«Речевое развитие детей дошкольного возраста» Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Лезжова Ольга Владимировна

Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы» для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями зрительного анализатора. С использованием технологий 3-D печати, в рамках проекта  Технолидеры Москвы , Чемпионат 3-D профи (исполнители пособия старшие школьники). Является результатом исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2.docx181.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Речевое развитие детей  дошкольного возраста»

Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы» для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями зрительного анализатора. С использованием технологий 3-D печати, в рамках проекта  Технолидеры Москвы , Чемпионат 3-D профи (исполнители пособия старшие школьники). Является результатом исследовательской деятельности.

Авторы методической разработки:

Лезжова Ольга Владимировна

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»

учитель-дефектолог (логопед)

Керута Елена Вячеславовна

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1375»

Учитель информатики

Одной из задач дошкольного учреждения при подготовке ребенка к школе является  подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи.  Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы по звуковой культуре речи необходимых при подготовке детей на этой основе к обучению грамоте.  Для успешного овладения этим навыком детям с особенностями зрительного восприятия ( осваивающим основную (обще)образовательную программу) необходимо совместная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализатора. Соотношение доли участия анализаторов в письменной речи  зависит от сложности нарушения зрения (как первичной патологии ) и его вторичных проявлений (сокращение и снижение скорости зрительного восприятия, снижение поля зрения, смешение сходных форм, неустойчивость фиксации взора, неравномерность движения глаза, нарушение зрительно – моторных координаций). Дети  со зрительной патологией затрудняются  в установлении смысловых связей, классификации предметов, операциях анализа, сравнения и обобщения.  Так же это препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации что приводит к оптической дисграфии в школе. По своему содержанию чтение букв представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми перцептивно-опознавательными и логическими операциями.

В особенности, если в анамнезе заболевания присутствует неблагоприятный прогноз развития патологии необходимо параллельно готовить к специфическому виду письма по Брайлю. Работа по обучению грамоте  с детьми имеющими различные формы зрительной патологии  ведется в комплексе чему способствует  разработанное пособие «Чудо буквы» и изготовленное на базе учреждения в рамках проектной деятельности со старшими школьниками. Сопоставляет две системы письма и чтения плоскостную и точечную по Брайлю. Дети учатся ориентироваться на плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме. Используя такую инновационную технологию с применением графики, создается образ буквы. Закрепляя образ буквы на полисенсорной основе. Подготавливая сенсомоторную систему к освоению рельефного письма, через увеличение опыта тактильных ощущений и навыка пространственной ориентировки.

 Позволяет обучать детей грамоте в увлекательной игре.

Пособие состоит из коробки с набором пластин и букв, картинки с предметами и плоскостными буквами. Пластинка представляет собой основу с прорезью (углубление) под определенную букву с одной стороны, рельефных точек (выпуклая часть) обозначающих эту букву  по Брайлю предназначенных для ощупывания. Штырька для нанизывания  бусин разного цвета и формы (для обозначения  варианта звучания буквы в слове- гласная-согласная, твердая-мягкая, звонкая глухая). Предметные  картинки (имеют рельефный контур) обозначающие наличие данной буквы в слове. Отдельные карточки с написанной крупным шрифтом буквы, линии рельефные. Объемные буквы соотносящиеся с прорезью на пластине.

Вариант использования пособия.

(Краткая инструкция с описанием действий)

Изучение буквы А.

Детям предлагается найти картинку с изображением  АРБУЗА. Определи первый звук. Рассмотри как пишется эта буква для этого используется карточка с написанной плоскостным шрифтом, но с рельефным контуром буквы А ( для написания применяется 3- D карандаш). Определи  элементы, запомни. Затем предлагается найти букву этого звука среди других макетов то есть объемных букв из пособия. В ходе этих действий изучаются все элементы линий плоскостного написания, ощупываются детали макета буквы.

На следующем этапе предлагается работа с пластинкой. Ребенку предлагается  вставить найденную букву в прорезь, если она не помещается (не встает на место) , значит выбор был сделан не правильно. Ребенку предлагается вернуться на шаг назад.  Если выбор сделан правильно идет работа по изучению характеристике буквы. В данном случае - это гласная буква. Выбирается красный диск и одевается на штырек. В других случаях это может быть зеленый или синий квадрат, обозначающий твердый или мягкий согласный. При определении звонкости добавляется треугольник, когда звук звонкий. В процессе этой работы освоение буквы идет при помощи нескольких сенсорных анализаторов (зрительного, слухового, речевого, тактильного). На последнем этапе предлагается знакомство с другим видом обозначения буквы. Ребенок ощупывает точки в рамке( клетка для шеститочия) на пластине. Взрослый объясняет принцип написания. Дает пояснения расположению точек. Эта работа ведется при работе со всеми пластинами пособия.

В результате ребенок осваивает плоскостной шрифт, развивает тактильное восприятие, тактильную чувствительность пальцев рук, координацию кисти и пальцев руки и ориентировку на ограниченной пластиной или рамкой ( . Такой вариант подготовки к обучению грамоте дошкольников, дает им возможность более осмысленному освоению письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Подготавливает тактильный аппарат к рельефному письму при необходимости.

Приложение.

Начальный этап разработки программы для печати пластин. Находится на доработке.

  

Использованная справочная литература.

  1. Конвертер шрифта . Конструктор  тактильных табличек.
  2. http://specposobie.narod.ru/index/0-27 ссылка на каталог, картинки и другую информацию.
  3. Тифло- центр Вертикаль.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Полифункциональное игровое пособие «Возьми сказку с собой»

Методическая разработка. Полифункциональное игровое пособие «Возьми сказку с собой»...

Методическая разработка по игровому пособию «Лесные животные» - направление познавательно-речевое развитие

Методическая разработкапо игровому пособию«Лесные животные» - направление познавательно-речевое развитие (младшая группа). Цель:  формировать грамматическую сторону речи у детей ...

методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...

Методическая разработка: многофункциональное игровое пособие по познавательно - речевому развитию детей раннего возраста.

Пособие предназначено для детей раннего возраста. Данное пособие может быть использовано при работе с группой детей, а также в индивидуальной работе.Цель: способствовать познавательно-речевому развити...

Методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи для детей 5-7лет «Речевой планшет»

Игровое практическое пособие «Речевой планшет» представляет систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использ...