Конспект занятия "Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [Рь]"
план-конспект занятия по логопедии
Занятие направлено на автоматизацию произношения звуков [р], [р'] в слогах, словах, и их дифференциация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-коррекционной деятельности с использованием приёма синквейн: «Автоматизация и дифференциация звуков «Р», «Рь».
Цели:
1.Автоматизация правильного произношения звуков [р], [р'] в слогах, словах, их дифференциация.
2.Закрепить умение характеризовать звуки.
3.Улучшать координацию движений, дикцию, интонационную выразительность речи.
4.Совершенствовать навыки печатания слов, предложений и чтения.
5.Совершенствовать навык звукового анализа слова (определение места звука в слове, закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях).
6.Учить думать, размышлять, рассуждать.
Оборудование:
Набор карточек с предметами, в названиях, которых звуки: [р], [р'], методические пособия для индивидуальной работы, рабочая тетрадь, фишки, карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем учиться правильно произносить звуки [р], [р'] в словах, слогах и учиться различать их.
- Основная часть.
Логопед: -Дай характеристику звуку -р.
Ребёнок: -Звук р-согласный, твёрдый.
Логопед: -Дай характеристику звуку рь.
Ребёнок: -Звук рь-согласный, мягкий.
Логопед: -Чем отличаются эти звуки?
Ребёнок: -Звук р-твёрдый, звук рь-мягкий.
Логопед: -Чем похожи эти звуки?
Ребёнок: -Оба согласные.
Логопед: -Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Ребёнок: -При произнесении согласных звуков возникает преграда, их нельзя пропеть, протянуть.
Логопед: -Какой буквой обозначают в русском языке звуки р, рь?
Ребёнок: -Буквой -эр.
Логопед: -Каким цветом обозначают твёрдые звуки?
Ребёнок: -Синим.
Логопед: -Мягкие?
Ребёнок: -Зелёным.
Логопед: -Почему буква эр раскрашена наполовину синим, наполовину зелёным цветом?
Ребёнок: -Буква эр обозначает два звука: р-твёрдый, рь-мягкий.
Логопед: -Возьми фишки и послушай задание: Если я произношу слог с мягким звуком -рь, показываешь мне зелёную фишку, если я произношу слог с твёрдым звуком, показываешь мне синюю фишку.
-три-тра-ар-арь-ри-ру-ря-рир.
Логопед: -А теперь выполни похожее задание на листе, но уже с картинками.
(ребёнок определяет твёрдость и мягкость звуком и соответственно соединяет с фишками).
Работа с картиной (нарисованная ребёнком, предметы в названии которых есть -р, -рь.
Логопед: -Назови слова только со звуком рь.
-Назови слова только со звуком р.
Ребёнок называет.
-А сейчас немного подвигаемся.
Физминутка.
В саду.
Мы сегодня в сад пойдём,
Фрукты разные найдём (шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопаем в ладоши):
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки по очереди загибаем пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимаем по очереди то правую, то левую руку, как будто срывая плоды с дерева),
Всех знакомых угощать (протягиваем руки вперёд ладонями вверх),
На носочки поднимись (встаём на цыпочки),
И до ветки дотянись (поднимаем руки вверх),
Веточку нагни (опускаем руки, встаём на полную ступню),
Спелых яблочек сорви (делаем хватательные движения руками).
Логопед: -А сейчас мы с тобой поучимся сочинять необычные стихи о предметах, и запишем его.
Логопед: -Груша-это фрукт?
Ребёнок: -Груша-это фрукт.
Логопед: -Груша-это сочный фрукт?
Ребёнок: -Груша-это сочный фрукт.
Логопед: -Груша-это сочный фрукт, который растёт на дереве?
Ребёнок: - Груша-это сочный фрукт, который растёт на дереве.
Логопед: -Давай запишем это слово. 1.Груша.
А теперь давай подберём слова-признаки, груша какая? (записать 2 слова признака) -Не забудь поставить запятую после первого слова.
2.Сочная, сладкая.
Логопед: -Теперь подберём слова действия. Что может происходить с грушей?
Ребёнок: -Зреет, растёт, радует.
Логопед: -Выскажи своё отношение к этой груше.
Ребёнок: -Я люблю сладкие груши.
Логопед: -Когда мы видим спелые груши, о чём ты ещё можешь подумать, вспомнить?
Ребёнок: -Лето, дерево, сад.
Логопед: -Прочитай, что получилось.
Ребёнок: 1.Груша
2.Сочная, сладкая
3.Зреет, растёт, радует
4.Я люблю сладкие груши
5.Лето, дерево, сад
Логопед: -Послушай домашнее задание:
- «Найди, какая картинка лишняя»
- Проговорить предложения «Я дорисовываю хвост...»
- Определение места звука в словах р, рь
- Итоговая часть.
Логопед: -Вспомни, чему мы сегодня учились?
Ребёнок: -Различать звуки р и рь, правильно их произносить.
Логопед: -Какие задания тебе показались особенно трудными, интересными?
Литература
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е.-СПб: «Альянс»Дельта» совм. С издат-вом «Речь», 2003.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов/В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издат-во ГНОМ и Д, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
конспект занятия на дифференциацию звуков з-зь
конспект фронтального (подгруппового) логопедического занятия по дифференциации звуков з-зь....
Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р".
Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р"....
Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков С и Ш.
Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха,мелкой моторики, звукового анализа и синтеза, автоматизацию и дифференциацию звуков.Ход занятия построен с использыванием проектной деятельн...
Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков [с-з].
логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе....