Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Овсяникова Валентина Васильевна

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей

В настоящее время  у детей и взрослых все больший интерес вызывает традиционное народное творчество,  различные виды декоративно – прикладного искусства и  народные традиции различных  регионов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal_iyun_22_narodnoe_tvorchestvo.docx235.74 КБ

Предварительный просмотр:

Роль лэпбука  

«Народное творчество в прикладном искусстве»

в формировании эстетической и речевой культуры детей        

   Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга

   Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга

   В настоящее время  у детей и взрослых все больший интерес вызывает традиционное народное творчество,  различные виды декоративно – прикладного искусства и  народные традиции различных  регионов России.

   Традиционное народное творчество,  декоративно – прикладное  искусство и  народные традиции – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться владеть и правильно распоряжаться так, чтобы сохранить и приумножить.

Цели лэпбука:

  • приобщение к традиционному народному творчеству и духовно-нравственным основам воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • самореализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности;
  • формирование семейных и духовно-нравственных ценностей;
  • продолжение  знакомства  детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
  • развитие навыков художественного творчества детей;
  • развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
  • обогащение и активизация словаря, повышение выразительности речи, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности;
  • распространение передового педагогического опыта.

Содержательный раздел лэпбука

«Народное творчество в прикладном искусстве»

   Лэпбук содержит четыре разворота, состоящие из семи разделов, которые оформлены в сказочной тематике. Все разделы лэпбука выполнены в доступной, интересной  форме в виде книжек малышек, карманов, видео ряда. Активное участие в изготовлении лэпбука принимали педагоги, родители и дети.

Первый раздел посвящен России.

   Он рассказывает о нашей стране, кто стоит во главе страны, о российском флаге, гимне и гербе.

   В этом разделе мы увидим как  многонациональна  наша страна, рассмотрим символы России, расширим знания о государственных праздниках.

   Здесь можно поиграть в игры: «Собери правильно», «История герба».

Раздел направлен на воспитание и образование детей и родителей.

Цели:

  • Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  • Расширить представление о своей стране.
  • Воспитывать убежденного патриота, любящего свою Родину,

преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и

защищать его интересы.

Следующий раздел рассказывает о народных промыслах.

   В этом разделе мы знакомимся с народными промыслами, с интересной книгой «Хоровод» автора Роберта Рождественского, изучаем  народные промыслы.

   Знакомимся с историей возникновения городецкой росписи через  книжку малышку, отгадываем загадки, собираем пазлы.

Открываем кармашек с творческими шаблонами, которые оформили родители.

Цели:

  • Расширять и закреплять знания детей о народных промыслах в декоративно-прикладном искусстве.
  • Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом.
  • Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение к людям труда.
  • Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.

Следующий раздел «Небесная синева»

   В этом разделе мы знакомимся с народным промыслом - «Гжель».

   Здесь оформлены кармашки с загадками, лото,  страничка - все про гжель, дидактическая  игра «Назови посуду, расписанную гжелью» (под таблицей).

Авторская разработка; Мнемо таблица – Гжельские изделия.

Цели:

  • Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель».
  •  Закреплять представления о гжельской посуде, умение ее дифференцировать.
  • Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
  • Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.

Следующий раздел  – «Сказочная хохлома»

   В этом разделе мы знакомимся с народным промыслом – «Хохломой».

Попутешествуем по городу Семенову, рассмотрим  герб города и  узнаем  какие экспонаты  есть в музее.

 Разработана Мнемо таблица – хохлома (стихи) она поможет запомнить сложный материал, соберем пазл, отгадаем загадки.

Игра – «Приглашение» в гостях у Матрёны, где рассмотрим русскую избу, узоры сказочной хохломы.

Цели:

  • Познакомить детей с народным промыслом хохломская роспись, с историей возникновения .
  • Сформировать представление о возникновении и основных особенностях хохломской росписи.
  • Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, любовь и уважение   к народным умельцам, интерес к искусству.

Следующий раздел - Это Интересно

   В этом разделе мы познакомимся с жостовскими узорами.

   Поиграем в лото – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику.

   Кармашек с раскрасками предоставляет выбор по полюбившемся темам, дает возможность нарисовать самому или воспользоваться шаблоном.

   В кармашке интересное рядом- соберем пазл, а кармашек – посмотри, отгадай, расскажи -  загадает загадки, поможет сориентироваться в прикладном искусстве.

   Дальше представлен материал в виде книги, который удобно читать и запоминать,  

 

Цели:

  • Закрепление знаний детей о народных промыслах России. 
  • Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
  • Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
  • Закреплять умение вписывать узоры в силуэты народного творчества.
  • Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
  • Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Следующий раздел - «Игротека»

   В этом разделе представлены игры.

 Игра - «Поле Чудес».

 С ней можно играть как в самом лэпбуке, так и на столе, она съемная.      

Цели:

  • Закрепить знания о народных промыслах, развивать мышление, формировать навыки познавательной активности.
  • Развивать доказательную речь.
  • Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
  • Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.

   Развивающая многофункциональная игра – «Открывайся сундучок»

        В этом кармашке представлена игра на развитие внимания, логики, памяти, ориентировке на плоскости. Содержит несколько вариантов игры.

Цели:

  • Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
  • Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).

Творчество детей

  Старший возраст, группа «Звездочки»

 

C:\Users\admin\Desktop\Россия\ЛИЗА гжель.jpgC:\Users\admin\Desktop\Россия\Марк гжель.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.

Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....

Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»

Консультация для родителей о роли народного декоративно – прикладного искусства в развитии дошкольников....

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком ...

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей

Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детейМетод проектов является эффективным для формирования  речевой и эстетической культуры детей, что в свою очеред...

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей

Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве»  в формировании эстетической и речевой культуры детей     В настоящее время  у детей и взр...

Семинар практикум для педагогов. Народное творчество.декоративно прикладное искусство в деском саду.

С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством....

Народное творчество. Декоративно - прикладное искусство в деском саду.

Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувствапричастности детей к наследию прошлого, что позволяло ...