Тема: Звук [а], буква А.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [а];
- определять позицию звука в слове;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: презентация, магнитная доска буква А, презентация (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).
Выполнила: Е.В.Медведева.
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
2. Развитие артикуляционной моторики.
- Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
- Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
5. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (лиственница, берёза, клен, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа,лиственница, соснааа, рябинааа)
6. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). И напишем букву А в воздухе.
7. Физминутка «Листочки».
- А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
9. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Доскажите словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, ветк…а, осин…а, собак…а, калин…а, рябин…а.
- Звук [а] какой?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...