КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Представлен полный конспект занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_volkova_n.a._zimuyushchie_ptitsy.docx | 260.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО
логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР
(подготовительная группа)
Подготовила и провела
учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска
детского сада № 103
Волкова Н.А.
Программное содержание:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия- "Зимующие птицы";
- развитие мышления детей на материале пиктограмм, опорных схем.
- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
- закрепление умения детей делить слова на слоги;
- развитие связной речи детей: умение составлять предложения с предлогами;
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;
- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
Оборудование и материалы:
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц;
- картинки птиц на каждого ребенка;
- сенсорный материал (семена, шишки, ягоды, овес, пшено, хлеб, сало)
- картинки зимующих птиц, подвешенные на окне;
- магнитная доска, оформление кабинета ( картинки птиц, зимние пейзажи);
- опорная мнемосхема для речевой разминки, для характеристики птиц;
- дидактическая игры "Один-много", «Чей хвост?»;
- дидактическая игра "Составь слово", «Сложи картинку из частей;
- кукла бибабо Сова Зоя;
- простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, свиристель, клёст, поползень, дятел, сорока, кормушка, корм, пища, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
Кинезиологическая гимнастика
-На дворе зима, холодно. Надеваем «Умную шапку»
-Сначала натянем "умную шапку". (Массажные движения от центра головы, указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
Психогимнастика
-Кто наблюдает за нами? Правильно! Мудрая сова Зоя!
-Покажем, как мы умеем делать упражнение "Мудрая сова". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
-Сова Зоя внимательная, зоркая, а мы берем в руки «бинокли» и всматриваемся: посмотрим направо, посмотрим налево , вверх, а может вниз… смотрим по сторонам. Кого вы заметили?
(дети отыскивают взглядом птиц)
-Где можно увидеть птиц? ( на крыше, во дворе, на заборе , около дома, на дереве, в кормушке..)
- Лексическая работа по закреплению материала по теме "Зимующие птицы"
- Дети, вы ,наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц– ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).
Развитие навыков чтения, звукобуквенный анализ слов
-Посмотрите, на доске записаны слоги, можем мы собрать из них названия птиц?
СОВА, ВОРОНА
Работа детей со слогами, буквами и звуками ( раздаточный материал)
-Назовите количество слогов, гласные, первый и последний звуки.
- А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц.
Каждый возьмет из коробки птичку, назовет ее, отхлопает по слогам.
-Молодцы, как всегда справились!
-Птички такие разные, но у всех у них есть… что ?
(мнемосхема строения птицы))
-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, клюв, хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- Возьмите перышко и скажите , кто его потерял?
( бело-черное – сорока, черно-красное потерял снегирь, серо-черное –ворона, желто-синее- синица..)
- Лого-ритмическая пауза
-А теперь все дружно встали. Сделаем нашу речевую разминку.
Схема-подсказка на доске:
-Кто будет ведущим? (выбрать ребенка-ведущего)
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят,
Улететь хотят
-Садимся на места. Игра на внимательность: «Называю птичку, если она зимующая, показываем кулачки-снежки , если перелетная – солнышко»
( ласточка, ворона, журавль, сорока, лебедь, клест, свиристель, снегирь, грач, синица)
-Холодно и голодно птицам зимой.
Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
-Чем же мы можем угостить птиц зимой ?
-Составляем предложения, берем пакет, высыпаем в нашу кормушку.
«Я угощаю птиц….»
семечки, ягоды, крошки, семена, шишки, ягоды, зерно, орешки, сало
-Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)
Д/и «Скажи какая? Какой?»
- Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)
- Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)
- Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)
- Развитие межполушарного взаимодействия:
Берем дорожку с птичками, я называю вам птиц, а вы двумя ручками одновременно закрываете фасолью одинаковых.
-Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели.
- Давайте мы согреем их ласковым словом.
Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
Игра- раскладушка «Один–много»
- Закрепление материала.
-Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
-В ответ на нашу доброту и заботу
Синицы –пропищали, вороны –прокаркали, сороки – протрещали, воробьи – прочирикали, а голуби проворковали нам слово «СПАСИБО».
-Вам тоже говорю большое спасибо за труд, внимание и интерес.
Вручаю медальки: «Молодец» всем вам и конечно же угощение от Совы Зои.
- Итог занятия.
-Вам тоже говорю большое спасибо за труд, внимание и интерес.
-В течение дня вы можете поиграть в игры по теме, которые будут в этой коробке, раскрасить зимующих птиц, напечатать их названия, собрать разрезные картинки.
-Вручаю медальки: «Молодец» всем вам и конечно же угощение от Совы Зои.
ласточка, ворона, журавль, сорока, лебедь, клест, свиристель, снегирь, грач, синица
С О В А | |
В О Р О Н А |
С О В А | |
В О Р О Н А | |
С О В А | |
В О Р О Н А |
ы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему "Овощи"
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"
Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей. Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического зантия по теме "Головные уборы"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Фрукты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развитияТема: Фрукты...