Развитие общих речевых навыков у дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_rechevye_navyki2.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общих речевых навыков у дошкольников
- Дыхание: неречевое и речевое.
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное).
Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное).
По результатам произнесения фразы , состоящей из 3-4 слов (для детей 5лет),
4-6 слов (для детей 6-7 лет).
- Характеристика голоса:
а) Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) Атака голоса (мягкая, твёрдая);
г) Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) Темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) Ритм (нормальный, аритмия);
в) Паузация (правильная, нарушенная –деление слов паузой на слоги, деление
слогов на звуки);
г) Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).
Воспитание общих речевых навыков у малышей
I период
- Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
- Обучение детей пению припевов песен, распевок, содержащих звукоподражания; выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных [а], [у], [и], [о].
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса; длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных и их сочетаний.
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
II период
Дальнейшая активизация речевого подражания
- Выработка у детей правильного речевого диафрагмального межрёберного дыхания.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха (до 2-3 сек.)
- Развитие речевого подражания, пение гласных [а] ,[о], [у], [и], [э], пение сочетаний гласных, слогов с согласными [м], [п], [б], [д], [т], [н]. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря.
- Развитие силы и динамики голоса (тихо-громко-шепотом).
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале гласных и звукоподражаний.
- Активизация движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков.
- Дальнейшее развитие звукоподражания в различных играх, закрепление материала II этапа.
- Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).
- Развитие правильного речевого дыхания; артикуляция гласных и согласных. Воспитание ритмичности речи.
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
Воспитание ОРН у старших дошкольников
I период
1. Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании
предложений, работать над плавностью речи.
3. Отрабатывать чёткость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
4. Работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх
со звукоподражанием, в играх-диалогах.
5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
II период
1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.
2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.
4. Совершенствовать чёткость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
III период
1.Продолжить развивать интонационную выразительность речи, работать над
выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным
участием в творческом разыгрывании сюжета.
2. Совершенствовать чёткость дикции.
3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной
жизни.
4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя
игры-драматизации, диалоги.
Недочеты детского дыхания преодолеваются
- Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха
- Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
В младшем возрасте это достигается в игре, в среднем и старшем - отчасти через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений 3-5 мин. с отдыхом.
Игры для развития правильного дыхания
1.Воспитание длительного выдоха, работа над силой выдоха
- «Задуй свечу»
- «Снежинки летят»
- «Осенние листочки»
- На ниточках- птички, рыбки, бабочки
- Бумажные куколки
- Дутьё через соломинку в стакан с водой, бутылочку, прозрачную коробку
- Надувание воздушных шаров
- «Мельница» - дуть на вертушку
- «Забей мяч в ворота»
- Игра на духовых музыкальных инструментах
- Пускание мыльных пузырей
- Дутьё на одуванчики весной
- Загоняем домашних птиц, животных в сарай, лягушат- в пруд…
2. Отработка слитности гласных
- упр. «Потянем резиночки» а-у-о, а-о-у-и
3. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.
- Упр. «Гудок» (у-у-у)
- «Эхо» (ау-ау-ау)
4. Преодоление твердой атаки гласных
- «Укачаем куклу»
5. Развитие глубокого вдоха
- «Узнай овощ»
Занятия по развитию голоса:
(Используем разнообразные игры в тихую или шепотную речь)
- Телефон
- Эхо
- Поезд
- Усатый кот
Формирование представлений об интонационной выразительности речи
- Показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства
- Познакомить детей с различными видами интонации средствами их обозначения, а так же научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи
1. Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса
«Про точку можно сказать:
Это точка, точка-одиночка»
2. ? Этот кривоносый
Вопросительный знак,
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
3. ! Чудак – восклицательный знак
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....
"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"
Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи
Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...
Развитие общих речевых навыков у дошкольников
Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников....