Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе: Дифференциация звуков [Р]-[Л]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.
Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.
Речевой статус: общее недоразвитие речи III уровня.
Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_r_-_l.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Тема: «Дифференциация звуков [ Р] – [ Л]»
Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.
Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.
Речевой статус: общее недоразвитие речи III уровня.
Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [Р ]- [Л ]
Задачи:
● коррекционные: закрепление навыков различения звуков [Р ]-[Л ] в словах;
развитие звукового анализа двусложных и трехсложных слов.
●развивающие: развитие фонематического восприятия;
развитие пространственной ориентации;
развитие навыков составления предложений с заданными словами с опорой
на предметные картинки;
развитие памяти, внимания.
●воспитательные: воспитание доброго отношения друг к другу, настойчивости.
Оборудование: карта путешествия, кораблик из бумаги, магниты, книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», сигнальные карточки с буквами Р и Л, наборы для составления звуковых схем, дидактические игры: «Собери цветы», «Подружи слова», «Сигнальщики», аудиокассеты, мяч.( см. Приложение)
Предварительная работа с детьми: прочитана книга А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», проведена словарная работа: свиток, равнина, пещера, путешествие, ларец.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент. Цель: развитие слухового внимания Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики | -Ребята! Сегодня в детский сад пришло звуковое письмо от известного капитана Врунгеля. Вы знаете этого литературного героя? (ДА) -Это очень смелый, отважный капитан, который отправился в кругосветное путешествие на парусной яхте «Беда». Давайте послушаем его звуковое письмо. Звуковое письмо: «Дорогие ребята! Недавно, путешествуя, я попал в шторм и сильно простыл. Лежу с высокой температурой, не могу отправиться за сокровищами, которые спрятали пираты на острове, в пещере. Помогите, пожалуйста, достать сокровища». - Вместе с письмом капитан прислал карту, где указан маршрут необычного путешествия. Поможем капитану Врунгелю? -Согласны вы быть командой? -Тогда вы становитесь моряками, а я буду вашим капитаном. -Наверняка пираты очень хитры, мы должны быть готовы ко всему. Они могут поставить ловушки, вы готовы к испытаниям? -Путешествовать будем на парусном корабле. Корабль стоит у причала под названием «Гимнастика». Как выдумаете, почему он так называется? Что мы должны сделать? ( Гимнастику для пальчиков) ●- Предлагаю гимнастику для пальчиков, которая называется «Капитан». (Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.) Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой. -Отправляемся от причала Гимнастика и направляемся вперед по стрелке карты. |
2. | Введение в тему. Цель: уточнить артикуляцию и характеристику звуков, найти их сходство и различие. | -Наш кораблик приплыл к Протоку Звуков. Смотрите на пути какой-то свиток, наверное, первая ловушка пиратов, давайте его развернем и прочитаем. -Какой звук чаще слышится в предложениях: 1) Лопата копала, копала, Потом улеглась видно очень устала. (Звук[Л]) 2) Сорок сорок воровали горох Сорок ворон обокрали ворон. (Звук[Р ]) -Во время путешествия мы будем учиться различать звуки[Р ] и [ Л]. -Вспомним артикуляцию звука [Р ] (язычок находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит) -Артикуляция звука [Л ](широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках) -Чем схожи эти звуки по артикуляции?(Язычок поднимается вверх за зубы) - В чем различие?(При произношении звука [Р ] язычок дрожит) - Дайте характеристику этим звукам, какие они?(Согласные, твердые) - Молодцы! Полный вперед! ( По мере выполнения заданий, кораблик продвигается по карте) |
3. 4. | Основная часть Цель: развитие фонематического слуха Цель: дифференциация звуков в словах Цель: развитие связного высказывания Физминутка Цель: развитие общей моторики Цель: развитие фонематического слуха Цель:упражнять в звуко-слоговом анализе слов; развитие логического мышления. | ●- Мы подплыли к озеру Замен. Но посмотрите свиток - не можем двигаться дальше. Нам предлагают игру «Замени звук в слове». -Я буду говорить вам слово со звуком [Л ], а вы называете слово, заменив [Л ] на [Р ], например: лов-ров -Слова: лак - рак,бал-бар,мил-мир,лама-рама,ложки-рожки. -Молодцы! Смотрите стрелка - указатель, куда двигаться дальше. Нужно выйти на берег. -Взгляните, как здесь красиво, какая удивительная равнина цветов. Свиток лежит, что от нас опять требуется? ●-Предлагают нам игру «Собери цветы». Необходимо собрать два цветка с лепестками - картинками, в названии которых есть звук [Р ]и [Л ].Разделимся на две команды: первая собирает цветок с лепестками со звуком[Л ], а вторая со звуком [Р ]. (Картинки: радуга, корова, забор, сыр, рыба, рак, белка, мыло, лодка, стул, кукла, пила). -Собрали? -Посмотрите, какие красивые цветы, у каждого лепестки одинакового цвета. Задание выполнено правильно. -Садимся в корабль, плывем вниз по озеру Замен через проток звуков к проливу Неприятелей. - Ребята, а кто это неприятели?( Недруги, враги, люди,которые не дружат между собой) ●-Внимание, пролив Неприятелей, свиток! (Логопед разворачивает свиток, выпадает 6 конвертов).Игра «Подружи слова» -Каждому даю конверт. Посмотрите, что внутри.( По две картинки: дятел, дерево; корова, молоко; девочка, клубника; матрос, корабль; карандаш, пенал; кровать, кукла) -Необходимо составить предложение, добавив свое слово-действие к этим словам-предметам. Выполняйте. - Какие предложения вы составили?(Дети озвучивают свои предложения) - Вы очень дружная команда. Подружили слова. -Необходимо восстановить силы, давайте причалим к острову Отдыха и выполним гимнастику. ●-Мои руки- это волны Ветер гонит их вперед.( руками изобразите волну) Мои руки- крылья чаек( высоко, плавно, через стороны подни- маем,опускаем руки,кисти расслаблены) Небо их к себе зовет. (руки поднять перед собой) Мои руки- рыбки в море(выполнить плавные движения руками напоминающие плавание рыб) Плавают туда, сюда.(согнуть ладонь правой руки влево, затем вправо) Мои руки- это крабы(руки поставить перед собой, пальцы вниз Разбежались кто куда. ( перебирать пальцами) - Отдохнули, садимся в корабль, двигаемся по стрелке к заливу Азбуки. ●-Но опять преграда- свиток. Игра «Сигнальщики» -Ой, ребята не совсем обычное задание- морское, здесь необходимо знать азбуку Морзе. Помните, мы говорили об этой азбуке на одном из наших занятий, здесь каждая буква представлена набором точек и тире. Например: буква Р●▬● ,буква Л●▬●● -Если в слове услышите звук[Р ] поднимай сигнальную карточку с обозначением этого звука, то же со звуком [Л ], а если два звука в слове,то две карточки. Готовы? ( Слова: булавка, колбаса, радуга, мухомор, лопата, стол, крокодил, дорога, матрос, фартук, кларнет, мармелад, труба, корова, слон, скала, остров) -Молодцы! Мы почти у цели. Подплываем. ●-Пещера сокровищ. Чтобы попасть в пещеру нужно выполнить задания: досказать слово в предложении, составить звуковые схемы к некоторым словам. -Предложения. -А возле этой елки бродили злые. . .(волки). -Среди жирных голубей прыгал тощий. . .(воробей). -Елочка, елка, колкая . . .(иголочка) -Солнце светит очень ярко- бегемоту стало. .. (жарко). -Дедушку зовут Лука, у него болит. . .(рука). -Заг, давай играть в футбол, забивай скорее. . .(гол). -Хорошо, но вход в пещеру еще закрыт. Надо выстроить звуковые схемы к словам. Разделитесь на две команды. - Первая команда составляет звуковые схемы к словам: РЫБАК, ПАРУС. Вторая команда к словам: АКУЛА, ПАЛУБА. -Выясните, сколько слогов в каждом слове, из каких звуков состоит слово. ( Дети составляют звуковые схемы с помощью набора разноцветных кружков) - Молодцы! Вход открыт.Но где же искать ларец? -Вот записка, указывающая, где ларец.(Задание на развитие пространственной ориентации) -Нужно пройти два шага вперед, повернуть налево, один шаг вперед, три шага вправо.(дети выполняют команды) -Посмотрите, что это? (Ларец) |
5. | Итог Цель: оценка деятельности детей. | -Путешествие закончилось, мы успешно справились с испытаниями, Добрались к пещере с сокровищами, давайте посмотрим, что спрятано в ларце. -Золотые монеты. Я думаю будет справедливо отдать эти монеты вам, вы их заслужили. ( Логопед задает вопрос, ребенок отвечает и получает монету) - Вам понравилось наше путешествие? -Чем оно вам запомнилось? -Какие звуки мы учились различать? -Что делали у озера Замен? -Как подружили слова? - Как был найден ларец? - Возвращаемся в детский сад. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"
На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»
В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г] и ...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....
«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].
Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]».
Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)
На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...
Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".
Предлагаемый план-конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях и коротких фразах".рассчитан на подгруппу детей обучающихся вподготовител...