Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием». Умение видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности формируется посредством эстетического воспитания.
В нашей группе мы широко применяем метод проектной деятельности, так как это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности для создания единого образовательного пространства детей и взрослых, мы можем решать воспитательно-образовательные и коррекционные задачи интересно, творчески, продуктивно.
Метод проектов является эффективным для формирования эстетической культуры детей, что в свою очередь является важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_nsportal_dek_2021.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль проектной деятельности в формировании
эстетической и речевой культуры детей
Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга
Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием». Умение видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности формируется посредством эстетического воспитания.
В нашей группе мы широко применяем метод проектной деятельности, так как это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности для создания единого образовательного пространства детей и взрослых, мы можем решать воспитательно-образовательные и коррекционные задачи интересно, творчески, продуктивно.
Метод проектов является эффективным для формирования эстетической культуры детей, что в свою очередь является важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Как же совместить проектную деятельность с учебным процессом, требованиями основной образовательной программы. Начинать надо с мини-проектов, особенно в младшем возрасте, и постепенно охватывать этой деятельностью в содержательном плане родителей.
Одно из направлений в проектной деятельности по эстетическому воспитанию - это художественное и речевое развитие детей.
Среди различных проектов по эстетическому развитию особенно запомнились проекты
«Радуга - дуга», «Колпино - город Мастеров», « В гостях у сказки». Очень понравились проекты с районной библиотекой детям, родителям и педагогам . Данный вид работы способствовал успешному овладению детьми навыками правильной грамотной речи и формированию эстетической культуры детей.
Выбор проектной деятельности и нетрадиционных техник рисования в формировании
эстетической культуры детей в качестве одного из средств развития и коррекции лексико- грамматического строя речи детского изобразительного творчества не случаен. Применение разнообразных проектов и техник способствуют развитию эстетической культуре детей.
Проектная деятельность:
- развивает лексико грамматический строй речи;
- способствует коррекции фонетико-фонематических фунций;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
Задачи проекта:
- развивать лексико - грамматический строй речи;
- - способствовать коррекции фонетико-фонематических функций;
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
- Развивать творческое мышление.
Этапы реализации проекта:
- Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
- Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам деятельности.
- Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых технологий; повышение уровня родительской компетентности в области воспитания и развития детей .
- Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других групп ДОО
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- развить лексико - грамматический строй речи;
- развить фонетико-фонематические функции;
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;.
- улучшить состояние мелкой моторики рук, расширить возможности творческого воображения, композиционные умения, цветсвосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- формировать практические навыки работы с различным материалами.
Для родителей:
- приобрести знания о коррекции речи детей;
- приобрести знания для развития детского творчества;
- принять участие в процессе речевого и художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
- получить положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
- проявить единство, творчество и заинтересованность.
Для педагогов:
- создать систему работы с детьми по речевому развитию и изобразительной деятельности с использованием проектов;
- расширить педагогическое сотрудничество в вопросах коррекции речи для создания единого образовательного пространства и развития детей;
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов.
Нестандартные подходы к организации проектной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное оснащение образовательного пространства раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать свою значимость, как личности, таким образом, формирует речевую и эстетическую культуру детей.
Литература:
1. Агеева Г.Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Educatio. – 2015. – № 7 (14)-1. – С. 59–60.
2.Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ [Текст] / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 16–25.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"
В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...
Из опыта работы по теме: «Роль проектной деятельности в формировании культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста ».
Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей осознанного ...
Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...
Статья "Роль проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей."
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про...
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детейМетод проектов является эффективным для формирования речевой и эстетической культуры детей, что в свою очеред...
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей В настоящее время у детей и взр...
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детейВ настоящее время у детей и взрослых все больший интерес вызыв...