Технологическая карта коррекционного занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юлия Валерьевна Царюк

Занятие разработано для детей старшей дошкольной группы по воспитанию звуковой культуры речи.

Тема занятия: знакомство со звуком Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vospitaniyu_zvukovoy_kultury_rechi_minina.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного занятия.

Учитель-логопед: Минина Ю.В.

Тема: знакомство со звуком Ш.  

Группа: старшая (5-6 лет)

Цель: воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные Коррекционные: закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

Развивающие: развивать и активизировать словарный запас по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картинки 2 машин синего и зеленого цвета, Картинка котика Музика, Картинки с изображением предметов со звуком ш. мяч, магнитная доска.

1. Мотивационный этап

Содержание мотивационного этапа

Вид деятельности

Формы работы

Образовательные

 задачи

Ребята, посмотрите кто к нам снова пришел в гости. Вы узнали его? (ответ детей). Правильно, к нам в гости пришел котик Музик. Сегодня он вместе с нами проведет занятие.

А сейчас давайте вместе с котиком разомнем наш язычок, чтобы красиво нам говорить.

Артикуляционная гимнастика

Котик Музик утром встал (дети потягиваются)

Чистить зубки побежал. ( в улыбке открывать рот и кончиком языка, сильно

Вправо -влево, вправо-влево,   почистить за нижними зубами 5-6 р,)

Чистим зубки мы умело       ( затем за верхними зубами 5-6 р)

Пополощем ротик,           (Имитация полоскания рта)

Как чистюля котик

Музик наш расческу взял (В улыбке закусить язык зубами)

И причесываться стал  («протаскивать » язык между зубами вперед- назад)

Мы за ним не отстаем

Всё покажем язычком

Дальше по порядку   (Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы)

Делаем зарядку!  («спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8ми )

Музик спинку выгибает

 Музик спинку прогибает (открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)

А теперь язык наш – мяч  (рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то у)

Начинаем футбольный матч! То в одну сторону, то в другую щуки так, чтобы

Гол забили мы! ура !    под щекой надувались «мячики»

Вот и завтракать пора: (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на)

Котик нам напек блины,         (   нижнюю губу и удерживать под счет до 5ти )

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?  (улыбнуться, открыть рот, облизнуть языком верхнюю

Оближи скорее ротик.            (Затем нижнюю губу)

А теперь чаек попьем.       (улыбнуться, открыть рот, высунуть языки и тянуть его

Чай мы в чашечку нальем.   (К носу, загибая бока языка в виде чашечки,

Музик сыт, Музик рад!         (Ритмично хлопать в ладоши)

Музик любит всех ребят.

Игровой, словесный

Групповая, фронтальная

Включение детей в совместную деятельность, мотивация к познавательной деятельности

2. Основной этап

Содержание основной части занятия

 Вид деятельности

Формы работы

Образовательные

 задачи

Ребята, у меня для вас есть загадки, слушайте внимательно

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

Странный зверь:

Две лапы впереди,

Мех снаружи –

Да пусто внутри.

(Шуба)

Какой звук слышится в начале слов? (Ш)

Характеристика звука Ш

Рассматривание речевого профиля звука Ш.

Язычок поднят горкой к небу боковые стороны языка прижаты к верхним боковым зубам, зубы заборчиком (вместе) губы окошком.

Ребята мы с вами знаем, что звуки бывают гласные и согласные.

Звук [ш], какой гласный или согласный?

Как вы поняли, что звук согласный (рвется ниточка, не можем петь)

Проверим - ставим ладошку звук прерывистая струйка – мешают зубы, губы

Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса?

Ребята звук [ш] всегда твердый.

Что мы с вами выяснили о звуке [ш] (Согласный, твердый, глухой, шипящий)

Обозначается звук [ш] цветовым символом синего цвета.

Игра «поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха

Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук. Я сейчас прикроюсь маской и буду произносить звуки, как только вы услышите звук [Ш], хлопайте. Готовы? Музик и ты тоже слушай.

 м, ш, с, ш, л, р, ш, в, н, ш, ш, ш.

ам, ап, аш, ар, ал, аш, ан, аш

 

Ребята, какие вы молодцы. А сейчас мы отдохнем.

Физминутка

Волшебник

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

 Теперь  присаживайтесь на свои места.

Игра «Определить место звука в слове»

Цель: научиться определять место звуков в слове.

Сейчас мы с вами будем грузить в машины наши картинки. Давайте вспомним где живет звук ? (в начале, в середине, в конце слова)

Котик Музик, а ты смотри и учись.

Шишка, кошка, шляпа, подушка, вишня, шеф, шея, мишень, душ, пушка

Какие вы молодцы, а сейчас я вам предлагаю повторить чистоговорки, чтобы научиться красиво разговаривать.

Игра «Повтори чистоговорку»:

- Встанет тот, кто правильно произнесет чистоговорку:

Ша – ша- ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шило, шина, камыши.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

- Дети, какой звук повторялся в чистоговорках?

Молодцы, Котик Музик, а у тебя получилось красиво проговорить чистоговорки? А теперь мы с вами поиграем в другую игру

Игра «Измени слово»:

- Ребята, сейчас я каждому по очереди буду кидать мяч и говорить слово , а пожалуйста,  измените слово так, чтобы в нем появился звук «ш»:

Хлеб – хлебушек, орехи – орешки, муравей – муравьишка, воробей – воробушек, корова – коровушка, горох – горошек, рыба – рыбешка, петух - петушок, мальчик – мальчишка, камни- камешки, мама – матушка.

Молодцы, а сейчас давайте попрощаемся с котиком Музиком.

игровой, словесный. практический.

Групповая, фронтальная

Развивать фонематический слух у детей,

Совершенствовать умение определять наличие звука в слове (в начале, середине, в конце).

3. Рефлексивный этап

Содержание рефлексивного этапа

 Вид деятельности

Формы  работы

Образовательные

 задачи

Ребята, какие вы молодцы, скажите:

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- В какие игры играли?

- Что больше вам понравилось на занятии?

 

Словесный

Групповая, фронтальная

Развитие умения анализировать процесс и результат познавательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением интеллекта

В данном материале представлена технологическая карта занятия для детей с нарушением интеллекта. Педагог использует дидактические игры и пособия авторского исполнения....

Технологическая карта коррекционного занятия, тема "Мы-волшебники"

Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками  Неформальное общение со сверстниками и педагогом п...

Технологическая карта коррекционного занятия, тема "Если очень захотеть -можно в космос полететь"

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с...

Технологическая карта коррекционного занятия в подготовительной к школе группе ТНР "В гостях у Королевы Знаний"

Создать условия для закрепления полученных знаний по обучению грамоте и звуковой культуре речи...

Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста по теме "Домашние животные"

Технологическая карта коррекционного занятия Группа: младшая группа детского садаКонтингент: дети с функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)Тема занятия: «Домашние жи...

Технологическая карта коррекционного занятия в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование представления детей по лексической теме «Посуда»; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи....