Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2020-2021 год.
учебно-методический материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_20-21.docx | 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе учителя -логопеда за сентябрь 2020 – май 2021 уч.год
Учитель- логопед МДОУ детский сад № 4
Злобина А.А.
Коррекционно – логопедическая работа.
В период с 1 по 15 сентября 2020 г. И в течении учебного года было проведено логопедическое обследование 36 детей ДОУ. 12 детей – с ФНР; 17 детей – с ФФНР; 5 детей – с ОНР разного уровня; 2 ребёнка – с СНР. На основании результатов обследования, в сентябре зачислено 20 детей с нарушениями речи, из них 6 детей с ОВЗ по результатам ТПМПК. В течение первой половины учебного года с чистой речью были отчислены 7 детей, на свободные места зачислены другие дети с нарушениями речи, из них 1 ребёнок с ОВЗ (по результатам ТПМПК). Во второй половине был отчислен ещё один ребёнок с чистой речью, на место которого зачислен другой. Родители проконсультированы, взяты согласия на коррекционную работу, получение домашних заданий, рекомендаций и обследование детей. Всего, в течении года, на логопедическом пункте занималось 28 детей. Из них 2 ребёнка – с СНР, 4 ребёнка – ОНР разного уровня, 15 детей – ФФНР, 7 детей – ФНР.
Таблица количественного анализа коррекционной работы с положительной динамикой.
Месяц | Зачислено | Отчислено | Переведены на след.год | |
с чистой речью | со значит.улучшениями | |||
сентябрь | 20 детей | |||
октябрь | ||||
ноябрь | ||||
декабрь | 2 ребёнка | 2 ребёнка | ||
январь | 5 детей | 5 детей | ||
февраль | ||||
март | 1 ребёнок | 1 ребёнок | ||
апрель | ||||
май | 9 детей | 2 ребёнка | 9 |
Количество детей, посещавших логопедические занятия | 28 |
Количество детей, выпущенных с чистой речью | 17 |
Количество детей, выпущенных со значительным улучшением речи | 2 |
Количество детей без улучшения в речи | |
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы | 9 |
Количество выбывших детей | 19 |
Показателем работы логопеда в ДОУ является состояние речевых функций детей, выпускаемых в школу, 9 детей оставлены для продолжения логопедической работы, из них 5 детей с ОВЗ. Из диаграммы видна положительная тенденция в коррекции звукопроизношения детей на логопункте.
Диаграмма: коррекция звукопроизношения у детей, занимающихся на логопункте.
Начало учебного года | Конец учебного года |
Количество детей, выпущенных в 1 класс исправленной речью. (в %)
Общее количество выпущенных в 1 класс – 16 человек
С чистой речью – 14 детей (87%)
Со значительными улучшениями – 2 человек (13%)
Качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующие результаты.
Детям, выпускаемых в 1 класс поставлены все нарушенные звуки и автоматизированы в спонтанной речи. У 2 детей автоматизация звуков требует дальнейшего контроля со стороны родителей. На дальнейшую логопедическую работу в следующем учебном году оставлены 9 детей, из них 5 - с ОВЗ.
У всех детей, выпущенных из логопункта, сформированы операции языкового анализа и синтеза, достаточный уровень развития фонематических процессов, что послужит хорошей базой для усвоения русского языка в школе. Грамматический строй речи в пределах нормы. У всех детей пополнился и обогатился словарный запас. В домашних условиях родителям рекомендовано продолжить работу по обогащению словаря детей, следить за грамматическим оформлением речи, играть в игры, целью которых является развитие грамматических категорий. Развитие связной речи соответствует возрасту у всех детей. У детей развились коммуникативные умения и навыки. Дети научились общаться между собой, с взрослыми, задавать вопросы, поддерживать беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания. У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость. Появились интерес и любовь к занятиям.
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития и достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению.
По итогам обследования можно сделать вывод, что только 2 детям необходимы дополнительное наблюдение, контроль за правильным произнесением звуков и занятия по автоматизации поставленных звуков. С родителями по этому вопросу были проведены консультации, даны рекомендации. Остальные дети не нуждаются в дальнейшей логопедической коррекции.
Консультативно - методическая деятельность.
В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада, с родителями, проводились консультации. Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам. В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. На каждый запрос родителей (о зачислении на логопедические занятия, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам. Подробная информация по консультативно- методической работе приведена в таблице.
Работа с коллективом Доу | Работа с родителями | ||
Месяц, год | Выступления на семинарах, педсоветах, консультации | Родительские собрания, консультации | |
Сентябрь | Участие в ПМПк, анализ, консультации педагогам | Родительское собрание «Итоги диагностики» | |
Декабрь | Консультация «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий» | Мастер-класс для родителей старшей и подготовительной группы «Выполнение артикуляционной гимнастики» (дистанционно) | |
Февраль | Семинар – практикум «Сенсорные эталоны в работе учителя – логопеда» | Индивидуальные консультации по запросу родителей (тетрадь № 26) - «Почему ребёнок не говорит? Работа ТПМПК» - «Почему ребёнок плохо разговаривает» - «Автоматизация звука Р в домашних условиях» - «Контроль за автоматизируемыми звуками в домашних условиях» - «Речь. Мифы» - «Автоматизация звуков в свободной речи» - «Причины речевых нарушений» - «Как избежать горлового произношения звука Р» - «Для чего ребёнку ТПМПК. Как настроить ребёнка» - «Короткая уздечка или нет?» | |
Март | Консультация «Знакомство с фразеологизмами» | ||
Ноябрь | Консультация: «Играем и развиваем грамматический строй речи». | ||
Декабрь |
Коррекционная работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Детей с ОВЗ – 7(блок № 4). Из них 2 занимаются по адаптированной программе с ТНР, 2 – по адаптированной программе с УО, 3 – по адаптированной программе с ЗПР.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей:
- Музыкальный руководитель,
- Педагог- психолог;
- Инструктор по физическому воспитанию;
- Воспитатель;
- Учителя-логопеды.
Процесс сопровождения включает в себя:
- Создание предметно-развивающей среды;
- Материально-техническое оснащение;
- Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
- Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим в ДОУ сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:
- Обучение, воспитание, развитие.
- Коррекцию нарушенных функций.
- Оздоровительные мероприятия.
- Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует Медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.
Всю работу с детьми ОВЗ педагоги строят по следующим направлениям:
- Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
- Работа со специалистами.
- Работа с родителями детей с ОВЗ.
- Работа консилиума ДОУ.
- Индивидуальная работа с ребенком ОВЗ.
Подготовлена папка с материалами по работе с детьми ОВЗ. В ней собраны:
- Нормативные документы организации образования детей с ОВЗ.
- Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний).
- Документация на ребенка (заключение ТПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, характеристика на воспитанника, индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.
Основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с ребенком ОВЗ являются:
- Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
- Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
- Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
- Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.
Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».
По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составлена адаптированная коррекционно-развивающая программа на каждого ребёнка с ОВЗ, документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, учителя-логопеда и специалистов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников:
- Подвижные, сюжетно-ролевые игры, дидактические, настольно-печатные.
- Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения, памяти.
Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанника навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Педагоги нашего ДОУ убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Коррекционная логопедическая помощь осуществлялась через индивидуальные занятия в соответствии с программами сопровождения данного ребенка;
Вывод: работа с детьми с ОВЗ, велась в этом учебном году в соответствии с индивидуальной программой развития.
Задачи на 2020-2021 учебный год:
- Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
- Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
- Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
- Создать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников.
- Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.
Дистанционная работа
По заявлению родителей, проводилась дистанционная работа с детьми с ОВЗ. Через сетевые мессенджеры (Whats App, Viber) давалась полная информационная поддержка. Ведение Instagram и You Tube, сделало педагогический процесс открытым и интересным. Через сетевые мессенджеры мы получили достаточное количество заинтересованных слушателей, были даны различные консультации.
Каждую неделю родители получали дополнительные видеоролики с артикуляционной, пальчиковой гимнастикой, игры на развитие фонематического слуха. Также отправлялись видео занятия с детьми, тем самым информируя родителя о том, на каком этапе коррекционной работе находится ребёнок, какие трудности он испытывает. Видео ролики пальчиковой гимнастики содержали визуальное подкрепление живыми двигающимися объектами. Зная особенности детей с ОВЗ, для лучшего их восприятия, необходимо подключать несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный и др.). некоторые дети больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. Поэтому важно сопровождать текст пальчиковой игры наглядным материалом.
Хочется также отметить, что все родители проинформированы о новых санитарных нормах использования электронных средств обучения. В тетради логопеда по взаимодействию с родителями, собраны подписи, подтверждающие об ознакомлении соответствующего документа и несение ответственности за жизнь и здоровье ребёнка. Также прописан документ – согласие о фото и видеосъёмке ребёнка и размещении на определённых сайтах.
You Tube
https://www.youtube.com/channel/UCYfHd8p1al2iqrbUeMqouPg
Самообразование
Тема самообразования: Устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями через формирование и развитие звукового анализа и синтеза слов
Цель: повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку дополнения к рабочей программе раздела по формированию фонематического слуха, навыков звукового анализа и обучения грамоте (для того, чтобы предотвратить возникновение распространённых дефектов речи, нарушения чтения и письма).
Время работы над темой: сентябрь 2020 – май 2021 года.
1. Была изучена методическая литература:
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников; Лалаева Р.И. Дисграфия.; Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - Нарушение пьсма и чтения у детей; Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит; Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение; ЕфименковаЛ.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М., 1992; В.В.Баронова Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели; Логопед в детском саду. 2012, №3.
2. Был проведён семинар – практикум для родителей: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики» (дистанционно с помощью сетевых мессенджеров).
3. Во всех возрастных группах размещена стендовая информация для воспитателей и родителей: «Что такое фонематический слух и как его формировать?» в группе раннего возраста - «Проблема неговорящих детей. Когда бить тревогу?»
4. Даны разные консультации: для педагогов - «Играем и развиваем грамматический строй речи»; для педагогов и родителей - «Знакомство с фразеологизмами», где нужно было по картинках догадаться, о каком фразеологизме идёт речь.
5. Изготовление буклета для педагогов и родителей: «На пути к грамоте»
Повышение профессиональной компетенции:
25.09.2020 г. «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в образовательных организациях».
Распространение передового опыта.
25.08.2020 г. Публикация методического материала: Конспект психолого-логопедического коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики в форме геокэшинга с детьми с ОВЗ. (Центр «Идея») 05.10.2020 г. Благодарственное письмо за привлечение к участию воспитанников во 2 Всероссийском конкурсе, посвящённом Дню Матери» (Центр «Идея») 26.10.2020 г. Благодарственное письмо за организацию и подготовку во Всероссийской интеллектуальной викторине, посвящённой Дню матери» (Центр «Идея») 18.12.2020 г. Участие во всероссийском форуме «Воспитатели России. Воспитаем здорового ребёнка» 18.11.2020 г. Участие во Всероссийской конференции «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения в современных условиях. 11. 2020 г. Публикация - статья в журнал «Выявление, ранняя профилактика и коррекция речевых нарушений у «особого» ребёнка». (Вестник специального педагога Забайкальского края) 27.12.2020 г. Сертификат куратора «Всероссийский творческий конкурс» «Мир начинается с мамы» (Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» 24.02.2021 г. Благодарственное письмо за привлечение к участию воспитанников во Всероссийском конкурсе рисунков, посвящённом Дню Защитника Отечества» (Центр «Идея») С 01.12.2020 г по 07.12.2020 г. – участие в вебинарах по работе с детьми с ОВЗ. 09.12.2020 г. Семинар «Spell – комплексный подход к сопровождению людей с РАС. Опыт Великобритании. 12.05.2021 г. Вебинар «Комплексный подход в дифференциальной диагностике развития ребёнка с ЗПР и УО» 14.05.2021 г. Вебинар «Особенности определения специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» 20.05.2021 г. Вебинар «Диагностика и коррекция речевых нарушений с использованием методик Студии «ВиЭль»
19.04 2021 г. Участие в конкурсе мастер-классов учителей – логопедов «Инновационный опыт учителей – логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Мастер – класс: «Использование сетевого взаимодействия учителя – логопеда и родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с целью повышения эффективности образовательного процесса»
Являюсь членом ТПМПК.
Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2018/2019 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Задачи на 2021/2022 учебный год: Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей, зачисленных на логопедический пункт. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета картотекой по дифференциации звуков и материала по обследованию детей разного дошкольного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.
Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.
С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....
Отчёт о работе учителя-логопеда в логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год.
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год....