Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе: Дифференциация звуков [Р]-[Л]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.

Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.

Речевой статус: общее  недоразвитие речи III уровня.

Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_r_-_l.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Тема: «Дифференциация звуков [ Р] – [ Л]»

Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.

Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.

Речевой статус: общее  недоразвитие речи III уровня.

Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]

Задачи:

● коррекционные: закрепление навыков различения звуков [Р ]-[Л ] в словах;

 развитие звукового анализа двусложных и трехсложных слов.

развивающие: развитие фонематического восприятия;

развитие пространственной ориентации;

развитие навыков составления предложений с заданными словами с опорой

на предметные картинки;                

развитие памяти, внимания.

●воспитательные: воспитание доброго отношения друг к другу, настойчивости.

Оборудование: карта путешествия, кораблик из бумаги, магниты, книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», сигнальные карточки с буквами Р и Л, наборы для составления звуковых схем, дидактические игры: «Собери цветы», «Подружи слова», «Сигнальщики», аудиокассеты, мяч.( см. Приложение)

Предварительная работа с детьми: прочитана книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», проведена словарная работа: свиток, равнина, пещера, путешествие, ларец.

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный

момент.

Цель: развитие слухового внимания

Пальчиковая гимнастика.

 Цель: развитие мелкой моторики

-Ребята! Сегодня в детский сад пришло звуковое письмо от известного капитана Врунгеля. Вы знаете этого литературного героя? (ДА)

-Это очень смелый, отважный капитан, который отправился в кругосветное путешествие на парусной яхте «Беда». Давайте послушаем его звуковое письмо.

Звуковое письмо: «Дорогие ребята! Недавно, путешествуя, я попал в шторм и сильно простыл. Лежу с высокой температурой, не могу отправиться за сокровищами, которые спрятали пираты на острове, в пещере. Помогите, пожалуйста, достать сокровища».

- Вместе с письмом капитан прислал карту, где указан маршрут необычного путешествия. Поможем капитану Врунгелю?

-Согласны вы быть командой?

-Тогда вы становитесь моряками, а я буду вашим капитаном.

-Наверняка пираты очень хитры, мы должны быть готовы ко всему. Они могут поставить ловушки, вы готовы к испытаниям?

-Путешествовать будем на парусном корабле. Корабль стоит у причала под названием «Гимнастика». Как выдумаете, почему он так называется? Что мы должны сделать? ( Гимнастику для пальчиков)

●- Предлагаю гимнастику для пальчиков, которая называется «Капитан». 

(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.)

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

-Отправляемся от причала Гимнастика и направляемся вперед  по стрелке карты.

2.

Введение в тему.

Цель: уточнить артикуляцию и характеристику звуков, найти их сходство и различие.

-Наш кораблик приплыл к Протоку Звуков. Смотрите на пути какой-то свиток, наверное, первая ловушка пиратов, давайте его развернем и прочитаем.

-Какой звук чаще слышится в предложениях:

1) Лопата копала, копала,

    Потом улеглась видно очень устала. (Звук[Л])

2) Сорок сорок воровали горох

     Сорок ворон обокрали ворон. (Звук[Р ])

-Во время путешествия мы будем учиться различать звуки[Р ] и [ Л].

-Вспомним артикуляцию звука [Р ] (язычок находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит)

-Артикуляция звука [Л ](широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках)

-Чем  схожи эти звуки по артикуляции?(Язычок поднимается вверх за зубы)

- В чем различие?(При произношении звука [Р ] язычок дрожит)

- Дайте характеристику этим звукам, какие они?(Согласные, твердые)

- Молодцы! Полный вперед! ( По мере выполнения заданий, кораблик продвигается по карте)

3.

4.

Основная часть

Цель: развитие фонематического слуха

Цель: дифференциация звуков в словах

Цель: развитие связного высказывания

Физминутка

Цель: развитие общей моторики

Цель: развитие фонематического слуха

Цель:упражнять в звуко-слоговом анализе слов; развитие логического мышления.

●- Мы подплыли к озеру Замен. Но посмотрите свиток - не можем двигаться дальше. Нам предлагают игру «Замени звук в слове».

-Я буду говорить вам слово со звуком [Л ], а вы называете слово, заменив [Л ] на [Р ], например: лов-ров

-Слова: лак - рак,бал-бар,мил-мир,лама-рама,ложки-рожки.

-Молодцы! Смотрите стрелка - указатель, куда двигаться дальше. Нужно выйти на берег.

-Взгляните, как здесь красиво, какая удивительная равнина цветов. Свиток лежит, что от нас опять требуется?

●-Предлагают нам игру «Собери цветы». Необходимо собрать два цветка с лепестками - картинками, в названии которых есть звук [Р ]и [Л ].Разделимся на две команды: первая собирает цветок с лепестками со звуком[Л ], а вторая со звуком [Р ].

(Картинки: радуга, корова, забор, сыр, рыба, рак, белка, мыло, лодка, стул, кукла, пила).

-Собрали?

-Посмотрите, какие красивые цветы, у каждого лепестки одинакового цвета. Задание выполнено правильно.

-Садимся в корабль, плывем вниз по озеру Замен через проток звуков к проливу Неприятелей.

- Ребята, а кто это неприятели?( Недруги, враги, люди,которые не дружат между собой)

●-Внимание, пролив Неприятелей, свиток! (Логопед разворачивает свиток, выпадает 6 конвертов).Игра «Подружи слова»

-Каждому даю конверт. Посмотрите, что внутри.( По две картинки: дятел, дерево; корова, молоко; девочка, клубника; матрос, корабль; карандаш, пенал; кровать, кукла)

-Необходимо составить предложение, добавив свое слово-действие к этим словам-предметам. Выполняйте.

- Какие предложения вы составили?(Дети озвучивают свои предложения)

- Вы очень дружная команда. Подружили слова.

-Необходимо восстановить силы, давайте причалим к острову Отдыха и выполним гимнастику.

●-Мои руки- это волны

 Ветер гонит их вперед.( руками изобразите волну)

 Мои руки- крылья чаек( высоко, плавно, через стороны подни-

маем,опускаем руки,кисти расслаблены)

Небо их к себе зовет. (руки поднять перед собой)

Мои руки- рыбки в море(выполнить плавные движения руками напоминающие плавание рыб)

Плавают туда, сюда.(согнуть ладонь правой руки влево, затем

вправо)

Мои руки- это крабы(руки поставить перед собой, пальцы вниз

Разбежались кто куда. ( перебирать пальцами)

- Отдохнули, садимся в корабль, двигаемся по стрелке к заливу

Азбуки.

●-Но опять преграда- свиток. Игра «Сигнальщики»

-Ой, ребята не совсем обычное задание- морское, здесь необходимо знать азбуку Морзе. Помните, мы говорили об этой азбуке  на одном из наших занятий, здесь каждая буква представлена набором точек и тире. Например: буква Р●▬● ,буква Л●▬●●

-Если в слове услышите звук[Р ] поднимай сигнальную карточку с обозначением этого звука, то же со звуком [Л ], а если  два звука в слове,то две карточки. Готовы? ( Слова: булавка, колбаса, радуга, мухомор, лопата, стол, крокодил, дорога, матрос, фартук, кларнет, мармелад, труба, корова, слон, скала, остров)

-Молодцы! Мы почти у цели. Подплываем.

●-Пещера сокровищ. Чтобы попасть в пещеру нужно выполнить задания: досказать слово в предложении, составить звуковые схемы к некоторым словам.

-Предложения.

-А возле этой елки бродили злые. . .(волки).

-Среди жирных голубей прыгал тощий. . .(воробей).

-Елочка, елка, колкая . . .(иголочка)

-Солнце светит очень ярко- бегемоту стало. .. (жарко).

-Дедушку зовут Лука, у него болит. . .(рука).

-Заг, давай играть в футбол, забивай скорее. . .(гол).

-Хорошо, но вход в пещеру еще закрыт. Надо выстроить звуковые схемы к словам. Разделитесь на  две команды.

- Первая команда составляет звуковые схемы к словам: РЫБАК, ПАРУС. Вторая команда к словам: АКУЛА, ПАЛУБА.

-Выясните, сколько слогов в каждом слове, из каких звуков состоит слово. ( Дети составляют звуковые схемы с помощью набора разноцветных кружков)

- Молодцы! Вход открыт.Но где же искать ларец?

-Вот записка, указывающая, где ларец.(Задание на развитие пространственной ориентации)

-Нужно пройти два шага вперед, повернуть налево, один шаг вперед, три шага вправо.(дети выполняют команды)

-Посмотрите, что это? (Ларец)

5.

Итог

Цель: оценка деятельности детей.

-Путешествие закончилось, мы успешно справились с испытаниями,

Добрались к пещере с сокровищами, давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

-Золотые монеты. Я думаю будет справедливо отдать эти монеты вам,

вы их заслужили. ( Логопед задает вопрос, ребенок отвечает и получает монету)

- Вам понравилось наше путешествие?

-Чем оно вам запомнилось?

-Какие звуки мы учились различать?

-Что делали у озера Замен?

-Как подружили слова?

- Как был найден ларец?

- Возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"

На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....

«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].

Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]».

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)

На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".

Предлагаемый план-конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".рассчитан на подгруппу детей обучающихся вподготовител...