Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «В гости буква А пришла».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Истомина Наталия Николаевна

Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №158 "Рябинушка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию  детей"

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

в старшей группе компенсирующей направленности

 «В гости буква А пришла».

Составила:

Учитель-логопед

Истомина Наталия Николаевна

Чебоксары, 2018

Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука; закреплять навыки четкого произношения звука [а].
  2. Формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква».
  3. Развивать умения произносить звук [а] длительно, коротко, громко, тихо.
  4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  5. Формировать навыки звукового анализа.
  6. Формировать умения ориентироваться относительно своего тела.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  8. Развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: проектор, презентация к занятию, зеркала, красные кружочки из картона, буква А, карточки с изображением букв, красные карандаши, материалы для составления буквы А.

Ход занятия:

I. Вводная часть (Организационный момент).

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

 - Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])

 - Сегодня мы будем говорить с вами о звуке и букве А.

2.  Акустико – артикуляционный образ звука. (с зеркалами)

 - Ребята, а сейчас возьмем зеркала, произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

3. Знакомство со звуком.

Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном домике, обозначается красным цветом, потому что он гласный. 

4. Развитие артикуляционной моторики. (с зеркалами)

 - Посмотрите в зеркало, разомнем наши губки и язычок.

 - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

 - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

- Молодцы. Все упражнения выполнили правильно.

5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

 - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

6. Голосовые упражнения:

— Ребята, звук можно пропеть разными голосами, предлагаю вам попробовать вместе со мной (дети встают и пропевают по подражанию):

А-А поём мы высоко (высоким голосом) (поднять руки вверх)

А-А поём мы низко (низким голосом) (опустить руки вниз)

А- А как будто далеко (тихим голосом) (руки вперёд)

А-А как будто близко (громким голосом) (руки развели в стороны)

- Отлично.

7. Развитие фонематического слуха.

 - Гласные звуки мы обозначаем красным кружочком. Возьмите красные кружочки, поиграем со звуком [а] (дети берут в руки красные кружочки и встают полукругом). Я вам буду звуки называть, а вы когда услышите звук [а] поднимите вверх красный кружок.

-[п], [ м], [а], [и], [д], [а], [х], [а], [к], [о], [с], [а].

- Молодцы. Все справились с заданием.

III. Физминутка.

- А сейчас мы произнесем звука [а] с помощью движений.  Встаньте, руки вперед. Раздвигаем ручки в стороны и говорим аааа. Повторим упражнение столько раз, сколько грибочков у нас.Повторим столько раз, сколько цветочков у нас.

8. «Назови первый звук в слове»

- Посмотрите на картинки и скажите, на какой звук начинается ее название. Слова: аист, арбуз, автобус, ангел, альбом, апельсин. Какой это звук? (гласный) Как он обозначается? (красным кружочком). Составим предложения с названиями картинок.

- Молодцы. Все справились с заданием.

9. Знакомство с буквой А.

-  Ребята, посмотрите, это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем. Повторим все вместе.

10. Зрительная гимнастика «Проследим за буквой А»: Поиграем с буквой А. Внимательно смотрим на букву и следим за ней глазами. Голова не двигается. Дети глазами следят за буквой А - влево-вправо, влево-вправо, вверх-вниз, верх-вниз, кругом, кругом в другую сторону, закрыли и зажмурили глазки.

11.  Игра «Найди букву А»

 — Буква А спряталась. Попробуйте найти ее среди букв и обвести красным карандашом (карточки лежат на столах у каждого ребенка).

12. Игра: «Подарок для буквы А»

 — А сейчас, мы все напишем букву А на листе бумаги разными материалами и подарим нашей гостье. (Все дети по очереди пишут букву А на листе бумаги разными материалами). – Какие красивые буквы у нас получились. Молодцы!

IV. Итог занятия.

 — С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какой звук а?(гласный). Как мы обозначаем гласный звук? (красным кружочком) Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем). Молодцы ребята! Все хорошо играли и задания выполняли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»

Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...