Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий. Лексическая тема «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии

 

 ООД по формированию лексико-грамматических категорий  у детей от 6 до 7 лет с ТНР по лексической теме: «Зимующие птицы» с применением современных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект  ООД по формированию лексико-грамматических категорий  у детей от 6 до 7 лет с ТНР. Лексическая тема «Зимующие птицы».

Цель:   активизация словаря по теме «Зимующие птицы»;                                          

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                              

- учить образовывать глаголы от звукоподражаний;

- упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;

- развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;

- совершенствовать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные: 

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,    самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

Словарь:  цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.

 Оборудование:  мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».

Образовательная область: речевое развитие.

Ход основной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

    Ребята, послушайте стихотворение.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетело семь сорок.  

Психогимнастика:                                                      

Злится старуха зима - сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря- злость.

Но снегирю все нипочем - удивление.

Повесим для него и других птиц кормушки- улыбка.

  1. Объявление темы.  

Сегодня собрались зимующие птицы на опушке леса и приглашают нас в гости.  

В гости к зимующим птицам вы попадете, если по следам с одинаковым узором пойдете.

II. Основная часть

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. (Слайд 1) .

- А какие птицы нас пригласили, мы сейчас узнаем.  Послушайте загадки.

Дети отгадывают загадки про птиц и они появляются.(Слайд 2)

 Расселись птицы   на ветвях,  рады всех видеть, и встречают вас своим пением. . У каждой птицы своя песенка.  Послушайте, как они поют.  (Слайды 3-10)

Дети слушают голоса птиц.

- Ребята, запомнили как поют птицы?

Образование глаголов от звукоподражаний. Игра: «Кто как голос подает?»

Ребята, хотите поиграть в снежки?

Но мы  не просто будем играть,  но и слова-действия подбирать.                                     Ворона кар-кар             – … ворона каркает 
Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
Сова ух-ух                    – … сова ухает
Синица  свис-свис       – … синица свистит
Дятел трр-трр               – … дятел стучит

3. Игра: «Найди каждой птице свое место» Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия.

- Ребята, птицы хотят с вами поиграть в прятки. Посмотрите, в этом домике живут птицы.  Угадайте, кто где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу, щелкнуть «мышкой» на нужном квадрате, появляется цветное изображение птиц.  (Слайд 11)

– Какая птица стоит в нижнем правом углу?  В нижнем левом углу?  
– Какая птица стоит между вороной и голубем? 
– Какая птичка расположена в верхнем правом углу? В верхнем левом  углу?
– Какая птица стоит между синицей и снегирем?
– Какая птица стоит над голубем?  Под снегирем? Между сорокой и воробьем?
– Какая птица лишняя? Почему? 
(Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

- Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

(щелчок мышью, журавль исчезает)

Физминутка

Снежок порхает кружится,                   Дети машут руками и кружатся

На улице бело.

И превратились лужицы                       Приседают-встают (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,                       Руки поднимают вверх,

Сегодня посмотри!

Как розовые яблоки,                              кольцо из рук над головой

На ветках снегири!                               Руки вверху, пальцы растопырены.

- Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны) (Слайд 12)  Пальчиковая гимнастика «Ворона» .

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).                                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет! 
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.                                                                          

     - Ворона  голодная, ищет себе корм. Поможем вороне? . Покормим её зернышками.                                                                    

   Дети должны закончить  предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона)                                                                                                                                -  Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.        Ворона к дереву … (подлетела) 
Через дерево … 
(перелетела)
Ворона за дерево … 
(залетела) 
Она из-за дерева ... 
(вылетела)
Увидела кормушку и к кормушке … 
(полетела)
К кормушке … 
(подлетела)
В кормушку … 
(залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … 
(вылетела)

-Позвала ворона своих друзей к кормушке.

Дети составляют предложения по демонстрируемым действиям, используя приставочные глаголы. (Слайд 13)

Снегирь к кормушке подлетел.

Воробей в кормушку залетел.

Сорока из-за кормушки вылетела.

Синица через кормушку перелетела.

Сова прилетела и на кормушку села.

- Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы  говорили: (Подлетела, перелетела, залетела и т.д).

III. Итог ООД (Слайд 14)

Логопед: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с нашими птицами, и вернемся в детский сад по той же тропике, что пришли сюда.                        

 

– У кого  мы сегодня побывали в гостях? 
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу? 
– Какие это птицы? 
(Зимующие) 
– Как пели птицы?
(Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.) 
– Как живется птицам зимой? 
(Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм). 
– Как мы можем помочь птицам? 
(Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему «Зима»

Краткая аннотация: фронтальное логопедическое занятие на тему «Зима» составлено учителем – логопедом Кудайдатовой А.Г. для детей старшей группы с ОНР (общим недоразвитием речи). Конспект содержит подр...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

Представлен полный  конспект  занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...