-Прежде чем начать занятие, проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочтите, от кого это письмо (читает, кто умеет). Письмо от Деда Буквоведа |
-Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую новость. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква.● А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом). -Мяч-мячик, ключ - ключик, белка-белочка, чашка - чашечка, собака-собачка, ложка - ложечка, вилка - вилочка. -Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех словах? (Звук [Ч]). -Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч (показ буквы). А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. ●-Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].(Хоровое и индивидуальное проговаривание звука) ●Артикуляция звука [Ч ].Губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от неба. - Давайте дадим характеристику звуку [Ч]. Какой он? (Согласный) -Почему вы так считаете? (Воздух не выходит свободно встречает преграду) -Твердый или глухой этот звук, положим руку на горлышко.(Глухой, горлышко не дрожит) -Как произносим звук [Ч ] мягко или твердо?(Мягко) -Да, этот звук всегда произносится мягко, нежно. -Какого цвета будет кружок звука [Ч ]? (Зелёного) ●-Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги,слова, а вы, если услышите звук [Ч ] или слог, слово с ним хлопните в ладоши.( [Ч,Ш,П,Ч]; -ЧА,ЖА,ЧУ; врач,чулки, машина, мяч, пуговица,туча) ●Произнесение звука в слогах, словах. -А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п -А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадет, тот слово со звуком [Ч] назовёт. (Дети придумывают слова с данным звуком) ●Определение места звука в слове, звуковой анализ слов - Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник. Кто это? (картинка). ( Дюймовочка) ●- Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание.Вот ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Выберите себе по лепестку и определите место звука [Ч ] в названиях картинок.(Слова-кртинки:чашка, качели, обруч,чайка,мяч,часы) ●- А теперь, сделайте звуковой анализ своего слова. Какими кружочками обозначите гласные звуки? (Красными) -Твердые согласные? (Синими) -Мягкие согласные? (Зелёными).( Проверка задания) -Молодцы, справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою. -Этот герой - Чебурашка (картинка) ●- И Чебурашка приготовил вам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка). Слова- картинки: врач, точка, калач, тапочки, бочка, кирпичи, удочка. -Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только олин отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это- Чипполино (картинка) ●-Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников и выложить схемы ваших предложений с помощью полосок. (Дети придумывают предложения и делают их анализ) ●-Чипполино очень понравились ваши предложения, и он даёт вам подсказку: «Прочитайте слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч».
-Каждый звук обозначаем соответствующей буквой. Какое слово получилось, прочтите. (СУНДУЧОК ) - Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. ●-Давайте отдохнем перед поиском сундучка Чок- чок- чок, ручки на бочок, Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топочут, весело хохочут. -Теперь можно отправиться на поиски сундучка.(Дети находят сундучок в группе и спрятавшуюся Чучелку). -Ты зачем букву похитила? -Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею. (Озвучивает Чучелку логопед) - Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: «Уелка»). -Чучелка: « Ой, как некрасиво получилось». - Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву. -Чучелка: «Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук [ Ч] (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям). - Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся). Знакомство с буквой Ч - Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (Звук мы произносим, а букву мы пишем). -Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?( На цифру 4) - Ч - вы правильно решили, Пишут так же как четыре, Только с цифрою, друзья, Букву путать нам нельзя. -Из каких элементов она состоит? (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). - Напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. - Напечатаем букву в тетрадях. Работа в кассах, преобразование слов. - А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). -На верхнюю полоску выложите слово ЧАЙ, как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка?( Прибавить –ка) -А из слова ЧАЙКА – ЧАШКА?(Заменить букву Й на Ш) - Молодцы, убираем кассы. ● -И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки, оно назевается «Подружи слова». Они передали вам слова. Ваша задача прочитать слова и составить из них предложения.( Слова: небо,по, тучи, плыть; стена, часы,висеть, на)
●- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?(Согласный, глухой, всегда мягкий) -Назовите слова со звуком [Ч]. -Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква. -Чучелка: «Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это?» (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок».(Чучелка угощает детей и уходит). - Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
|