"Тактильные чистоговорки как эффективный способ коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией".
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Стартап-проект. Реализация данного проекта позволит сделать более увлекательным этап автоматизации звуков, уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
startap_-_proekt.pptx | 1014.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: смешанный. Продолжительность проекта: Краткосрочный 6 месяцев. Участники проекта: дети, посещающие логопедический пункт ДОУ, учителя-логопеды.
В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь.
Одной из актуальных проблем логопедии на данный момент является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».
Традиционные методы и приемы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков . Коррекционная работа требует большого количества времени, которого зачастую не хватает дошкольным логопедам, и дети с речевыми нарушениями идут в школы, увеличивая число школьников с дисграфией , дислексией .
Решение данной проблемы возможно, если использовать на всех этапах автоматизации звуков специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств. Данные упражнения будут так же полезны детям с нерезко выраженными нарушениями речи, т. к. внесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, мелкую моторику.
В основу такого комплекса упражнений вошли научные исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии — воспроизведению.
Цель: Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков, используя комплекс тактильных чистоговорок .
Задачи: Разработать комплекс тактильных чистоговорок , используя специально подобранный речевой материал. Развивать мелкую моторику. Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе. Оценить эффективность использования комплекса тактильных чистоговорок в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
Новизна проекта Эффективности применения чистоговорок по автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук. Данный комплекс чистоговорок может быть использован в работе как специалистами, так и воспитателями ДОУ , а так же родителями детей с речевыми нарушениями.
При разработке комплекса тактильных чистоговорок для разных групп звуков выбраны различные материалы: — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки; — для шипящих – шишки; — для звука ч – песок, манка; — для звука щ – цельнозерновые крупы; — для л, л ’ – фасоль; — для р , р ’ – мелкие камешки
Этапы реализации проекта Подготовительный Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи; Изучить методическую литературу по выбранной теме; Разработать план проекта; Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту; Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики . Основной Использование игровых приемов, позволяющих заинтересовать ребенка в процессе коррекционной работы; Использование здоровьесберегающих технологий; Личностно-ориентированный подход (подбор игрового и речевого материала с учетом индивидуальных особенностей ребенка) Сотрудничество с родителями воспитанников в вопросах коррекционной помощи детям. Заключительный Контроль динамики коррекционной работы.
Изолированное проговаривание звука: взрослый предлагает ребенку проговаривать звук с применением природного материала Автоматизация в слогах : на начальном этапе ребенок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку , а ребенок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребенок начинает проговаривать слоги чистоговорки , а взрослый договаривает. Автоматизация звука в предложении : речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. Кроме того, для составления предложений могут быть использованы следующие приемы: ответы на вопросы, составление предложения по демонстрируемому действию или по картинке, составление предложений в играх-драматизациях, по проблемным ситуациям и т. д. Акцентировать внимание на том, что при проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используем тактильные упражнения Автоматизация звука в чистоговорках и стихах : можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имен собственных и т. д Автоматизация звуков в коротких , затем длинных рассказах : работа ведется по тому же принципу, как и при автоматизации звуков в предложениях — проговаривание с одновременной тактильной стимуляцией Автоматизация звуков в разговорной речи. На этапе работы — дифференцированном — так же целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, для дифференциации свистящих и шипящих ребенку предлагается в одну руку взять чурбачок (звук [с]), а в другую — шишку (звук [ ш ]) и выполнять произнесение смешиваемых звуков, нажимая по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы. План проекта по автоматизации корригируемого звука с использованием комплекса тактильных чистоговорок
Представленные ниже упражнения способствуют развитию тактильной чувствительности, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику и речь.
Автоматизация звука Ш в чистоговорках с помощью шишек: Слова Движения кистей рук Движения стоп Ши-ши ши - Ты Наташе напиши Шишка зажата между ладонями, пальцы плотно прижаты. Выполняем перекатывания шишки под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза). Шишка зажата между стопами. Выполняем перекатывания шишки под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза).
Автоматизация звука С в чистоговорках с помощью чурбачков: Слова Движения кистей рук Движения стоп Сы-сы-сы - Есть лисята у лисы Чурбачок зажат между ладонями, пальцы плотно прижаты. Выполняем резкое сжимание чурбачка под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза). Стопы на чурбачке. Выполняем сжимание чурбачка стопами под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза).
Тактильные чистоговорки для уточнения звуков раннего онтогенеза Слова Движения кистей рук Ба – ба – ба - За плетнем стоит изба Для упражнения понадобится емкость с водой размером с ладонь ребенка. Выполняем хлопки ладонями по воде под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза). Фы – фы – фы – У Филиппа нет софы Для упражнения понадобится «сухой» бассейн с горохом. Выполняем перетирание гороха пальцами рук под слова чистоговорки (упражнение повторяем 2 – 3 раза).
Предполагаемый результат У детей сформируется умение выполнять четкие движения пальцами рук; Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением; Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь; Повысится эффективность работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.
Эффекты реализации проекта Для родителей: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников с дизартрией; использование полученных знаний на практике в домашних условиях; оптимизация детско-родительских отношений. Для детей: формирование положительного отношения к коррекционным занятиям; положительная динамика коррекционно-развивающей работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Для ДОУ: повышение эффективности коррекционной работы; обогащение образовательной среды логопедического кабинета ДОУ.
Спасибо за внимание ! А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет) . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2018. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет) . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2018 А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки : тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет) . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2018 Использованы материалы из Интернет ресурсов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический массаж ложками эффективный способ коррекции речевых нарушений
логопедический массаж ложками...
Мастер класс для родителей «Пальчиковая гимнастика как способ коррекции речевых нарушений у детей»
Практический материал для родителей, воспитателей, логопедов по применению пальчиковых игр для коррекции речевых нарушений у дошкольников....
Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"
Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"
Цель: преодоление у детей речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ТНР как основной способ социализации
24.02.2022 г. Ирина Сергеевна Апатова приняла участие в ГПО учителей-логопедов по теме "Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ТНР как основной способ социализации". В рамках ГПО прове...
«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»
Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...
Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Моторный тренинг – игровая форма организации моторного праксиса путем системного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную ...