Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах “Путешествие в Лалундию”. Бондаренко В.В., учитель-логопед МКДОУ « Детский сад № 2» г. Пласта. .Тема: “ Путешествие в Лалундию”, с нейропсихологическим подходом. Цели: 1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука Л. 2.Упражнять в правильном произнесении звука Л в слогах и словах. 3.Закрепить навык выделения звука Л из ряда слов. 4.Закреплять умение правильно определять позицию звука Л в слове (начало, середина, конец). 5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 6.Упражнять в согласовании существительных с числительными 1, 2 , 5. 7.Развитие внимания, памяти, мышления, активация естественных механизмов работы мозга. 8.Развивать навыки сотрудничества с взрослым. 9. Развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики. Оборудование: палочки разноцветные, письмо, 2 набора одинаковых предметных картинок (лыжи, ласты, ложки, лак, лампа, лук, лодка) к игре “Парочки”, картинка “Сказочный замок” формата А 4 , волшебный мешок с цифрами от 1 до 7, предметные картинки к игре “ Где живёт звук?” (лошадь, лопата, лось, ландыш, вилка, палка, халат, пила, пол, вол, кол) и к игре “Покупки” (халат, галстук, футболка, пиала, вилка, ложка) . Ход занятия. 1.Оргмомент. - Мне сегодня пришло письмо. Давай узнаем, кто прислал нам это письмо? Текст письма: “Здравствуй, малыш! Приглашаем тебя в нашу сказочную страну Лалундию. Отплытие парохода в 10.30. Жители Лалундии. ” А сейчас, чтобы были силы для путешествия сделаем зарядку «На зарядку становись!» Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе, какие все более сложные движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом каждое выполни точно так, как я тебе скажу. - Коснись правой рукой своего носа. - Прыгни на двух ногах вправо. - Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед. - Вытяни вперед левую руку, а правую подними вверх. - Коснись правой рукой своего левого уха. - Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге. - Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой брови. - Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки - до левой коленки». 2.Артикуляционная гимнастика. - Отправимся в гости в сказочную страну? Дорога дальняя, поэтому нужно основательно подкрепиться. Перед ребёнком выкладываем предметные картинки: тесто, блины, чашка, зубная щётка, пароход. - Замесим тесто. Напечём блинов. Заварим ароматного чаю. Почистим зубки и пойдём в порт. - Слышишь, это гудит наш пароход, приглашая нас на свой борт. Повтори, как гудит наш пароход. С опорой на предметные картинки перед зеркалом выполняем упражнения артикуляционной гимнастики “ Накажем непослушный язычок”, “Лопатка”, “ Чашечка”, “Почистим зубки”, “Пароход гудит”. 3.Д/и “Песенки”. - Хорошо плыть по волнам. Давай споём с тобой песенки. Каждая палочка обозначает свой слог. Перед ребёнком выкладываем разноцветные палочки. Жёлтая палочка обозначает слог ЛА, красная – ЛЫ, синяя – ЛО, голубая – ЛУ. Варианты песенок : ЛА – ЛА – ЛА, ЛО – ЛО – ЛО, ЛУ – ЛУ – ЛУ, ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ. - Придумай свои песенки, состоящие из разных слогов. 4. Д/и “Парочки”. - Вот мы и приплыли в Лалундию, но не можем сойти на берег, так как во время качки все вещи пассажиров перемешались. - Поможем им, разложим все предметы по парам. Два набора одинаковых предметных картинок: лыжи, ласты, ложки, лак, лампа, лук, лодка. Чтобы нам пройти пропускной пункт, нам надо развеселить стражей, давай развеселим их игрой. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. « Мы, конечно, любим лето: Летом все теплом согрето, Но за ним приходит осень, Хоть ее мы и не просим, А потом идет зима – И бела, и холодна. За зимой идет весна – Вновь тепло несет она» |
Пространственная «Раскраска» Инструкция: «В стране Лалундии всё окрашено только в белые и черные цвета. Там живут ребята, которые никогда не видели ничего яркого и красивого. Давай мы их порадуем воздушными шарами, которые ты раскрасишь. Раскрасить их надо так: маленький шарик должен быть желтого цвета и находиться между красным и синим, синий справа от желтого, красный шарик слева от маленького, а зеленый под и между синим и желтым». 5.Д/и “Один - много” с мячом. - Жители этой страны очень любят играть в разные игры. Давай и мы поиграем. Я назову один предмет, а ты много, лапа – лапы. Слова: ласточка, ладонь, лотос, лось, лошадь, лунка, лупа, лужа, пила, пчела, голубь, халат, салат, палка, белка, булка, галка. Давай ещё развеселим жителей весёлой игрой. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот». 6.Д/и “Где живёт звук ?” Посмотри, это музей. (Выкладывается картинка с изображением сказочного замка, под ним расположен лист бумаги формата А4 , разделённый на 3 части по горизонтали). Все экспонаты (предметы) в нем расположены в определенном порядке. На первом этаже находятся предметы, в названии которых звук Л в начале слова. На втором этаже – в середине слова. На третьем этаже – в конце слова. Смотрители музея, когда проводили уборку, сняли все предметы с полок. Положи каждый предмет на свой этаж. Предметные картинки: лошадь, лопата, лось, ландыш, вилка, палка, халат, пила, пол, вол, кол. Молодец, все картинки мы разложили. А теперь мы некоторые из них будем рисовать. Да не как обычно, а двумя руками. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки. 8.Д/и “ Покупки”. - Зайдём в лавку и купим подарки своим близким и друзьям. - Достань из мешка цифры и положи их перед картинками. Назови, сколько и каких предметов ты купишь. Предметные картинки: халат, галстук, футболка, пиала, вилка, ложка. 9.Итог занятия. - Пора возвращаться домой. Назови 5 слов со звуком Л, и мы будем дома. - Какой звук нам помогал сегодня путешествовать по сказочной стране? Желаем успехов! |