Презентация "Этапы работы по формированию фонематического восприятия "
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, поэтому перед педагогами стоит задача, как сформировать грамматически правильную речь воспитаннику.

Что такое грамматика? Грамматика это- система способов словообразования, морфологических и синтаксических конструкций языка. Проще говоря, правильность образования и употребления языковых форм (частей речи) и конструкций.

Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_grammaticheski_pravilnoy_rechi.pptx432.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста Подготовила учитель-логопед: Лебедева Г.А. Prezentacii.com

Слайд 2

Prezentacii.com Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, поэтому перед педагогами стоит задача, как сформировать грамматически правильную речь воспитаннику. Что такое грамматика? Грамматика это- система способов словообразования, морфологических и синтаксических конструкций языка. Проще говоря, правильность образования и употребления языковых форм (частей речи) и конструкций. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам .

Слайд 3

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы: 1. Словоизменение: - категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут); - категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце); - категории падежа: родительный падеж: « У кого тетрадь? Чего не стало?»; дательный падеж: «Подарить кому?»; винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»; творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»; предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

Слайд 4

2. Словообразование: - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; - образование существительных от существительных; - образование прилагательных от существительных; - образование приставочных глаголов; - образование глаголов от существительных и звукоподражаний; - образование сложных слов. 3. Согласование: - существительных с местоимениями; - существительных с прилагательными; - существительных с числительными; - глаголов прошедшего времени с местоимениями. - предлогов с существительными и местоимениями

Слайд 5

4. Формирование фразы: - простые нераспространённые предложения; - распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения) ; - предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции); - сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»); - сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.). Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Слайд 6

Начинается работа по обучению грамматической правильной речи уже во второй младшей группе . . Во второй младшей группе мы проводим работу по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи. Для этого организовываем специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных: С помощью игры «чей голос слышится» мы знакомим ребёнка - кто это, как произносится название какого-то персонажа (игра «Чей голос), запоминая предметы, выставленные на столе воспитателя, узнавая предмет по описанию (игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки», дети овладевают грамматическими навыками на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. (игры «Кто у кого? », «Кто поёт? ») .

Слайд 7

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого, поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель: - Поросёнок, поросёнок Ты куда спешишь спросонок? - Я бегу на родничок Мыть свой грязный пятачок. Самостоятельно новые формы дети образуют по аналогии с образцом. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить ее. В эмоционально насыщенном разговоре внимание на ошибки вообще не фиксируется.

Слайд 8

Формирование грамматического строя речи в средней группе . В средней расширяем круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания уже выполняем без наглядного материала. Дети учатся не только произносить, но и отвечать на вопросы. - Воспитатель : дети, почему мы сегодня не пошли гулять? - Дети : потому что сегодня шёл дождь, на улице сыро и грязно. В средней группе проводим новые игры: «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?» (шапки, рукавиц, брюк и т. д.) (на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных). Мы подбираем словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но подбираются с их учетом.

Слайд 9

В средней группе проводим игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учим правильно согласовывать слова и предложения. В процессе упражнения «Загадка», дети, при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов. Загадка с несколькими ответами: Отгадайте кто это? Белая, пушистая, в небе - «Снежинка», «Тучка», «Собака» Рыжая , хитрая под кустом прячется. «Лиса»

Слайд 10

Формирование грамматического строя речи в старшей группе В старшей группе один из видов заданий – это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Такой прием замедления темпа речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления. Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблем речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления. Как пример может быть представлена игра «Узнай, кто это», воспитатель, а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: (на музыкальных инструментах и т. п.) . Игра: Профессия «Музыкант: - Пианист-пианино - Баянист-баян - Гитарист-гитара - Барабанщик-барабан - Скрипач-скрипка - Трубач-труба

Слайд 11

При отгадывании складывается ситуация, требующая, чтобы ребенок самостоятельно образовывал слова, поскольку не все названия ему известны. Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает, если кто-то испытывает затруднения. (Баянист играет на баяне). Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т. п.) . Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок Стихотворение- шутка : («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без …. носков) .

Слайд 12

Формирование грамматического строя речи подготовительной группе Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи. Проводим занятие на образование названий посуды: сахарница, хлебница, салфетница и т. п. Наряду с наименованиями, образованными при помощи суффикса – ниц -, предложены «наименования-исключения»: солонка, масленка и т. п. При этом предполагается, что данные наименования детям уже знакомы. Поэтому прежде чем его проводить, следует выяснить, готовы ли дети к восприятию данного материала. Если не готовы, то необходимо восполнить этот пробел, показать детям эти предметы и познакомить с названиями, подчеркнув различия в словообразовании.

Слайд 13

П роводятся и упражнения на образование форм родительного падежа множественного числа существительных, или задания на подбор существительных к прилагательным. Например, большой, большая, большое. Детей можно спросить: «О чем так можно сказать большой (большая, большое)? ». Большой дом, большая веранда, большое окно. Большой сад, большая яблоня, большое яблоко При проведении занятий обращать внимание на постановку вопроса. Так, например, для упражнения приведенного выше, постановка вопроса «Что еще бывает большим? » будет неправильной. Так же не следует торопить детей, нужно дать им время подумать, и только в том случае, когда ребенок действительно затрудняется, нужно предложить поразмышлять вместе. Воспитание у ребенка чуткости к грамматическим формам, критического отношения к речи является главной задачей.

Слайд 14

При образовании новых слов и форм дошкольники допускают много ошибок. Работа по исправлению ошибок составляет важный раздел работы по формированию грамматического строя речи. Если дети допускают ошибки по пройденному материалу, можно иногда сделать замечание: «Ты не следишь за своей речью» «Мы уже знаем, как говорить правильно» «Исправь сам свои ошибки». Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т. п. Для этого подходит такое задание как, ребята давайте вместе оденем куклу на прогулку. В процессе одевания дети проговаривают название одежды и лучше усваивают произношения слов.

Слайд 15

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра , поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр: настольно-печатные ; дидактические; подвижные игры; сюжетно – ролевые; компьютерные игры.

Слайд 16

Н астольно-печатные игры , способствующие формированию грамматических категорий: «Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных; «Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа; «Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный); «Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными; «Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных. На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Слайд 17

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» На материале данной игры можно отрабатывать: - согласование существительных с местоимениями, с прилагательными , с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка? - падежные формы имён существительных. У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? ( Р.п .) Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.) Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.) О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? ( П.п .) ; - образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик. - образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные

Слайд 18

Следующий вид игр – это словесные дидактические игры . Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую. Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры . Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Слайд 19

Игры с мячом: «Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными). Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Примеры: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик. «Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных). Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы голова …» , а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья». Примеры: у кошки голова – кошачья; у зайца голова – заячья; у лошади голова – лошадиная; у медведя голова – медвежья; у собаки голова – собачья.

Слайд 20

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний) Мы конечно, не забыли, Кем ещё вчера мы были. Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; корова – теленком дуб – жёлудем; рыба – икринкой. «Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний) яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой; мальчик – мужчиной; гусеница – бабочкой; головастик – лягушкой.

Слайд 21

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры , так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории. Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

Слайд 22

ЛИТЕРАТУРА 1 . Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. Дельта, 2001. 3. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка -пресс, 2008. 4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004. 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Союз, 2001. 7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001. 8. Нищева Н.В. Играйка . Восемь игр для развития дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2007. 9. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007 .

Слайд 23

10. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 11. Ушакова О. С. , Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос , 2003. 12. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. 13. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Программа коррекционно-развивающей работы по формированию фонематического восприятия

Представлена часть Программы. занятия расчитаны на март-апрель месяц. Возраст детей 6-7 лет...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Работа над формированием фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Картотека практических игр на формирование и развитие фонематического восприятия у детей....

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...

Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"

Цель мастер-класса:распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу...