НОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель данной непрерывной образовательной деятельности - продолжать знакомить детей с согласными звуками на материале звука и буквы Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с согласными звуками на логопедических занятиях | 52.22 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.
Антропова И. В.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Звук и буква Х.
Цель: продолжать знакомить детей с группой согласных звуков на материале звука Х.
Задачи:
1. Научить правильно произносить звуки [X] , дифференцировать его с другими звуками на слух и в произношении.
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза умение составлять на слух слоги и слова из заданных звуков.
3. Совершенствование фонематического слуха, умения добавлять нужный звук в конце слова. Развитие слуховой памяти.
4. Закрепление умения отгадывать загадки, объяснять выбор отгадки.
5. Продолжать учить определять место звука в слове.
6. Развитие графомоторных навыков.
7. Воспитывать умение работать в коллективе, коммуникабельность, активность.
Ход.
Орг. Момент (объявление темы занятия).
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Хвостик длинный у тритона,
Что живет у Харитона.
Дети. Звук [х].
Логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук (х).
Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык прижимаемся к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук.
1. Игра «Подними флажок». [Развитие фонематического восприятия.]
А теперь возьмите в руки по синему флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [х].
X, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х.
Ха, ку, го, фу, ка, хо, фо.
Халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук (х)
. Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
2. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед убирает флажки.
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. X, а. Что получилось?
1-й ребенок. Ха.
Логопед. Верно. Получи фишку. X, о. Что получилось?
2-й ребенок. Хо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: хы, ху, хэ, уха, ухо, хата.
Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя.
3. Игра «Слово поломалось»: договорить последний звук в слове. Логопед называет начало слова, а дети — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Логопед. Какие слова вы услышали? (дети вспоминают слова, которые составляли)
4. Отгадать загадки (картинки – отгадки представлены на слайде). После каждой отгаданной загадки логопед спрашивает: «Как вы догадались?».
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем,
Зерно клюет,
Голосисто поет. (Петух)
Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)
5. Игра «Где спрятался звук?».
Логопед приглашает детей за столы. На столах лежат карточки и фишки для определения места звука в слове.
Логопед. Ребята, перед вами лежат карточки для определения звука. Найдите место звука Х в слове Хлеб, в начале, в середине или в конце, и обозначьте это место фишкой.
Серёжа, где ты обозначил место звука? Молодец. Давайте вместе произнесём слово и выделим голосом звук Х.
Аналогично проводится игра со всеми словами-отгадками.
6. Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
Логопед. На что похожа буква X? (на крест, на икс, на пересечение дорог)
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
7. Работа в тетради. Игра «Помоги Хоме».
Логопед. Ребята, откройте тетради. К нам в гости пришёл хомяк Хома. Он хочет взять с собой шарики только с буквой Х, но он не знает какие шарики ему взять. Предлагаю вам помочь Хоме. Проведите линию от шариков с буквой Х до хомяка. Раскрасьте нужные шарики в синий цвет.
8. Итог занятия.
Логопед. С каким звуком и буквой мы сегодня знакомились? Проговорите характеристику звука Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Электрона"
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "В гостях у Электрона". Цель образовательной деятельности - закрепить знания детей о бытовых электропр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «В гости буква А пришла».
Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков и букв».
коспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...