"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому мы планируем использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки – неречевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки.
Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». Логопед за ширмой играет последовательно на музыкальных инструментах, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» – ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражаниям угадывают животных: «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» – здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» – угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.
Следующим этапом развития фонематического восприятия является развитие фонематического слуха. Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение.
С самого начала работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, направленных на анализ и синтез звукового состава речи, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова. Неправильно было бы начинать работу с членения предложения на слова, а затем переходить к членению слов.
На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.
Вторая ступень – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак).
Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки – анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа: суп.
Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов типа: «зубы» и включают в анализ слова со стечением согласных в составе слова (стол, шкаф), двухсложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок), некоторые трехсложные (канава), произношение которых не расходится с написанием. Все упражнения на выделение звуков из слова, как первых, так и последних, а также в середине слова могут проводиться в игровой и в учебной формах. Эти формы во время КОД чередуются. Использование игр и игровых приемов помогает развитию у детей интереса к КОД и формированию потребности изучать звуковую сторону речи. Можно привести несколько игровых приемов и игр, которые есть в сборнике «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко. Лото «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», где дети выделяют последний звук в слове и выбирают картинку со словом, где этот звук в начале. Игра «Дополни слово»: пау (к), вени (к), и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дидактическая игра – одно из средств уточнения, закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...
Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного в...
Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...
«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»
Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....