Пояснительная записка к комплексу игровых упражнений «Речевичок»
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа) на тему
Цели: 1.Развитие речевого и фонематического слуха.
2.Развитие голоса.
3. Развитие слоговой структуры, произносительной стороны речи
4.Расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, связной речи
5.Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики. развитие понимания речи;
6. Активизация речевой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к комплексу игровых упражнений «Речевичок» | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
к комплексу игровых упражнений «Речевичок»
Цели: 1.Развитие речевого и фонематического слуха.
2.Развитие голоса.
3. Развитие слоговой структуры, произносительной стороны речи
4.Расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, связной речи
5.Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики. развитие понимания речи;
6. Активизация речевой деятельности
Сетка занятий
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Логопедическое | Логопедическое | ||||
Характеристика детей группы «Речевичок».
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.
Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кóка», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáка ди» — собака сидит, «атó» — молоток, «тя макó» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́ка» — книга; «пáка» — палка); «контурных» слов из двух-трех слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать, «тя́ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п.
Организация развивающей работы с детьми «Речевичок».
Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Логопедические занятия с детьми данного уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами 2 раза в неделю по 15 минут. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
Часть 1. Логопедическая работа с детьми «Речевичок»
Период | Основное содержание работы |
I | Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки. Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). |
II | Развитие понимания речи Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.
Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры....
комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста
Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки....
Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.
Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...
"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников
Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...
Комплексы игровых упражнений для дошкольников младших и средних групп «Речевая гимнастика»
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: фор...
Комплекс игровых упражнений (кинезиологических упражнений).
laquo;Кинезиологическая гимнастика» Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствует улучшению запом...