Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"
опыты и эксперименты по логопедии (средняя группа)
Цель мастер-класса:
распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме: «3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР»
Цель:
Развитие фонематического восприятия
Задачи:
показать опыт своей работы по развитию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу
План работы:
1. актуальность темы;
2. подборка игр по теме;
3. взаимодействие;
4. рефлексия
Актуальность:
Различение слов близких по звуковому составу, относится к 3 этапу логопедической работы по формированию фонематического восприятия. Исследования А.Н. Гвоздева подтвердили идею Б. Китермана о «динамическом ударении», т.е. ребенок научается воспринимать и воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала ударный слог, затем безударные слоги. Именно поэтому звуки, входящие в слабые безударные слоги, с трудом воспринимаются и усваиваются детьми. В словах, близких по звуковому составу, звуки воспринимаются и усваиваются быстрее, так как они входят в ударный слог. И чем разнообразнее будут пары слов по звукам, входящим в ударный слог, тем шире будет диапазон дифференцируемых пар гласных звуков, согласных звуков по месту и способу образования.
Изучив статью, И. Карпухиной «Содержание обучения и воспитания детей 3-4 лет с ОНР в условиях детского сада» в журнале «Развитие и коррекция» № 1; а так же статью Е. Худенко «Система поэтапного формирования и коррекции ФФВ у детей с проблемами в развитии № 6, были определены этапы в работе по развитию фонематического восприятия и подобраны игровые приемы согласно возрасту детей с ОНР.
В младшем возрасте мы активно использовали игры первых двух этапов, а в среднем игры с 3 по 5 этапы.
Этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап |
Развивать у детей слуховое внимание и слуховую память Игры: «Что вы слышите?» -«что шумит, что гудит?» (на улице, в помещении д/с) -« У кого колокольчик?» -«Покажи предметы по порядку» -«Отгадай, что делала?» (по порядку) -«Отгадай, что делать?» (тихо-громко: бубен, два флажка) -«Кто это?» (отгадай домашнее животное) -«Что это?» (отгадай машину) -«Продавец и покупатель» (отгадай игрушку) -«Слушай бубен и выполняй движения» -«Отгадай, что звучит?» -«Солнце и дождик» (бубен, металлофон) -Упр.1-4 см. кн. Т. А. Ткаченко -«Летит-летит орел?» («да» и «нет») кн. Л.М. Козыревой «Говорю красиво и пр-но» стр.142 | Различать высоту, силу, тембр голоса Игры: -«Близко-далеко» (где находится мяукающий котенок, пароход?) - «Низко-высоко» (где находится самолет?) -«Фрукт сорви, овощ в корзинку положи» (высота голоса и движение) -«Угадай, кто сказал?» (РНС «Три медведя») -«Кто тебя позвал?» -«Кто это?» (звукоподраж. домашним животным и птицам) -Упражнения 6-10, см. кн. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» стр. 9 -11 | Различать слова, близкие по звуковому составу Игры: -«Покажи картинку» (дым - дом, мак-лук) -«Найди пару» (соедини парные картинки линией) -«Договори словечко» (в загадках) кн. Л.М. Козыревой «Говорю красиво и правильно» стр. 87-88 -«Чудеса» кн. Л.М. Козыревой «Говорю красиво и правильно» стр. 142 -«У кого такая картинка?» (лото) -«Найди, где спрятались предметы?» -«Путаница» кн. Л.М. Козыревой «Говорю красиво и правильно» стр. 184-190 -Упражнения 11-23, см. кн. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» стр. 12-21 | Различать слоги Игры: -«Запомни и повтори» -«Лишний слог» на-на-на-па -«Сложно, но возможно» ка-ка-га-ка; па-ба-па-па Синкопированные дорожки Упражнения 24-31 см. кн. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» стр. 22-25 Приемы работы по формированию ФВ на уровне слога (на уровне одной согласной фонемы) см. консультацию Н.М. Мироновой | Различать фонемы родного языка (гласные звуки) Игры: -Подними картинку!» ( соотнесение гласного звука с картинкой- символом: 2 звука, 3 звука) (соотнесение согласного звука с картинкой-символом) Упражнение 32 см. кн. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» стр. 25 |
Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до 3-4 лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...
"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Презентация...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонки...
Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...