Развитие общих речевых навыков у дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа)

Развитие общих речевых навыков у дошкольников Дыхание: неречевое и речевое. Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное). Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное). По результатам произнесения фразы , состоящей из 3-4 слов (для детей 5лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет). Характеристика голоса: а) Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий); б) Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.); в) Атака голоса (мягкая, твёрдая); г) Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи): а) Темп (нормальный, быстрый, медленный); б) Ритм (нормальный, аритмия); в) Паузация (правильная, нарушенная –деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); г) Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_rechevye_navyki2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общих речевых навыков у дошкольников

  • Дыхание: неречевое и речевое.

Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

            Частота речевого дыхания  (в норме, учащённое, замедленное).    

            Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное).                              

                      По результатам произнесения фразы , состоящей из 3-4 слов (для детей 5лет),

                      4-6 слов (для детей 6-7 лет).

  • Характеристика голоса:

а)  Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б)  Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в)  Атака голоса (мягкая, твёрдая);

г)  Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

     Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

           а)  Темп (нормальный, быстрый, медленный);

           б)  Ритм  (нормальный, аритмия);

           в)  Паузация (правильная, нарушенная –деление слов паузой на слоги, деление  

                слогов на звуки);

           г)  Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,  

               побудительной).

Воспитание общих речевых навыков у малышей

I период

  1. Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
  2. Обучение детей пению припевов песен, распевок, содержащих звукоподражания; выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных [а], [у], [и], [о].
  3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса; длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных и их сочетаний.
  4. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

II период

Дальнейшая активизация речевого подражания

  1. Выработка у детей правильного речевого диафрагмального межрёберного дыхания.
  2. Формирование длительного плавного ротового выдоха (до 2-3 сек.)
  3. Развитие речевого подражания, пение гласных [а] ,[о], [у], [и], [э], пение сочетаний гласных, слогов с согласными [м], [п], [б], [д], [т], [н]. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря.
  4. Развитие силы и динамики голоса (тихо-громко-шепотом).
  5. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале гласных и звукоподражаний.
  6. Активизация движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Дальнейшее развитие звукоподражания в различных играх, закрепление материала II этапа.
  8. Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).
  9. Развитие правильного речевого дыхания; артикуляция гласных и согласных. Воспитание ритмичности речи.
  10. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

 

 Воспитание ОРН у старших дошкольников

I период

1. Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании    

     предложений, работать над плавностью речи.

3. Отрабатывать чёткость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.

4. Работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх      

     со звукоподражанием, в играх-диалогах.

5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.

II период

1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.

2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.

3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.

4. Совершенствовать чёткость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с     отработанными звуками.

5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к

   усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

III период

1.Продолжить развивать интонационную выразительность речи, работать над    

   выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным

   участием в творческом разыгрывании сюжета.

2. Совершенствовать чёткость дикции.

3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной  

   жизни.

4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя

   игры-драматизации, диалоги.

Недочеты детского дыхания преодолеваются

  1. Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха
  2. Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

 В младшем возрасте это достигается в игре, в среднем и старшем - отчасти через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений  3-5 мин. с отдыхом.

Игры для развития правильного дыхания

1.Воспитание длительного выдоха, работа над силой выдоха

  • «Задуй свечу»
  • «Снежинки летят»
  • «Осенние листочки»
  • На ниточках- птички, рыбки, бабочки
  • Бумажные куколки
  • Дутьё через соломинку в стакан с водой, бутылочку, прозрачную коробку
  • Надувание воздушных шаров
  • «Мельница» - дуть на вертушку
  • «Забей мяч в ворота»
  • Игра на духовых музыкальных инструментах
  • Пускание мыльных пузырей
  • Дутьё на одуванчики весной
  • Загоняем домашних птиц, животных в сарай, лягушат- в пруд…

        2.   Отработка слитности гласных

  • упр. «Потянем резиночки» а-у-о, а-о-у-и

        3.  Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.

  • Упр. «Гудок»   (у-у-у)
  • «Эхо»     (ау-ау-ау)

        4.    Преодоление твердой атаки гласных

  • «Укачаем куклу»

        5.    Развитие глубокого вдоха

  • «Узнай овощ»

Занятия по развитию голоса:

(Используем разнообразные игры в тихую или шепотную речь)

  • Телефон
  • Эхо
  • Поезд
  • Усатый кот

Формирование представлений об интонационной выразительности речи

  • Показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства
  • Познакомить детей с различными видами интонации средствами их обозначения, а так же научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи

                           1. Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса

                               «Про точку можно сказать:

                                Это точка, точка-одиночка»

                           2. ?    Этот кривоносый

                                     Вопросительный знак,

                                    Задаёт он всем вопросы:

                                     Кто? Кого? Откуда? Как?

                       

  3. !   Чудак – восклицательный знак

                                   Никогда он не молчит,

                                   Оглушительно кричит:

                                    Ура! Долой! Караул! Разбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"

Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

Развитие общих речевых навыков у дошкольников

Статья о развитии общих речевых навыков  у дошкольников....