Конспект организованной образовательной деятельности Дифференциация звуков [Л] и [Л’].
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Дифференциация звуков  [Л] и [Л’].

(индивидуальное занятие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков [Л] и [Л’].17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Дифференциация звуков  [Л] и [Л’].

(индивидуальное занятие)

Подготовительная группа

(подготовила и провела учитель-логопед Шапыгина Т.В)

Тема «Звуки л, л'»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Различение звуков [л], [ль].
  2. Анализ слов со звуками [л], [ль].
  3. Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам
  4. Совершенствование навыка составления предложения из слов.
  5. Формирование навыка чтения слов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
  2. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мышления.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание четкой, правильной речи.
  2. Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.
  3. Воспитание навыков правильного поведения на занятии: умения слушать педагога, отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки, персонажи из сказки «Колобок». Полоски и фишки для определения местоположения звука в слове.

Материал. Предметные картинки с изображениями Луны, Земли, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и летающей тарелки; карандаш, листки бумаги.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Послушайте загадку: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.) А как называется наша планета? (Земля.)

2. Выделение звуков л, л' из слов луна, земля. Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам

3. Произношение звуков л, л' в слогах.

Посмотрите, какая космическая тарелка приземлилась у нас.

Выставляется картинка.

Кто это? (Инопланетянин.) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)

Инопланетянин обращается к детям на своем языке. Дети повторяют за ним.

«Ла-ля-ля (как бы здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с радостью); лы-ли-ли (с огорчением)».

Его зовут Лолик. Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему?

4.        Звуки л, л' в словах и предложениях. Развитие фонематических представлений

Пригласите инопланетянина сесть.

Инопланетянин садится на стол.

Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они различаются, а чем похожи.

5. Анализ слов стол, стул, мебель

Логопед «разбрасывает» по столу буквы слова стол.

Соберите «разбросанные» буквы с, л, т, у в слово. (Стул).

Обозначьте эти слова цветовыми символами.

Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.) Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук л'.) А сейчас покажем Лолику одежду.

Выкладываются предметы или их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Выделяются слова со звуком л, а затем — со звуком л'.

Поднимаются соответственно цветовые символы звуков л, л'.

Скажите самое короткое слово. (Шаль.) Почему оно коротенькое? (В нем мало звуков.) Назовите самые длинные слова. (Купальник, колготки.) Почему эти слова длинные? Из чего состоят наши слова? (Из звуков.) Чем больше звуков, тем длиннее слово.

Расскажем Лолику, что мы едим. Я скажу вам первый слог или перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са... (лат),  пель... (мени), ки... (сель).

ля-ши-бе (беляши), ле-ты-кот (котлеты). А сейчас покажем Лолику фрукты, овощи и ягоды.

Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу.

В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.) В слове первый звук м, последний — а, что это? (Малина.) Предлагаются три-четыре аналогичных задания.

6. Физкультминутка

Покажите, как двигаются разные звери — олень, лиса, волк, белка.

Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного.

7. Звуки л, л' в предложениях. Анализ словесного состава предложения с зарисовкой схемы.

Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком л'. (Олень, лиса.) Скажите, как называется детеныш оленей. (Олененок.) А сейчас назовите зверей, в названии которых есть звук л. (Волк, белка, лось.) Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк.

Дети составляют предложения, определяют количество слов в нем, выкладывают или рисуют схему предложений.

8. Проблемные ситуации.

Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер? Что можно сделать для нашей планеты, для ее процветания? Рассуждения детей.

9. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков Н и М."

Конспект непосредственной образовательной деятельности  6-7лет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков "С-Ц""

Цель: Дифференциация звуков «с-ц».Задачи:Правильное произношение и различение звуков «с-ц».Дифференциация звуков «с-ц» в слогах, словах, выделять звуки в начале, се...