Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Занятие по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»
Цели:
- Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
1. Организационный момент
- Послушайте, ребятки, я загадаю вам загадки.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил! Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь. -
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
2. Беседа о времени года
- Как вы думаете, какое сейчас время года? - Как вы догадались? - Какой день зимой? - Какая ночь? - Что можно сказать о снеге? - Какой бывает лед? - Перечислите зимние месяцы. т.д.
3. Дыхательное упражнение «Снежинки»
- Ребята, посмотрите! Пока мы с вами беседовали, на улице пошёл снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Скажите, какие они? (Раздать каждому ребенку снежинку на ниточке)
- Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки затанцевали. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце! (Следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз)
4. «Что бывает зимой?»
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше. - Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы с ним обязательно справитесь! Ведь вы очень много знаете о зиме. (Дети отбирают картинки, на которых изображены зимние явления и называют их)
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить:.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Игра «Назови ласково» с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указат. и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. («Едят ложкой» суп)
8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Ребята, сейчас я буду выставлять по одной картинке, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
- Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …). - Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…). - День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). - Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…). - Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…). - Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
- О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…). Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…). Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
9. Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
(картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на)- - Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?
10. Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".
В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию математических представлений. Тема: «Путешествие в сказочную страну».
Математические игры, задания для детей старшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Наши помощники — органы чувств"
Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по (Формированию Элементарных Математических Представлений) «Тема НОД» Работа по закреплению пройденного материала
Цель: Выявить знания детей по математике.ЗадачиОбразовательные: 1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по (Формированию Элементарных Математических Представлений) «Тема НОД» Работа по закреплению пройденного материала
Технологическая карта НОД Образовательные области: Познание.Интеграция видов деятельности: Речевое развитие, Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитиеВид занятия: Групповое , инди...