Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
Цель: систематизация и уточнение знаний детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Расширить словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»;
- Совершенствовать речевые навыки и умения;
- Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- Совершенствование навыка слогового анализа.
- Совершенствование умения образовывать множественное число существительных; согласовывать существительные с числительным, изменять существительные по падежам.
- Учить детей словообразованию с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору антонимов.
- Учить детей употреблению предложно-падежных конструкций, составлению сложносочиненных предложений.
- Учить детей составлять рассказ по схеме.
Коррекционно- развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
- Развивать память, мышление, внимание через игры и упражнения;
- Развивать воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.
Здоровьесберегающие технологии:
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Использование динамических пауз по лексической теме.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Логопед: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
- Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.
Звучит музыка: звуки зимы.
Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть:
Логопед (под музыку зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Логопед: Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
- Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.
- Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
- А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
- А зачем? (Человек их подкармливает.)
- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
- если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
Логопед: Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Слоговой анализ:
Логопед: Давайте вместе прохлопаем названия птиц и выясним из скольких слогов они состоят. Сне-гирь – в этом слове два слога, си-ни-ца – в этом слове три слога, во-ро-на – в этом слове три слога, дя-тел – в этом слове три слога, со- ва – в этом слове два слога, го-лубь –в этом слове два слога, во-ро-бей – в этом слове три слога.
Развитие лексики:
Вспомним части тела птичек.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а у птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
У животных лапы, а у птицы лапки.
Логопед: Молодцы, тогда скажите мне что общее у всех птичек? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Логопед: Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье) Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)
Для чего птице клюв?
Для чего птице крылья?
Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
Логопед: У каждого из вас на столе карточки с разным количеством птиц. Пересчитайте их, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
Логопед: (обращая внимание на мольберт)
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:
Дидактическая игра «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Голубь - много голубей
Снегирь - много снегирей
Клёст - много клёстов
Свиристель - много свиристелей
Поползень -много поползней.
Выполнение звуко- буквенного анализа слов.
Логопед: Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.
Логопед: Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей).
(Логопед произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
Логопед: У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
-Ленивый, грустный, малоподвижный.
-У какая по характеру синица?
-Тонкая, умная, весёлая, юркая.
-А какой воробей?
-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.
-А что можно сказать про сороку? Какая она?
-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.
Логопед: А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)
-А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
-Как свой голос подаёт ворона?
-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
Игра «У кормушки»
Логопед: Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите
(Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
- Название птицы.
- Какая это птица? Зимующая или перелетная?
- Эта птица крупная или мелкая?
- Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
- Чем питается зимой?
- Где ночует?
- Какую пользу приносит эта птица?
Дети составляют описательные рассказы
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)
Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра «Назови ласково».
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
галка – галочка
Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Заключительная часть
Логопед: Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?
Подведение итогов занятия.
Логопед: Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!
Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"
Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
Лексико-грамматические задания и игры на тему «Зимующие птицы»
Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Зимующие птицы» пригодится не только педагогам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи. Такие речевые игры и за...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме «Зима - Новый год»
Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок уч...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР "Перелётные птицы"
Закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные...