статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"
статья на тему

Стаценко Юлия Геннадьевна

В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим  коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффективным средством нравственного воспитания. Через проектную деятельность создаются условия для проявления детьми нравственных качеств. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в формировании нравственных

представлений детей пятого года жизни

Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. В современном образовательном пространстве необходимо развивать альтернативные стратегии поведения в дошкольном возрасте, т.е. развивать мышление детей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем моральном выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него становится личностно значимой. Мышление дошкольников  отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулирует его активность и инициативность, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности».

Проектная деятельность выстраивается на уникальных отношениях «ребенок-взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность дошкольников — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Педагогу, осуществляющему проектную деятельность с дошкольниками, важно помнить, что именно он - основной руководитель проекта, организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.

Проектная деятельность, которая основывается на интересах детей,    предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектная деятельность позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Серия мероприятий объединена основной проблемой. Проектная деятельность актуальна и эффективна. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и их родителей. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога – стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В этом отношении проектная деятельность представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников. Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Вместе с тем в процессе проектной деятельности по нравственному  воспитанию детей встречаются и трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на возраст детей, на желание детей действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность.

Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в проектную деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, при реализации проекта педагог планирует закрепить еще не прочные навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда. Часто в практике имеются поручения, решающие довольно специфические задачи воспитания дошкольников.

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться).

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы и формы работы можно применить в проектной деятельности. В ходе реализации проектной деятельности дети активно участвуют  в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку.

Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, т.к. именно в семье ребенок осваивает нравственные нормы и ценности, правила и образцы поведения, обретает нравственный опыт. Родители активно помогают дошкольнику, взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта. В проектной деятельности наблюдается процесс выбора мировоззренческих ориентиров и нравственно-оценочных критериев в конкретной семье и соответственно процесс формирования нравственных качеств.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни

Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспит...

РАССКАЗЫ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становиться вопрос направленности способов и средств развития нравственных представлений ребёнка. В целевых ориентирах на к...

Проектная деятельность - форма взаимодействия с семьями детей третьего года жизни.

В современной сфере образования для успешной работы с семьями воспитанников требуются новые эффективные формы работы. Проектная деятельность - одна из таких форм..В статье предлагается ознакомиться ...