Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта и презентация к занятию по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" в старшей группе для детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Конспект подгруппового логопедического занятия
для старшего дошкольного возраста
по лексической теме:
«Одежда, обувь, головные уборы».
Составила: учитель-логопед
Хвостикова Галина Александровна
Г. Санкт-Петербург
2021год
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы | Хвостикова Галина Александровна, Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга |
Тип группы | Группа для детей с ТНР, Общее недоразвитие речи III уровня (старшая группа). |
Тип занятия | Повторение и систематизация полученных знаний. |
Форма занятия | Подгрупповое. |
Тема занятия | Одежда, обувь, головные уборы. |
Используемые технологии | - коррекционно – развивающая; - проблемная; - здоровьесберегающая технология; - игровая; - информационно – коммуникативная |
Цель | Формировать лексико-грамматический строй речи. |
Задачи | Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
|
Оборудование: | Интерактивная доска, компьютер, зеркало, «шапочки» для пальчиковой гимнастики, картинки с изображением спортивной одежды, обуви и головных уборов, спортивного инвентаря, картинки для выполнения кинезиологических упражнений, фотографии детей, лепестки красного, жёлтого и синего цвета, сердцевина цветов - настроения. |
Организационная структура логопедического занятия | |||||
Этап логопеди-ческого занятия | Задачи этапа | Технологии | Формы организации деятельности воспитанников | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников |
Организа-ционный | Подготовка к занятию. Создание положительного эмоционального настроя. | Проблемная Здоровье- сберегающая | Дети стоят в кругу. Дети подходят к доске, на которой закреплены сердцевинки «цветов настроений». Дети подходят к зеркалу. | Логопед предлагает детям встать в круг и взяться за руки: «Собрались все дети в круг. Ты-мой друг, и я – твой друг! Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!» Ребята, посмотрите, у нас на доске необычные цветы. Это цветы настроения. Но у них нет лепестков. Возьмите лепесток того цвета, который подходит к вашему настроению и прикрепите его к соответствующей серединке. Замечательно, я вижу, что у вех (большинства) хорошее настроение. Чтобы оно стало ещё лучше, давайте сделаем весёлую гимнастику! Мимическая гимнастика : - «Горы». Описание упражнения: поднять брови вверх, удерживать позу под счет до 5, повторить 2-3 раза. Мы на горку забрались – Бровки вверх поднялись. Мы с горки спустились – Бровки вниз опустились - «Хмурая тучка» Описание упражнения: нахмурить брови, удерживать позу на счёт до 5. Повторить 2-3 раза. Темная тучка по небу бежала, Как бровки нахмурить, нам показала. -- «Толстячок – худышка». Описание движения: надуть щеки, удерживать под счет до 5, втянуть щёки, удерживать на счёт до 5, чередовать движения 2-3 раза Воздух в щеки мы набрали, Толстячка всем показали. Чтоб на худого нам взглянуть, Надо щеки внутрь втянуть. - «Мартышки». Описание упражнения: Логопед читает стихотворение, дети по команде придумывают свою гримасу. Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Как скажу я цифру «три», Все с гримасами – замри! Молодцы! А теперь «отомрите» и ко мне повернитесь. Мы с вами отлично «размялись» и подготовились к занятию. | Дети, стоя в кругу повторяют слова за логопедом, улыбаются. Дети выбирают лепестки и прикрепляют их к сердцевинам цветка. Дети, стоя перед зеркалом выполняют упражнения мимической гимнастики. |
Основной этап | Формирование интереса к содержанию занятия. Развитие логического, образного мышления. фантазии. Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». | Проблемная Коррекционно – развивающая. | Дети стоят полукругом перед логопедом. | А теперь я вам, ребятки, загадать хочу загадки. И в мороз, и в холода Она спасет тебя всегда. Чтоб не было здоровье шатким, Надень на голову ты... (шапку) Если дождик будет капать, На дороге - лужи, слякоть, Грязь - не вытянешь ноги, Что наденешь? (Сапоги) Спортивную одежду Не знает лишь невежда: На теннисные корты Что надевают? (Шорты) Как спортивный стиль решают? Шорты, кеды надевают, Разноцветную футболку, А что на голову? (Бейсболку) Ребята, кто догадался и может сказать, про что мы будем сегодня говорить на занятии? Правильно, про одежду, обувь и головные уборы. Ребята, вы любите заниматься физкультурой и спортом? Почему? | Внутренняя мотивация на деятельность. Положительный эмоциональный настрой. Самостоятельное обобщение. Ответы детей – про одежду, обувь и головные уборы. Ответы детей о пользе занятий спортом. |
Формирование практических навыков словообразования. Развитие логического, образного мышления. Использование предлогов В, НА, С | Проблемная Коррекционно – развивающая. Информационно- коммуникативная Коррекционно – развивающая. | Дети смотрят на интерактивную доску. Дети подходят к магнитной доске. Поисковая деятельность. Дети (в парах и индивидуально) самостоятельно распределяют картинки по местам. | К нам сегодня на занятие пришёл необычный мальчик. Почему необычный? Потому что он интерактивный… Видеоролик на доске: «Я хочу здоровым быть, спортом заниматься. Но какой мне выбрать спорт? Как мне одеваться? Что мне делать? Как мне быть? Где одежду раздобыть?» - «говорит» мальчик. Ребята, как вы думаете, где Ване купить спортивную одежду, обувь и головной убор? Правильно, в спортивном магазине. Мальчик говорит: «Спасибо, ребята, за совет». Дидактическая игра «Магазин одежды» Ребята, у нас в кабинете тоже открылся спортивный магазин. В нём много спортивной одежды, обуви и головных уборов. Только надо их разложить по местам. В магазине этим занимается специалист, он называется товаровед. Давайте и мы сейчас поработаем товароведами. Логопед предлагает детям самим выбрать, какие вещи они будут убирать на определённое место. Куда положишь головные уборы? Куда повесите одежду? А куда поставишь обувь? | Ответы детей: «В спортивном магазине». Дети рассматривают предметные картинки, прикреплённые на магнитной доске. Ответы детей полными предложениями. Дети группируют картинки по определённым признакам. | |
Развитие логического, образного мышления. Уточнение и активизация словаря по теме | игровая информационно- коммуникативная | Совместная деятельность. | Игра: «Что лишнее?» Логопед обращает внимание, что остались «лишние» картинки (мяч, гантели, велосипед). «Ребята, почему вы оставили эти картинки? А как называются эти предметы? Правильно, это спортивный инвентарь». | Дети отвечают полными предложениями. Обобщение. | |
Развитие общей моторики, координации движения. Создание положительного эмоционального настрой. | здоровье- сберегающая игровая | Совместная деятельность. | Я предлагаю вам немного поиграть с мячом. Физкультминутка: «Мячик» Мы вместе поиграем в мячик: Я отбиваю, а он скачет. Его мы бросим в потолок, А сами сделаем прыжок. Мы мяч ногою поддадим, И, как летит он, поглядим. И вновь берем мы мячик в руки, С мячом не знают дети скуки! | Дети соединяют пальцы рук кольцом, отбивают воображаемый мяч, подбрасывают «мяч» вверх, руки на поясе, три прыжка, удар ногой по «мячу», руку козырьком, глядят, соединяют пальцы рук кольцом, хлопают в ладоши. | |
Развитие логического, образного мышления, фантазии. Формирование практических навыков словообразования. | информационно- коммуникативная коррекционно – развивающая здоровье- сберегающая | Кинезиологическое упражнение «Юный модельер» Молодцы, ребята. Мы немного отдохнули, а теперь у меня к вам серьёзный вопрос: как вы думаете, кто придумывает модели одежды, обуви и головных уборов? Правильно, это модельер. Давайте представим, что мы – модельеры и нам надо украсить одежду для спортсмена. Выбирайте, кто что будет украшать и садитесь за столы. Какие замечательные рисунки. Как вы думаете, для какого спортсмена подойдут эти предметы? Правильно. Значит какой у нас получился костюм? А ботинки? А шапка? Молодцы! | Дети отвечают полными предложениями. дети выбирают рисунки с нарисованной одеждой, обувью или головным убором, садятся за столы и двумя руками одновременно рисуют симметричные узоры на предметах. Ответы детей: лыжник; лыжный костюм, лыжные ботинки, лыжная шапка. | ||
Уточнение и активизация словаря по теме Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. | Поисковая информационно- коммуникативная коррекционно – развивающая | Дети стоят полукругом около интерактивной доски. | Дидактическая игра: «Назови ласково» Ребята, смотрите, к нам опять пришёл наш знакомый мальчик Вова. Похоже, ему так понравился костюм, который вы украшали, что он решил стать лыжником. У Вовы есть младший братик Ваня. Он тоже любит заниматься спортом и у него есть спортивная одежда, только она маленького размера. Давайте назовём Ванину одежду. Н-р: у Вовы - куртка, а у Вани – курточка; у Вовы - костюм, а у Вани -…; у Вовы - ботинки, а у Вани -…; у Вовы - футболка, а у Вани -…; у Вовы - кроссовки, а у Вани -…; у Вовы - шапка, а у Вани -…; Молодцы, всё правильно назвали. | Дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | |
Развитие мелкой моторики; речевого дыхания. | здоровье- сберегающая игровая | Дети стоят полукругом перед логопедом. | А сейчас давайте отдохнём и пальчики разомнём - пальчиковая гимнастика «шапочки». Указательный пальчик шапочку надел, Грелся, грелся и вспотел… Средний пальчик шапочку надел, Грелся, грелся и вспотел… Безымянный пальчик шапочку надел, Грелся, грелся и вспотел… Мизинчик тоже шапочку надел, Грелся, грелся и вспотел… Большой пальчик тоже шапочку надел, Грелся, грелся и вспотел… | Дети выполняют движения с логопедической шапочкой в соответствие с текстом песенки. | |
Формирование практических навыков словоизменения. Развитие логического, образного мышления. | поисковая информационно- коммуникативная | Дети подходят к магнитной доске и рассматривают фотографии. | Дидактическая игра «Найди отличия» Молодцы, замечательно поиграли, пальчики «размяли». Ребята, я знаю, что вы любите заниматься физкультурой в детском саду. У вас есть спортивная одежда для этих занятий. На прошлой неделе я вас фотографировала в спортивной одежде. Сделала по две фотографии каждого. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются пары фотографий? Правильно, вы очень наблюдательные и внимательные. | Дети сравнивают фотографии. Отвечают полными предложениями. (н-р: На второй фотографии нет…) | |
Формирование практических навыков словоизменения. Уточнение и активизация словаря по теме | информационно- коммуникативная коррекционно – развивающая | Дети стоят полукругом перед логопедом. | Дидактическая игра «А что у вас?» У вас замечательная спортивная одежда и обувь. Вам в ней удобно заниматься физкультурой? Ребята, я думаю, что у вас дома много одежды, обуви и головных уборов. Вика у тебя дома одна футболка? Костя, у тебя дома одни шорты? Лёша, у тебя дома одни кроссовки? Яша, у тебя дома одна шапка? | Дети отвечают полными предложениями, используя слова в Р.п., ед. или мн. числа. Или согласуют числительные с существительными | |
Итог. Рефлексия. | Уточнение и активизация словаря по теме Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Развитие связной речи. Создание положительного эмоционального настроя. | коррекционно – развивающая Поисковая информационно- коммуникативная | Дети стоят полукругом около интерактивной доски. Дети встают полукругом перед логопедом. Дети подходят к магнитной доске. Дети выходят из кабинета. | Ребята, наш знакомы мальчик Вова очень вам благодарен за помощь. (Герой на интерактивной доске благодарит детей за помощь и говорит, что ему было интересно побывать на занятии.) Логопед спрашивает детей: «Ребята, вам понравилось занятие? Если понравилось, возьмите зелёный или оранжевый лепесток, прикрепите его к серединке цветка весёлого настроения и скажите, какая игра вам понравилась больше всего. А если вам трудно было или что-то не понравилось, тогда возьмите лепестки фиолетового цвета, прикрепите к цветку грустного настроения и скажите, какое упражнение у вас вызвало затруднение. В завершение нашего занятия я дарю вам ваши фотографии. Дома вы можете поиграть с родителями в игру «Найди отличия». Спасибо за занятие! | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Ответы детей полными предложениями. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.
Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР с использованием игровой технологии
Тема «Домашние животные осенью»...
Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Насекомые".
Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей 5-6 лет с логопедическим заключением: ТНР, ОНР, II-III уровень речевого развития.Лексическая тема: "Насекомые"....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением -ОНР,3 уровень речевого развития. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.
Автоматизация звука [Щ] в предложениях....
.План - конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с ОНР. Тема «В поисках снеговика»
Цель: автоматизация звука «с» изолированно, в слогах и словахКоррекционно-образовательные задачи:- уточнить произношение звука «с»- автоматизировать правильное произношен...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи». ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...