Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
В настоящее время у детей и взрослых все больший интерес вызывает традиционное народное творчество, различные виды декоративно – прикладного искусства и народные традиции различных регионов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_nsportal_iyun_22_narodnoe_tvorchestvo.docx | 235.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль лэпбука
«Народное творчество в прикладном искусстве»
в формировании эстетической и речевой культуры детей
Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга
Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель логопедГБДОУ д\с № 21, Колпинского район г. Санкт-Петербурга
В настоящее время у детей и взрослых все больший интерес вызывает традиционное народное творчество, различные виды декоративно – прикладного искусства и народные традиции различных регионов России.
Традиционное народное творчество, декоративно – прикладное искусство и народные традиции – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться владеть и правильно распоряжаться так, чтобы сохранить и приумножить.
Цели лэпбука:
- приобщение к традиционному народному творчеству и духовно-нравственным основам воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- самореализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности;
- формирование семейных и духовно-нравственных ценностей;
- продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
- развитие навыков художественного творчества детей;
- развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
- обогащение и активизация словаря, повышение выразительности речи, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности;
- распространение передового педагогического опыта.
Содержательный раздел лэпбука
«Народное творчество в прикладном искусстве»
Лэпбук содержит четыре разворота, состоящие из семи разделов, которые оформлены в сказочной тематике. Все разделы лэпбука выполнены в доступной, интересной форме в виде книжек малышек, карманов, видео ряда. Активное участие в изготовлении лэпбука принимали педагоги, родители и дети.
Первый раздел посвящен России.
Он рассказывает о нашей стране, кто стоит во главе страны, о российском флаге, гимне и гербе.
В этом разделе мы увидим как многонациональна наша страна, рассмотрим символы России, расширим знания о государственных праздниках.
Здесь можно поиграть в игры: «Собери правильно», «История герба».
Раздел направлен на воспитание и образование детей и родителей.
Цели:
- Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Расширить представление о своей стране.
- Воспитывать убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и
защищать его интересы.
Следующий раздел рассказывает о народных промыслах.
В этом разделе мы знакомимся с народными промыслами, с интересной книгой «Хоровод» автора Роберта Рождественского, изучаем народные промыслы.
Знакомимся с историей возникновения городецкой росписи через книжку малышку, отгадываем загадки, собираем пазлы.
Открываем кармашек с творческими шаблонами, которые оформили родители.
Цели:
- Расширять и закреплять знания детей о народных промыслах в декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом.
- Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение к людям труда.
- Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
Следующий раздел «Небесная синева»
В этом разделе мы знакомимся с народным промыслом - «Гжель».
Здесь оформлены кармашки с загадками, лото, страничка - все про гжель, дидактическая игра «Назови посуду, расписанную гжелью» (под таблицей).
Авторская разработка; Мнемо таблица – Гжельские изделия.
Цели:
- Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель».
- Закреплять представления о гжельской посуде, умение ее дифференцировать.
- Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
- Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
Следующий раздел – «Сказочная хохлома»
В этом разделе мы знакомимся с народным промыслом – «Хохломой».
Попутешествуем по городу Семенову, рассмотрим герб города и узнаем какие экспонаты есть в музее.
Разработана Мнемо таблица – хохлома (стихи) она поможет запомнить сложный материал, соберем пазл, отгадаем загадки.
Игра – «Приглашение» в гостях у Матрёны, где рассмотрим русскую избу, узоры сказочной хохломы.
Цели:
- Познакомить детей с народным промыслом хохломская роспись, с историей возникновения .
- Сформировать представление о возникновении и основных особенностях хохломской росписи.
- Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, любовь и уважение к народным умельцам, интерес к искусству.
Следующий раздел - Это Интересно
В этом разделе мы познакомимся с жостовскими узорами.
Поиграем в лото – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику.
Кармашек с раскрасками предоставляет выбор по полюбившемся темам, дает возможность нарисовать самому или воспользоваться шаблоном.
В кармашке интересное рядом- соберем пазл, а кармашек – посмотри, отгадай, расскажи - загадает загадки, поможет сориентироваться в прикладном искусстве.
Дальше представлен материал в виде книги, который удобно читать и запоминать,
Цели:
- Закрепление знаний детей о народных промыслах России.
- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
- Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
- Закреплять умение вписывать узоры в силуэты народного творчества.
- Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
- Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Следующий раздел - «Игротека»
В этом разделе представлены игры.
Игра - «Поле Чудес».
С ней можно играть как в самом лэпбуке, так и на столе, она съемная.
Цели:
- Закрепить знания о народных промыслах, развивать мышление, формировать навыки познавательной активности.
- Развивать доказательную речь.
- Развивать память, разговорную речь, восприятие и внимание.
- Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.
Развивающая многофункциональная игра – «Открывайся сундучок»
В этом кармашке представлена игра на развитие внимания, логики, памяти, ориентировке на плоскости. Содержит несколько вариантов игры.
Цели:
- Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
- Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).
Творчество детей
Старший возраст, группа «Звездочки»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.
Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....
Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
Консультация для родителей о роли народного декоративно – прикладного искусства в развитии дошкольников....
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком ...
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль проектной деятельности в формировании эстетической и речевой культуры детейМетод проектов является эффективным для формирования речевой и эстетической культуры детей, что в свою очеред...
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детей
Роль лэпбука «Народное творчество в прикладном искусстве» в формировании эстетической и речевой культуры детейВ настоящее время у детей и взрослых все больший интерес вызыв...
Семинар практикум для педагогов. Народное творчество.декоративно прикладное искусство в деском саду.
С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством....
Народное творчество. Декоративно - прикладное искусство в деском саду.
Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувствапричастности детей к наследию прошлого, что позволяло ...