Программа коррекционно-развивающей работы по формированию фонематического восприятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Петрова Любовь Николаевна

Представлена часть Программы. занятия расчитаны на март-апрель месяц. Возраст детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающей работы по формированию фонематического восприятия

Тема занятия

Цель занятия

Название и ход дидактической игры

Цель дидактической игры

Оборудование

11                1

Звук и буква Ж.

Формирование фонематическо-

го слуха и слухового восприятия.

«Чудо-дерево»

Детям раздаются конверты, в которых находятся картинки с  изображениями предметов. Игровая задача для детей: украсить дерево предметами, в названиях которых имеется звук Ж.

Развитие фонематического слуха

Конверты с картинками, на которых изображены игрушки (медвежонок, машина, шар, жираф, жеребенок, лиса, собака, жаба, жук, кружок, груша).

2

2

Звуки Ж-З.

Формирование

фонематических процессов.

«Хлопаем-топаем».

Логопед произносит слова.

Игровая задача для детей: на звук Ж – хлопать руками, на звук З – топать ногами.

«Наоборот».

Учитель-логопед бросает мяч ребенку и произносит слоги различной структуры.  Игровая задача для детей: ребенок ловит мяч и бросает его обратно, изменяя звук в слоге: за-жа, аза-ажа, ажа-аза и т. д.

Развивать умение выделять звуки Ж-З на слух.

Учить дифференцировать звуки в слогах.

Мяч

3

3

Звуки Ж-Ш.

Формирование фонематических представлений.

«Воздушные шары».

На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Игровая задача для детей: украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки, не называя их: Шуре – со звуком Ш, Жене – со звуком Ж.

«Изобретатель»

Игровая задача для детей: стоя в кругу и, передавая друг другу мяч, назвать слова со звуками Ж, Ш, количество звуков в которых будет равно трем (например: жар, шар, жук, чиж)

Обучение дифференцирова-

нию фонем по представлению.

Развитие фонематического слуха.

Картинки: шар, жук, еж, мышь, желудь, шарф, кружка, чашка, лыжи, журнал, шина, машина.

Мяч.

4

4

Звуки Ш-Ж-С-З.

Формирование фонематичес-

кого восприятия.

«Слушай и показывай». Детям предлагаются пары картинок, названия которых отличаются одним звуком. Логопед называет слово из пары. Игровая задача для детей: посмотреть на картинки и показать ту, название которой услышишь

«Повтори правильно». Детям предлагается ряд слогов (жа-жа-за-за, са-са-ша-ша).

Игровая задача для детей: ребенок, у которого в руках мяч, повторяет за логопедом правильно слоговой ряд

Обучение узнаванию на слух слов, различающихся одним звуком.

Развитие способности воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживая их в памяти и переводить акустические образы в слуховые.

Картинки:

коса-коза, крыса-крыша, суп-зуб, роса-роза, миска-мишка, сук-жук, ус-уж.

Мяч.

5

5

Звук и буква Л.

Формирование фонематичес-

кого восприятия и фонематичес-

кого слуха.

«Внимательные ушки».

Перед ребенком выставлена картинка – «ласточка». Логопед произносит различные слова, среди которых правильное и неправильное произношение слова «ласточка». Игровая задача для детей: показать картинку, если слово произносится правильно:

ласточка, льясточка, расточка, люсточка, ласточка, рьясточка.

«Поймай звук».

Логопед произносит звуки.

Игровая задача для детей: хлопнуть в ладоши, если услышат звук Л, остальные звуки «оттолкнуть» от себя: л, к, л, р, рь, л, н, п, л, л, с, н, л.

Развитие способности к фонематическому восприятию.

Обучение выделению звука из ряда звуков.

Предметная картинка: ласточка.

6

6

Звук Ль. Буква Л.

Формирование фонематичес-

кого восприятия.

«Будь внимателен!» Детям предлагаются слова, в названии некоторых есть звук Ль.

Игровая задача для детей: поднять зеленый флажок, при звуке Ль: лак, лед, лань, лес, лошадь, лодка, пилот, пенал, шаль, зал, лен, люк, лук.

Развитие фонематического слуха.

Зеленые флажки.

7

7

Звуки Л-Ль.

Формирование фонематичес-

кого восприятия.

«Разложи картинки по группам».

Детям предлагаются предметные картинки, в названии которых есть звуки Л и Ль.

Игровая задача для детей: разложить картинки на группы, не называя их.

1 группа – картинки со звуком Л; 2 группа – со звуком Ль.

Дифференциация фонем по представлению.

Картинки: ласточка, лиса, лось, волк, малина, лук, белка, галка, лес, слон, лягушка.

8

8

Звук и буква Ц.

Формирование фонематичес-

кого слуха и слухового восприятия.

«Повтори за мной». Детям предлагаются цепочки слогов. Игровая задача для детей: повторить цепочку слогов за логопедом: ца-са-ца, са-ца-са, ас-ац-ас, ыц-ыс-ыц, цо-со-цо, со-цо-со, уц-ус-уц, оц-ос-оц.

Развитие способности воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в слуховые.

9

9

Звуки

Ц-С.

Формирование

фонематических процессов.

«Добавь слоги». Детям предлагаются слова без последнего слога.

Игровая задача для детей: вставить последний слог -ца или –са: больни.., рукави.., сини.., пти.., ко.., ро.., ули…

-цы или –сы: бу.., леден.., ве.., пти.., у.., паль…

Учить дифференцировать звуки в  слогах и словах.

110

Звук и буква Р.

Формирование

фонематических процессов.

«Внимательные ушки».

Перед детьми выставлена картинка - «маляр». Логопед произносит различные слова, среди которых правильное и неправильное произношение слова «маляр».

Игровая задача для детей: дети поднимают синий кружок, когда услышат правильное название того, кто изображен на картинке (маляр): маляк, баляр, каляр, маляр, лямак, каляр. Если слово произнесено неправильно, то дети поднимают красный кружок.

Развитие фонематического слуха.

Красные и синие кружки. Поредмет-

ная картинка –«маляр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Презентация "Этапы работы по формированию фонематического восприятия "

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Работа над формированием фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Картотека практических игр на формирование и развитие фонематического восприятия у детей....

Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"

Цель мастер-класса:распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу...