Статья "Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей."
статья

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожина Маргарита Сергеевна

ГБДОУ детский сад №60 Красносельского района

Санкт-Петербург

Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического развития в ДОУ.

Одной из эффективных форм художественно – эстетического развития является проектная деятельность.

Проектная деятельность:

  • это возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем.
  • это совместная деятельность взрослого и ребенка, когда партнеры проекта имеют общую цель на достижение общего результата в определенный отрезок времени
  • несет как учебно – познавательный характер, так и творческий, и игровой. Может быть индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.
  • Подходы к проектированию в области художественно – эстетического развития детей в ДОУ.
  • 1. Аксиологический подход направлен на осознание художественных ценностей, эстетического восприятия олицетворения красоты произведений искусства.
  • 2. Гуманистический подход опирается на возможности ребенка к созидательному действию: рисование, лепка, аппликация, музыка и др. виды деятельности.
  • 3. Культурологический подход предполагает обеспечение взаимодействия и коммуникации между ребенком и взрослым, развитие личностной культуры ребенка, осознание культурных норм общества.
  • 4. Полисубъектный подход обеспечивает объединение индивидуального опыта ребенка и общественно – исторического опыта в мировой художественной культуре, т.е. выражение ребенком своего опыта с помощью и на основе уже существующих символических художественных средств.
  • 5. Рефлексивный подход подразумевает рефлексивную деятельность детей в интеллектуальном и эмоциональном плане.

Задачи проектной деятельности:

  • Повышение детской самостоятельности, активности, любознательности, уверенности в себе.
  • Повышения уровня художественно – эстетического восприятия, расширение кругозора, создание элементарных знаний о мире искусства.
  • Способствование развитию творческого мышления, умения: планировать свою деятельность, работать в коллективе, ориентироваться в информационном пространстве картины мира.
  • Стимулирование родителей к участию в проектной деятельности и совместной работе с детьми и ДОУ.
  • Этапы работы в проектной деятельности:
  • I этап: подготовительно – организационный (тема,
  • принятие детьми целей и задач, объединение в рабочие
  • группы, распределение ролей)
  • II этап: основной (работа с детьми, с родителями; оснащение развивающей предметно – пространственной среды; выполнение практической части проекта)
  • III этап: завершающий (оценка результатов).

Литература

  1. интернет портал http://www.maam.ru/
  2. интернет портал http://nsportal.ru/
  3. статья «Методология проектирования образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (автор – Горина Л.В. 2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании эстетической культуры детей

Важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления. Сила впечатлений от природы зависит от способнос...

Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"

Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком ...

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детейМетод проектов является эффективным для формирования  речевой и эстетической культуры детей, что в свою очеред...

Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Тема опыта:  «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»Педагогический опыт является...

Технология проектной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников

В данном разделе мною транслируются наработки по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в области формирования экологической культуры детей группы....