Статья "Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей."
статья
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Кожина Маргарита Сергеевна
ГБДОУ детский сад №60 Красносельского района
Санкт-Петербург
Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру;
· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического развития в ДОУ.
Одной из эффективных форм художественно – эстетического развития является проектная деятельность.
Проектная деятельность:
- это возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем.
- это совместная деятельность взрослого и ребенка, когда партнеры проекта имеют общую цель на достижение общего результата в определенный отрезок времени
- несет как учебно – познавательный характер, так и творческий, и игровой. Может быть индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.
- Подходы к проектированию в области художественно – эстетического развития детей в ДОУ.
- 1. Аксиологический подход направлен на осознание художественных ценностей, эстетического восприятия олицетворения красоты произведений искусства.
- 2. Гуманистический подход опирается на возможности ребенка к созидательному действию: рисование, лепка, аппликация, музыка и др. виды деятельности.
- 3. Культурологический подход предполагает обеспечение взаимодействия и коммуникации между ребенком и взрослым, развитие личностной культуры ребенка, осознание культурных норм общества.
- 4. Полисубъектный подход обеспечивает объединение индивидуального опыта ребенка и общественно – исторического опыта в мировой художественной культуре, т.е. выражение ребенком своего опыта с помощью и на основе уже существующих символических художественных средств.
- 5. Рефлексивный подход подразумевает рефлексивную деятельность детей в интеллектуальном и эмоциональном плане.
Задачи проектной деятельности:
- Повышение детской самостоятельности, активности, любознательности, уверенности в себе.
- Повышения уровня художественно – эстетического восприятия, расширение кругозора, создание элементарных знаний о мире искусства.
- Способствование развитию творческого мышления, умения: планировать свою деятельность, работать в коллективе, ориентироваться в информационном пространстве картины мира.
- Стимулирование родителей к участию в проектной деятельности и совместной работе с детьми и ДОУ.
- Этапы работы в проектной деятельности:
- I этап: подготовительно – организационный (тема,
- принятие детьми целей и задач, объединение в рабочие
- группы, распределение ролей)
- II этап: основной (работа с детьми, с родителями; оснащение развивающей предметно – пространственной среды; выполнение практической части проекта)
- III этап: завершающий (оценка результатов).
Литература
- интернет портал http://www.maam.ru/
- интернет портал http://nsportal.ru/
- статья «Методология проектирования образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (автор – Горина Л.В. 2014 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134167-1351598314.jpg)
Роль природы в формировании эстетической культуры детей
Важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления. Сила впечатлений от природы зависит от способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/19/picture-93888-1432058105.jpg)
Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"
Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-335164-1384097219.jpg)
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266087-1371141047.jpg)
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детейМетод проектов является эффективным для формирования речевой и эстетической культуры детей, что в свою очеред...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-387074-1423650935.jpg)
Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Тема опыта: «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»Педагогический опыт является...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/30/picture-983810-1653921823.jpg)
Технология проектной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников
В данном разделе мною транслируются наработки по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в области формирования экологической культуры детей группы....