесо  из резины (какое?)-резиновое;

Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный;

Прищепки из пластмассы (какие?)-пластмассовые;

Крепость из снега (какая?)-снежная .

        АНТОНИМЫ        

ФОН «ДЕВОЧКА У ЗЕРКАЛА»

Предложите ребенку сыграть в игру под названием «Скажи наоборот»:

«Я тебе скажу: хорошо, а ты говори наоборот-плохо». Предлагайте следующие пары:

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Большой-маленький

Полный-пустой

Добрый-злой

Горький-сладкий

Тупой-острый

Грязный-чистый

Холодно-жарко

Высокий-низкий

Длинный-короткий

Смеется-плачет

ОБРАЗОВАНИЕ НАЗВАНИЙ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ

ФОН  «КТО У КОГО?»

Помоги маме найти своего детеныша

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

У кошки — котенок

У лисы-лисенок

У утки-утенок

У слонихи-слоненок

У зайчихи-зайчонок

У волчицы-волчонок

У белки-бельчонок

У козы-козленок

У медведицы-медвежонок

У собаки-щенок

У коровы-теленок

У лошади-жеребенок

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Используется фон с художником. Нашему художнику прислали картины других художников. Рассмотрите с ребенком картинки, пусть он попробует рассказать, где находится каждый из предметов. Если ребенок затрудняется, задайте ему наводящие вопросы.

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Где лежит мяч?

(под столом)

Где стоит стул?

(около стола)

Где стоит ваза?

(на столе)

Где стоят цветы?

(в вазе)

У кого миска?(у кошки)

Где висят часы?

(на стене)

Где стоит дом?(за забором)

От куда выглядывает бабушка?(из окна)

Откуда спрыгивает кот?

( с дерева)

Над чем появилось солнышко?(над домом)

У кого кукла?(у девочки)

Где сидит птица?(на дереве)

Где едет машина? (по дороге)

Где сидит мальчик?(в машине)

Где сидят девочки?  

(за столом)

Откуда вылезает собака?

 (из-под лавки)

Где висит гамак?

(между деревьев)

Откуда выглядывает мальчик? (из-за куста)

Где сидит улитка?

 (под грибом)

Откуда выглядывает солнышко? (из-за деревьев)

Спросить у ребенка,  что находится дальше, ближе, выше, ниже?

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картинка накладывается на фон «Дедушка читает книгу детям» Попросить ребенка рассказать, о чем читает дедушка детям.

4-5 лет Составление предложений по картинке (Мальчик лежит на диване)

5-6 лет-Составление рассказа по сюжетной картинке (Дети убираются дома)

6-7 лет- Составление рассказа по серии картинок ФОН «КИНОСТУДИЯ »

( Предложите ребенку мысленно разложить картинки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу)

                                                             

ПЕРЕССКАЗ

ФОН «ДЕДУШКА ЧИТАЕТ»

Прочитайте ребенку рассказ  и попросите его пересказать,  опираясь на картинки

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ  
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

ФОН «ЭХО В ЛЕСУ»

Повтори за  Ваней  громко и четко  слова.

Попросите ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги.

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

Банка

Бантик

Пуговица

Капуста

Велосипед

Аквариум

Парашютист

Комбинезон

Выключатель

Сковорода

Парикмахер

Фотоаппарат



Предварительный просмотр:

Речевая карта для обследования ребёнка с нарушениями речевого развития

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

(нужное подчеркнуть)

Губы:(толстые, тонкие, расщелина, шрамы)____________________________

Зубы:(редкие, мелкие, отсутствие зубов, двойной ряд)_____________________

Прикус: (прогения, прогнатия, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)__________________________________________________

 Язык: (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)________

Подъязычная связка: (короткая, укороченная, нормальная)_________________

 Твёрдое нёбо: (высокое плоское, готическое, расщелина, укороченное) _________

Мягкое нёбо: (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)______

Знание цветов и форм (соотносит, называет)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Оранжевый

Фиолетовый

Черный

Серый

Коричневый

Голубой

Розовый

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Состояние звукопроизношения

Звуки

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Ль

Р

Рь

Й

Б

Г

Х

Фонематические процессы

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Покажи на картинках:

Суп-зуб

Удочка-уточка

Дрова-трава

Козы-косы

Есть ли звук Р в слове?

Бобы,горох,капуста, помидор

Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира.

Назови все звуки в слове МАК.

Сколько звуков в слове СУП?

Составь слово из звуков: 

Д, О, М.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Банка

Бантик

Пуговица

Капуста

Велосипед

Аквариум

Парашютист

Комбинезон

Выключатель

Сковорода

Парикмахер

Фотоаппарат

Состояние лексики и грамматического строя

  1. Словарный запас       Части предметов

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

              Стул

Чайник

Кукла

Дерево

Глагольный словарь

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Что делает девочка? (Ест)

Что делает мальчик? (Спит)

Что делают дети? (Играют)

Что делает птица? (Летит)

Что делают рыбки? (Плавают)

Что делают машины?(Едут)

Как передвигается змея? (Ползает)

Как передвигается лягушка? (Прыгает)

Как передвигается человек? (Ходит)

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)

А как подает голос корова? (Мычит)

А как подает голос петух? (Кукарекает)

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)

А как подает голос волк? (Воет)

А как подает голос лошадь? (Ржет)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)

А что делает продавец? (Продает)

А что делает швея? (Шьет)

Обобщения

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Игрушки

Фрукты

Домашние животные

Посуда

Одежда

Дикие животные

Овощи

Мебель

Транспорт

Обследование предложно-падежных конструкций

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Где лежит мяч?(под столом)

Где стоит стул?(около стола)

Где стоит ваза? (на столе)

У кого миска?(у кошки)

Где стоят цветы?(в вазе)

Где висят часы?(на стене)

Где стоит дом?(за забором)

От куда выглядывает бабушка?(из окна)

Откуда спрыгивает кот?( с дерева)

Над чем появилось солнышко?(над домом)

У кого кукла?(у девочки)

Где сидит птица?(на дереве)

Где едет машина? (по дороге)

Где сидит мальчик?(в машине)

Где сидят девочки?(за столом)

Откуда вылезает собака?(из-под лавки)

Где висит гамак? (между деревьев)

Откуда выглядывает мальчик? (из-за куста)

Где сидит улитка?(под грибом)

Откуда выглядывает солнышко? (из-за деревьев

                                                                Словарь антонимов

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Большой-маленький

Полный-пустой

Добрый-злой

Горький-сладкий

Тупой-острый

Грязный-чистый

Холодно-жарко

Высокий-низкий

Длинный-короткий

Смеется-плачет

  1. Словоизменение

Образование существительных в уменьшительной форме

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Кот-котик

Мяч-мячик

Дом-домик

Сапог-сапожок

Ковер-коврик

Кукла-куколка

Кресло-креслице

Кольцо-колечко

Лист-листик

Образование существительных во множественном числе

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Стол — столы  мн.столов

Шапка-шапки  мн.шапок

Кот-коты  мн.котов

Окно-окна  мн.окон

Рот-рты   мн.ртов

Ухо-уши    мн.ушей

Лист-листья   мн. листьев

Мяч-мячи    мн.мячей

Стул-стулья    мн.стульев

Дерево-деревья   мн.деревьев

Пень-пни   мн.пней

Воробей-воробьи мн.воробьев

Согласование числительных с существительными (1,2,5)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 утка, 2утки,5 уток

1дом, 2 дома, 5 домов

1 конь, 2 коня, 5 коней

1 коза, 2 козы, 5 коз

1 змея, 2 змеи, 5 змей

1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев

Образование названий детёнышей животных

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

У кошки — котенок

У лисы-лисенок

У утки-утенок

У слонихи-слоненок

У зайчихи-зайчонок

У волчицы-волчонок

У белки-бельчонок

У козы-козленок

У медведицы-медвежонок

У собаки-щенок

У коровы-теленок

У лошади-жеребенок

Согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ

(определение рода существительных)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Мяч

Шапка

Ведро

Шорты

Апельсин

Бабочка

Блюдце

Грачи

Колокольчик

Мышь

Платье

Шишки

Согласование существительных с существительными

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Красный мяч

Синяя шапка

Желтое ведро

Зеленые шорты

Оранжевый апельсин

Голубая бабочка

Белое блюдце

Черный грач

Фиолетовые колокольчики

Серая мышь

Розовое платье

Коричневые шишки

Образование притяжательных прилагательных

(обследуется с 6 лет)

5-6 лет

6-7 лет

Пироги бабушки (чьи?) — бабушкины;

Зонт  мамы (чей?)-мамин;

Шапка дедушки (чья?) –дедушкина;

Хвост волка (чей?)- волчий;

Берлога медведя (чья?)-медвежья;

Гнездо птицы (чье?)-птичье;

Конура собаки (чья?)-собачья;

Яйцо курицы (чье?)-куриное ;

Рога лося (чьи?)-лосиные;

Образование относительных прилагательных

(обследуется с 6 лет)

5-6 лет

6-7 лет

Стол из дерева (какой?) — деревянный;

Аквариум из стекла (какой?)-стеклянный;

Ведро из металла (какое?)-металлическое;

Сок из яблок (какой?)- яблочный;

Колесо  из резины (какое?)-резиновое;

Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный;

Прищепки из пластмассы (какие?)-пластмассовые;

Крепость из снега (какая?)-снежная .

  1. Обследование связной речи

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Составление предложений по картинке   

Мальчик лежит на диване

Составление рассказа  по картинке     

Дети убираются дома

Серия картинок «Хитрый мышонок»

Серия картинок   «Порыбачили»

Пересказ

4-5 лет

5-6 лет

6-7лет

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ  
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.

Логопедическое заключение:

 _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Дата: _________________________ Логопед: _________________________/______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через кроссворды». Пояснительная записка.

Интеллектуальное развитие ребёнка зависит от того, в каком возрасте начать с ним заниматься и насколько интенсивной будет его умственная работа. Среди различных детских игр особое место занимают...

Тема: «Познавательно-речевое развитие через кроссворды». Пояснительная записка.

Интеллектуальное развитие ребёнка зависит от того, в каком возрасте начать с ним заниматься и насколько интенсивной будет его умственная работа. Среди различных детских игр особое место занимают...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Пояснительная записка к комплексу игровых упражнений «Речевичок»

Цели: 1.Развитие  речевого и фонематического слуха.2.Развитие голоса.3. Развитие слоговой структуры, произносительной стороны речи4.Расширение словарного запаса, совершенствование грамматического...

Пояснительная записка к теме "Повышение речевой активности детей средствами развития мелкой моторики"

Пояснительная записка к индивидуальной теме: "Повышение речевой активности детей средствами развития мелкой моторики"...

Пояснительная записка к технологической карте НОД образовательная область «Познавательно-речевое развитие". Конспект: «Зачем нужно знать правила работы в интернете?».

Пояснительная записка к технологической карте НОД  на тему "Информационная безопасность", разработанная учителем-логопедом....