Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"
опыты и эксперименты по логопедии (средняя группа)

Ирина Лебедева

Цель мастер-класса:

распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме: «3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР»

Цель:

Развитие фонематического восприятия

Задачи:

показать опыт своей работы по развитию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу

План работы:

1. актуальность темы;

2. подборка игр по теме;    

3. взаимодействие;

4. рефлексия

 

Актуальность:

 Различение слов близких по звуковому составу, относится к 3 этапу логопедической работы по формированию фонематического восприятия. Исследования А.Н. Гвоздева подтвердили идею Б. Китермана о «динамическом ударении», т.е. ребенок научается воспринимать и воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала ударный слог, затем безударные слоги. Именно поэтому звуки, входящие в слабые безударные слоги, с трудом воспринимаются и усваиваются детьми. В словах, близких по звуковому составу,  звуки воспринимаются  и усваиваются быстрее, так как они входят в ударный слог. И чем разнообразнее будут пары слов по звукам, входящим в ударный слог, тем шире будет диапазон дифференцируемых пар гласных звуков, согласных звуков по месту и способу образования.

Изучив статью, И. Карпухиной «Содержание обучения и воспитания детей 3-4 лет с ОНР в условиях детского сада» в журнале «Развитие и коррекция» № 1; а так же статью Е. Худенко «Система поэтапного формирования и коррекции ФФВ у детей с проблемами в развитии № 6, были определены этапы в работе по развитию фонематического восприятия и подобраны игровые приемы согласно возрасту детей с ОНР.    

В младшем возрасте мы активно использовали игры первых двух этапов, а в среднем игры  с 3 по 5 этапы.

 Этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия

      1 этап

    2 этап

    3 этап

       4 этап

     5 этап

Развивать у детей слуховое внимание и слуховую память

Игры:

«Что вы слышите?»

-«что шумит, что гудит?» (на улице, в помещении д/с)

-« У кого колокольчик?»

-«Покажи предметы по порядку»

-«Отгадай, что делала?» (по порядку)

-«Отгадай, что делать?» (тихо-громко: бубен, два флажка)

-«Кто это?» (отгадай домашнее животное)

-«Что это?»

(отгадай машину)

-«Продавец и покупатель»

(отгадай игрушку)

-«Слушай бубен и выполняй движения»

-«Отгадай, что звучит?»

-«Солнце и дождик» (бубен, металлофон)

-Упр.1-4 см. кн.

Т. А. Ткаченко

-«Летит-летит орел?» («да» и «нет») кн. Л.М. Козыревой «Говорю красиво и пр-но» стр.142

Различать высоту, силу, тембр  голоса

Игры:

-«Близко-далеко» (где находится мяукающий котенок, пароход?)

- «Низко-высоко» (где находится самолет?)

-«Фрукт сорви, овощ в корзинку положи» (высота голоса и движение) 

-«Угадай, кто сказал?» (РНС «Три медведя»)

-«Кто тебя позвал?»

-«Кто это?» (звукоподраж.

домашним животным и птицам)

-Упражнения 6-10,

см. кн.

Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»

стр. 9 -11

Различать слова, близкие по звуковому составу

Игры:

-«Покажи картинку» (дым - дом, мак-лук)

-«Найди пару» (соедини парные картинки линией)

-«Договори словечко»

 (в загадках)

кн. Л.М. Козыревой

 «Говорю красиво и правильно»

стр. 87-88

-«Чудеса»

кн. Л.М. Козыревой

 «Говорю красиво и правильно»

стр. 142

-«У кого такая картинка?»

(лото)

-«Найди, где спрятались предметы?»

-«Путаница»

кн. Л.М. Козыревой

 «Говорю красиво и правильно»

стр. 184-190

-Упражнения

11-23,  см. кн.

Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»

стр. 12-21

Различать слоги

Игры:

-«Запомни и повтори»

-«Лишний слог» на-на-на-па

-«Сложно, но возможно» ка-ка-га-ка; па-ба-па-па

Синкопированные дорожки

Упражнения 24-31

см. кн.

Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»

стр. 22-25

Приемы работы по формированию ФВ на уровне слога

(на уровне одной согласной фонемы)

см. консультацию

Н.М. Мироновой

Различать фонемы родного языка (гласные звуки)

Игры:

-Подними картинку!»

( соотнесение гласного звука с картинкой- символом: 2 звука, 3 звука)

(соотнесение согласного звука с картинкой-символом)

Упражнение 32

см. кн.

Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»

стр. 25

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до 3-4 лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую намекающую на отгадку   информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонки...

Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...