Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Соболева Ольга Борисовна

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Метод проектов является эффективным для формирования  речевой и эстетической культуры детей, что в свою очередь является   важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в формировании

        эстетической и речевой культуры детей        

   Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга

   Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга

   Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием». Умение видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности формируется посредством эстетического воспитания.

   В нашей группе мы широко применяем метод проектной деятельности, так как это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности для создания единого образовательного пространства детей и взрослых, мы можем решать воспитательно-образовательные и коррекционные задачи  интересно, творчески, продуктивно.

   Метод проектов является эффективным для формирования эстетической культуры детей, что в свою очередь является   важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

   Как же совместить проектную деятельность с  учебным процессом, требованиями основной образовательной программы. Начинать надо с мини-проектов, особенно в младшем возрасте,  и постепенно охватывать этой деятельностью в содержательном плане  родителей.

 Одно из направлений в проектной деятельности по эстетическому воспитанию - это художественное и речевое  развитие детей.

   Среди различных проектов по эстетическому развитию особенно запомнились проекты

«Радуга - дуга», «Колпино - город Мастеров», « В гостях у сказки». Очень понравились проекты с районной библиотекой детям, родителям и педагогам . Данный вид работы  способствовал успешному овладению детьми навыками правильной грамотной речи  и  формированию эстетической культуры детей.

   Выбор  проектной деятельности и нетрадиционных техник рисования в формировании

эстетической культуры детей  в качестве одного из средств развития и коррекции лексико- грамматического строя речи детского изобразительного творчества не случаен. Применение разнообразных  проектов и техник способствуют развитию эстетической культуре детей.

Проектная деятельность:

- развивает лексико грамматический строй речи;

- способствует коррекции фонетико-фонематических фунций;

-развивает уверенность в своих силах;        

-развивает пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Задачи проекта:         

  1. развивать лексико - грамматический строй речи;
  2. - способствовать коррекции фонетико-фонематических функций;
  3. вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  4. Развивать творческое мышление.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
  2. Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам  деятельности.
  3. Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых  технологий; повышение уровня родительской компетентности в области воспитания и развития детей .
  4. Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других групп ДОО

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. развить лексико - грамматический строй речи;
  2. развить фонетико-фонематические функции;
  3. вызвать у детей интерес к творческой деятельности;.
  4. улучшить состояние мелкой моторики рук, расширить возможности творческого воображения, композиционные умения, цветсвосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  5. формировать практические навыки работы с различным материалами.

Для родителей:        

  1. приобрести знания о коррекции речи детей;
  2. приобрести  знания для развития детского творчества;
  3. принять участие в процессе  речевого и художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
  4. получить положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
  5. проявить единство, творчество и заинтересованность.

Для педагогов:

  1. создать систему работы с детьми по речевому развитию и изобразительной деятельности с использованием проектов;
  2. расширить педагогическое сотрудничество в вопросах коррекции речи для создания единого образовательного пространства и развития детей;
  3. повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

    Нестандартные подходы к организации проектной деятельности  удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное оснащение образовательного пространства раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать свою значимость, как личности, таким образом,  формирует речевую и эстетическую культуру детей.

 


Литература:

1. Агеева Г.Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Educatio. – 2015. – № 7 (14)-1. – С. 59–60.

2.Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ [Текст] / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 16–25.

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"

В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим  коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...

Из опыта работы по теме: «Роль проектной деятельности в формировании культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста ».

Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей осознанного ...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Статья "Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей."

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про...

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком ...

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве»  в формировании эстетической и речевой культуры детей     В настоящее время  у детей и взр...

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детейВ настоящее время  у детей и взрослых все больший интерес вызыв...