Конспект подгруппового занятия по логопедии " Звук [Ч], буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: « Звук [Ч], буква Ч»

Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.

Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.

Речевой статус: общее  недоразвитие речи III уровня.

Цель: закрепить навык произношения звука[Ч ],знакомство с буквой Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Тема: « Звук [Ч], буква Ч»

Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.

Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.

Речевой статус: общее  недоразвитие речи III уровня.

Цель: закрепить навык произношения звука[Ч ],знакомство с буквой Ч.

Задачи:

● коррекционные: формировать навыки звукового анализа и синтеза;

формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

формировать навыки работы над предложением;

формировать навыки преобразования слов;

развивающие: развивать фонематический слух и восприятие;                

развивать мышление, внимания.

●воспитательные: воспитывать  умение слушать речь взрослого и друг друга;

воспитывать у  детей самоконтроль за речью.

Оборудование: «Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком [Ч]), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, кружки трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла «Чучелка», сундучок с буквой Ч.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный

момент

Цель: создание позитивного настроя на занятие.

-Ребята, давайте возьмемся за руки и для создания хорошего настроения улыбнемся друг другу. А чтобы настроение стало еще замечательнее, мы позовем солнечного зайчика. ●Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:i?id=340094889-01-72

- Солнечный мой заинька прыгни на ладошку.

-Солнечный мой заинька, маленький как крошка.        

-Прыг на носик, на плечо.

- Ой, как стало горячо!

-Прыг на лобик и опять на плече давай  скакать.

-Вот закрыли мы глаза, а солнышко  играет.

-Щечки теплыми лучами нежно согревает!

2.

3.

4.

5.

Введение в тему

Цель: вызвать интерес

к занятию.

Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Основная часть

Цель: уточнить артикуляцию звука [Ч ]

Цель: развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения и определения  звука [Ч ] среди звуков, слогов, слов, а также звукового анализа слова

 

Цель:упражнять в делении слов на слоги.      

Цель: упражнять в умении проводить анализ предложения и составлять графическую схему

Цель: формировать умение выделять первый звук слова.

Физминутка

Цель: развитие общей моторики.

Цель: упражнять в чтении и составлении предложений с данным словам.

Итог.

Цель: закрепить характеристику звука; дать оценку деятельности детей.

-Прежде чем начать занятие, проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда  Буквоведа). Прочтите, от кого это письмо (читает, кто умеет).

Письмо от Деда Буквоведа

            section-parents

-Ребята, Дед Буквовед  сообщает  нам плохую новость. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква.● А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом).

-Мяч-мячик, ключ - ключик, белка-белочка, чашка - чашечка, собака-собачка, ложка - ложечка, вилка - вилочка.

-Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех словах? (Звук [Ч]). 

-Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч (показ буквы). А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч].

●-Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].(Хоровое и индивидуальное проговаривание звука)

●Артикуляция звука [Ч ].Губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от неба.

- Давайте дадим характеристику звуку [Ч]. Какой  он? (Согласный) 

-Почему вы так считаете? (Воздух не выходит свободно встречает преграду)

-Твердый или глухой этот звук, положим руку на горлышко.(Глухой, горлышко не дрожит)

-Как произносим звук [Ч ] мягко или твердо?(Мягко) 

-Да, этот звук всегда произносится мягко, нежно.

-Какого цвета будет кружок звука [Ч ]? (Зелёного)

●-Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги,слова, а вы, если услышите звук [Ч ] или слог, слово с ним хлопните в ладоши.( [Ч,Ш,П,Ч]; -ЧА,ЖА,ЧУ; врач,чулки, машина, мяч, пуговица,туча)

Произнесение звука в слогах, словах.

-А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадет, тот слово со звуком [Ч] назовёт. (Дети придумывают слова с данным звуком)

●Определение места звука в слове, звуковой анализ слов

- Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том,  что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник. Кто это? (картинка). ( Дюймовочка)    

                                thumbnail

●- Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание.Вот ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Выберите себе по лепестку и определите место звука [Ч ] в названиях картинок.(Слова-кртинки:чашка, качели, обруч,чайка,мяч,часы)

                           F:\DCIM\100CANON\IMG_1360.JPG

●- А теперь, сделайте звуковой анализ своего слова. Какими кружочками обозначите гласные звуки? (Красными)

-Твердые согласные? (Синими)

-Мягкие согласные? (Зелёными).( Проверка задания)

-Молодцы, справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

-Этот герой - Чебурашка (картинка)

                 чебурашка 

●- И Чебурашка приготовил вам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Слова- картинки: врач, точка, калач, тапочки, бочка, кирпичи, удочка.

-Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только олин отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это- Чипполино (картинка)

                                     thumbnail

●-Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников и выложить схемы ваших предложений с помощью полосок. (Дети придумывают предложения и делают их анализ)

●-Чипполино очень понравились ваши предложения, и он даёт вам подсказку: «Прочитайте слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч».

MC900440389[1]MC900197389[1]MP900386763[1]MC900356381[1]MC900441738[1]j0234131MC900441872[1]MC900391410[1]

-Каждый звук обозначаем соответствующей буквой. Какое слово получилось, прочтите. (СУНДУЧОК )

- Значит, буква в сундучке и нам надо его найти.

●-Давайте отдохнем перед поиском сундучка

     Чок- чок- чок, ручки на бочок,

      Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

      Ножками топочут, весело хохочут.

-Теперь можно отправиться на поиски сундучка.(Дети находят сундучок в группе и спрятавшуюся Чучелку).

                                thumbnail

-Ты  зачем букву похитила?

-Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею. (Озвучивает Чучелку логопед)

- Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: «Уелка»).

-Чучелка: « Ой, как некрасиво получилось».

- Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

-Чучелка: «Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук

 [ Ч] (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям).

- Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

Знакомство с буквой Ч

- Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (Звук мы произносим, а букву мы пишем).

-Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?( На цифру 4)

- Ч - вы правильно решили,

   Пишут так же как четыре,

   Только с цифрою, друзья,

    Букву путать нам нельзя.

-Из каких элементов она состоит? (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной).

- Напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга.

- Напечатаем букву в тетрадях.

Работа в кассах, преобразование слов.

 - А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко).

-На верхнюю полоску выложите слово ЧАЙ,  как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка?( Прибавить –ка)

-А из слова ЧАЙКА – ЧАШКА?(Заменить букву Й на Ш)

- Молодцы, убираем кассы.

● -И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки, оно назевается «Подружи слова». Они передали вам слова. Ваша задача прочитать слова и составить из них  предложения.( Слова: небо,по, тучи, плыть; стена, часы,висеть, на)

●- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы

можете сказать про этот звук?(Согласный, глухой, всегда мягкий)

-Назовите слова со звуком [Ч].

-Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

-Чучелка: «Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это?» (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок».(Чучелка угощает детей и уходит).

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "звук и буква У"

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной логопедической группе «Берёзка» с ОНР (III ур)...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда в подготовительной группе Тема: «Труд на селе зимой».

Конспект   для подготовительной группы  детей с общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"

Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза....

Конспект подгруппового занятия по логопедии

Использование дидактической игрушки "Кваки" на подгрупповых занятиях с дошкольниками (старшая гшруппа)...