Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
I. Психологический настрой, 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие. Эмоциональная поддержка детей. | Приветствие.
| Приветствие.
| Психологическая готовность. |
II. Вводно-организационный, 1 мин. | Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. | Установление зрительного и эмоционального контакта. Приглашение детей к просмотру «Небольшого спектакля», продемонстрированного 2-3 детьми группы. | Все дети группы усаживаются за столы, а 2-3 ребенка готовятся продемонстрировать действия с игрушками и предметами в соответствии с инструкциями, полученными до начала занятия.
| Привлечение к демонстрации сверстников (детей из группы).
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, концентрация произвольного внимания. |
III. Мотивационно -побудительный, 1 мин. | Вызвать у детей интерес, желание помочь, побудить к предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ о том, как играли дети, но не смогли рассказать его Ирине Александровне и дома, потому что забыли. Как мы сможем запомнить все, что будут выполнять дети сегодня, чтобы потом рассказать Татьяне Александровне (второму воспитателю), родителям, друзьям и т. д?». | Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения. | Создание проблемной ситуации. Приемы активизации речемыслительной деятельности детей для её решения. | У детей появилось желание действовать – с помощью логопеда составить схему предстоящего рассказа. Создать свой «наскальный рисунок». |
IV. Основной. 1. Демонстрация первым ребёнком действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности. 1 мин.
| Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником. Избегать переутомления детей, избегать гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям. Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты. | Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия. Привлекает внимание детей.
| Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил. Один из детей выполняет заранее оговоренные логопедом действия, комментируя их: «Я иду в умывальную комнату и мою руки---подхожу к полотенцу и вытираю руки---иду в групповой зал и сажусь за стол».
| Для поддержания интереса, при демонстрации действий первым ребенком, педагог предлагает ему выполнить обычные действия, которые он выполняет каждодневно (прошёл в умывальную комнату --- вымыл руки--- подошёл к полотенцу, вытер руки ----вышел в групповой зал, сел за стол).
| Дети увидели действия, продемонстрированные первым ребёнком, постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям. Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия. |
2. Схематизация действий, выполненных первым ребёнком. 3 мин. | Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа. Формировать умение графически изображать действия, выполненные сверстником. | Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера. | Садятся за столы, на которых лежат 3 листа, с заранее нарисованными «трёхэкранками», представляющих собой схему предстоящего рассказа и простые карандаши. Берут 1- ый лист и заполняют его, совместно с логопедом. Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения. | Совместное заполнение первой части схемы предстоящего рассказа. | Дети познакомились со схемой рассказа, совместно заполнили первую часть предстоящего рассказа. Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых (понятных и простых в обозначении) знаков, отражающих суть действия.
|
3. Демонстрация вторым ребёнком действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности. 1 мин.
| Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником. Избегать переутомления детей и гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям. Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты. | Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия. Привлекает внимание детей.
| Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил. Один из детей выполняет заранее оговоренные логопедом действия, комментируя их: « Я зашёл в раздевалку и подошёл к своему шкафчику---достал чешки из пакета и переобулся ---убрал сандалии в шкаф».
| Для поддержания интереса, при демонстрации действий вторым ребенком, педагог предлагает ему выполнить не совсем обычные действия, которые он выполняет в группе изредка (прошёл в раздевалку---достал из шкафчика чешки и переобулся--- убрал сандалии в шкаф ).
| Дети увидели действия, продемонстрированные вторым ребёнком. Постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям. Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия. |
4. Схематизация действий, выполненных вторым ребёнком.
2 мин. | Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа. Формировать умение графически изображать действия, выполненные сверстником. | Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера. | Садятся за столы, берут 2- ой лист бумаги и заполняют его, совместно с логопедом. Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения. | Совместное заполнение второй части схемы предстоящего рассказа. | Дети познакомились со схемой рассказа, совместно заполнили вторую часть предстоящего рассказа. Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых знаков схематизации действий.
|
5. Демонстрация третьим ребёнком действий по заданию логопеда, с озвучиванием своей деятельности.
1 мин.
| Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать порядок действий, выполняемых сверстником. Избегать переутомления детей и гиподинамии за счет передвижения по групповым помещениям. Уточнять и закреплять в словаре детей названия помещений групповой комнаты. | Помогает вспомнить инструкцию ребенку, выполняющему задание, правильно и точно озвучить выполняемые действия. Привлекает внимание детей.
| Все дети группы внимательно наблюдают за действиями сверстника, запоминают порядок действий, которые он выполнил. Один из детей выполняет заранее оговоренные логопедом действия, комментируя их: « Я зашёл в спальню и подошёл к своей кровати---взял подушку и снял грязную наволочку---достал чистую наволочку и надел на подушку».
| Для поддержания интереса, при демонстрации действий третьим ребенком, педагог предлагает ему выполнить необычные действия, которые он выполняет в группе очень редко (прошёл в спальню---снял со своей подушки наволочки --- достал из тумбочки чистую наволочку и надел на подушку).
| Дети увидели действия, продемонстрированные третьим ребёнком. Постарались запомнить их последовательность. Смогли сменить вид деятельности, передвигаясь по групповым помещениям. Ребёнок, выполняющий действия, смог вспомнить инструкцию и при помощи логопеда озвучить свои действия. |
6. Схематизация действий, выполненных третьим ребёнком.
2 мин. | Познакомить детей со схемой предстоящего рассказа. Формировать умение графически изображать действия, выполненные сверстником. | Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Логопед зарисовывает схему на глазах у детей, на прикрепленном к магнитной доске листе формата А4 при помощи маркера. | Садятся за столы, берут 2- ой лист бумаги и заполняют его, совместно с логопедом. Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее простых символов обозначения. | Совместное заполнение третьей части схемы предстоящего рассказа. | Дети познакомились со схемой рассказа, совместно заполнили вторую часть предстоящего рассказа. Проговорили действия, выполненные сверстником, соблюдая порядок выполнения. Поупражнялись в подборе наиболее приемлемых знаков схематичного изображения действий.
|
7. Динамическая пауза «Танцевалка – повторялка»
1 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение танцевальной композиции под музыку. | Участвуют в выполнении танцевальных движений.
| Показ танцевальных движений воспитанницей детского сада, ровесницей детей. | У детей снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт. |
8.Составление и анализ полной схемы рассказа.
3 мин.
| Развивать умение отражать последовательность событий с использованием схемы. Дать понятие о том, что всё целое состоит из частей. Закрепить порядковый счет первого десятка. Способствовать развитию анализа и синтеза мыслительных операций.
| Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации: «Как изобразить последовательность частей?».
| Дети берут три листа со схемами и выкладывают последовательность рассказа, используя для отражения последовательности стрелочки – указатели. | Стимулирующая помощь. При необходимости, показ способа действия.
| Дети познакомились со способом составления схемы рассказа. Дети поупражнялись в установлении порядковых связей между явлениями действительности, Узнали, что всё целое имеет части. |
9. Составление рассказа «Что делали дети» по схеме.
6 мин. | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Составление связного рассказа по схеме. | Объяснение, показ способа действия
| Составляют рассказ по схеме. Рассказывают рассказ воспитателю и логопеду. | Составление рассказа с опорой на схему.
| Поупражнялись в составлении рассказа по этой схеме.
|
V. Заключительный этап. 1.Рефлексия,
1 мин. | Получить обратную связь. | Подведение итогов НОД | Высказываются по поводу выполненных заданий.
| Беседа.
| Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного, творческого процесса. |
2.Самооценка деятельности.
1 мин. | Формирование элементарных навыков самооценки | Объяснение. | Выбирают поощрение за деятельность, в зависимости от самооценки. | Предложить детям самим выбрать поощрение: конфеты разного размера (маленькая, средняя, большая). | Каждый ребёнок попробовал оценить себя. |