Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «В гости буква А пришла».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_dlya_detey1.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №158 "Рябинушка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию звукопроизношения и обучению грамоте
в старшей группе компенсирующей направленности
«В гости буква А пришла».
Составила:
Учитель-логопед
Истомина Наталия Николаевна
Чебоксары, 2018
Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию звука; закреплять навыки четкого произношения звука [а].
- Формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква».
- Развивать умения произносить звук [а] длительно, коротко, громко, тихо.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Формировать навыки звукового анализа.
- Формировать умения ориентироваться относительно своего тела.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: проектор, презентация к занятию, зеркала, красные кружочки из картона, буква А, карточки с изображением букв, красные карандаши, материалы для составления буквы А.
Ход занятия:
I. Вводная часть (Организационный момент).
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])
- Сегодня мы будем говорить с вами о звуке и букве А.
2. Акустико – артикуляционный образ звука. (с зеркалами)
- Ребята, а сейчас возьмем зеркала, произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
3. Знакомство со звуком.
Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном домике, обозначается красным цветом, потому что он гласный.
4. Развитие артикуляционной моторики. (с зеркалами)
- Посмотрите в зеркало, разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
- Молодцы. Все упражнения выполнили правильно.
5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
6. Голосовые упражнения:
— Ребята, звук можно пропеть разными голосами, предлагаю вам попробовать вместе со мной (дети встают и пропевают по подражанию):
А-А поём мы высоко (высоким голосом) (поднять руки вверх)
А-А поём мы низко (низким голосом) (опустить руки вниз)
А- А как будто далеко (тихим голосом) (руки вперёд)
А-А как будто близко (громким голосом) (руки развели в стороны)
- Отлично.
7. Развитие фонематического слуха.
- Гласные звуки мы обозначаем красным кружочком. Возьмите красные кружочки, поиграем со звуком [а] (дети берут в руки красные кружочки и встают полукругом). Я вам буду звуки называть, а вы когда услышите звук [а] поднимите вверх красный кружок.
-[п], [ м], [а], [и], [д], [а], [х], [а], [к], [о], [с], [а].
- Молодцы. Все справились с заданием.
III. Физминутка.
- А сейчас мы произнесем звука [а] с помощью движений. Встаньте, руки вперед. Раздвигаем ручки в стороны и говорим аааа. Повторим упражнение столько раз, сколько грибочков у нас.Повторим столько раз, сколько цветочков у нас.
8. «Назови первый звук в слове»
- Посмотрите на картинки и скажите, на какой звук начинается ее название. Слова: аист, арбуз, автобус, ангел, альбом, апельсин. Какой это звук? (гласный) Как он обозначается? (красным кружочком). Составим предложения с названиями картинок.
- Молодцы. Все справились с заданием.
9. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем. Повторим все вместе.
10. Зрительная гимнастика «Проследим за буквой А»: Поиграем с буквой А. Внимательно смотрим на букву и следим за ней глазами. Голова не двигается. Дети глазами следят за буквой А - влево-вправо, влево-вправо, вверх-вниз, верх-вниз, кругом, кругом в другую сторону, закрыли и зажмурили глазки.
11. Игра «Найди букву А»
— Буква А спряталась. Попробуйте найти ее среди букв и обвести красным карандашом (карточки лежат на столах у каждого ребенка).
12. Игра: «Подарок для буквы А»
— А сейчас, мы все напишем букву А на листе бумаги разными материалами и подарим нашей гостье. (Все дети по очереди пишут букву А на листе бумаги разными материалами). – Какие красивые буквы у нас получились. Молодцы!
IV. Итог занятия.
— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какой звук а?(гласный). Как мы обозначаем гласный звук? (красным кружочком) Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем). Молодцы ребята! Все хорошо играли и задания выполняли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет
Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»
Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки...
Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".
Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотр...