Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_ch_i_bukva_ch.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового занятия в
подготовительной группе
для детей с ФФНР
Провела:
Денисова О.А.
учитель-логопед
Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;
- совершенствовать навык ЗБА;
- учить образовывать уменьшительную форму существительных;
- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематические процессы;
3. Воспитательные:
- воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.
Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?
Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.
- Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?
- Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…
Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа
- Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:
1. Наши глаза смотрят и всё видят.
Гимнастика для глаз (на слайде).
Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.
- Поможем язычку стать сильным и послушным.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:
Погулять язык собрался (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу),
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),
Наверх залез (потянуть язык к носу),
Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!
Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.
- Повторение пройденного материала.
Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.
Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.
Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).
- Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
- зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)
- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?
- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)
5. Развитие фонематических процессов.
Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.
Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З
- Сколько мячиков нашли? (пять)
Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.
6. Физминутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
7. Знакомство с буквой Ч.
У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).
Это буква Ч. На что она похожа?
Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).
Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).
Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).
8. Звуко-буквенный анализ.
А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).
Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).
Аналогично со слогом «ОЧ»
9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)
Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.
Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)
10. Составление предложений
Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.
Картинки: чайник, ручка, чеснок.
11. Итог
Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вам сегодня понравилось делать на занятии?
Что для вас было сложным?
А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"
Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР....
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...
Подгрупповое логопедическое занятие "В мире звуков" для детей подготовительной группы.
Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» в подготовительной группе
Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены...
Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»
Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»
Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....