НОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Антропова Ирина Викторовна

Цель данной непрерывной образовательной деятельности - продолжать знакомить детей с согласными звуками на материале звука и буквы Х.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.

Антропова И. В.,

учитель-логопед высшей кв. категории

Звук и буква Х.

Цель: продолжать знакомить детей с группой согласных звуков на материале звука Х.

Задачи:

1. Научить правильно произносить звуки [X] , дифференцировать его с другими звуками  на слух и в произношении.

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза умение составлять на слух слоги и слова из заданных звуков.

3. Совершенствование фонематического слуха, умения добавлять нужный звук в конце слова. Развитие слуховой памяти.

4. Закрепление умения отгадывать загадки, объяснять выбор отгадки.

5. Продолжать учить определять место звука в слове.

6. Развитие графомоторных навыков.

7. Воспитывать умение работать в коллективе, коммуникабельность, активность.

Ход.

Орг. Момент (объявление темы занятия).

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

Дети. Звук [х].

Логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук (х).

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык прижимаемся к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук.

1. Игра «Подними флажок». [Развитие фонематического восприятия.]

А теперь возьмите в руки по синему флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [х].

X, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х.

Ха, ку, го, фу, ка, хо, фо.

Халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук (х)

. Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

2. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает флажки.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. X, а. Что получилось?

1-й ребенок. Ха.

Логопед. Верно. Получи фишку. X, о. Что получилось?

2-й ребенок. Хо.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: хы, ху, хэ, уха, ухо, хата.

Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя.

3. Игра «Слово поломалось»: договорить последний звук в слове. Логопед называет начало слова, а дети — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Логопед. Какие слова вы услышали? (дети вспоминают слова, которые составляли)

4. Отгадать загадки (картинки – отгадки представлены на слайде). После каждой отгаданной загадки логопед спрашивает: «Как вы догадались?».

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

           Мягок, а не пух,

           Зелен, а не трава. (Мох)

                         С красным гребнем,

                          Зерно клюет,

                          Голосисто поет. (Петух)

                                                  Посадили зернышко,

                                                  Выросло солнышко. (Подсолнух)

5. Игра «Где спрятался звук?».

Логопед приглашает детей за столы. На столах лежат карточки и фишки для определения места звука в слове.

Логопед. Ребята, перед вами лежат карточки для определения звука. Найдите место звука Х в слове Хлеб, в начале, в середине или в конце, и обозначьте это место фишкой.

Серёжа, где ты обозначил место звука? Молодец. Давайте вместе произнесём слово и выделим голосом звук Х.

Аналогично проводится игра со всеми словами-отгадками.

6. Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

Логопед. На что похожа буква X? (на крест, на икс, на пересечение дорог)

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

7. Работа в тетради. Игра «Помоги Хоме».

Логопед. Ребята, откройте тетради. К нам в гости пришёл хомяк Хома. Он хочет взять с собой шарики только с буквой Х, но он не знает какие шарики ему взять. Предлагаю вам помочь Хоме. Проведите линию от шариков с буквой Х до хомяка. Раскрасьте нужные шарики в синий цвет.

8. Итог занятия.

 Логопед. С каким звуком и буквой мы сегодня знакомились? Проговорите характеристику звука Х.

http://4.bp.blogspot.com/-rmeQzBukZvI/UMTCDqVN8mI/AAAAAAAAAyo/_1yEd0uLEuI/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+2+0124.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Электрона"

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "В гостях у Электрона". Цель образовательной деятельности - закрепить знания детей о бытовых электропр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...