Конспект занятия "Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [Рь]"
план-конспект занятия по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

Занятие направлено на автоматизацию произношения звуков [р], [р'] в слогах, словах, и их дифференциация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Конспект индивидуально-коррекционной деятельности с использованием приёма синквейн:  «Автоматизация и дифференциация  звуков «Р», «Рь».

 Цели:

1.Автоматизация правильного произношения звуков [р], [р'] в слогах, словах, их дифференциация.

2.Закрепить умение характеризовать звуки.

3.Улучшать координацию движений, дикцию, интонационную выразительность речи.

4.Совершенствовать навыки печатания слов, предложений и чтения.

5.Совершенствовать навык звукового анализа слова (определение места звука в слове, закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях).

6.Учить думать, размышлять, рассуждать.

Оборудование:

Набор карточек с предметами, в названиях, которых звуки: [р], [р'], методические пособия для индивидуальной работы, рабочая тетрадь, фишки, карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем учиться правильно произносить звуки [р], [р'] в словах,  слогах и учиться различать их.

  1. Основная часть.

Логопед:  -Дай характеристику звуку -р.

Ребёнок: -Звук р-согласный, твёрдый.

Логопед: -Дай характеристику звуку рь.

Ребёнок: -Звук рь-согласный, мягкий.

Логопед: -Чем отличаются эти звуки?

Ребёнок: -Звук р-твёрдый, звук рь-мягкий.

Логопед: -Чем похожи эти звуки?

Ребёнок: -Оба согласные.

Логопед: -Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Ребёнок: -При произнесении согласных звуков возникает преграда, их нельзя пропеть, протянуть.

Логопед: -Какой буквой обозначают в русском языке звуки р, рь?

Ребёнок: -Буквой -эр.

Логопед: -Каким цветом обозначают твёрдые звуки?

Ребёнок: -Синим.

Логопед: -Мягкие?

Ребёнок: -Зелёным.

Логопед: -Почему буква эр раскрашена наполовину синим, наполовину зелёным цветом?

Ребёнок: -Буква эр обозначает два звука: р-твёрдый, рь-мягкий.

Логопед: -Возьми фишки и послушай задание: Если я произношу слог с мягким звуком -рь, показываешь мне зелёную фишку, если я произношу слог с твёрдым звуком, показываешь мне синюю фишку.

-три-тра-ар-арь-ри-ру-ря-рир.

Логопед: -А теперь выполни похожее задание на листе, но уже с картинками.

(ребёнок определяет твёрдость и мягкость звуком и соответственно соединяет с фишками).

Работа с картиной (нарисованная ребёнком, предметы в названии которых есть -р, -рь.

Логопед: -Назови слова только со звуком рь.

-Назови слова только со звуком р.

Ребёнок называет.

-А сейчас немного подвигаемся.

Физминутка.

В саду.

Мы сегодня в сад пойдём,

Фрукты разные найдём (шагаем на месте).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать (хлопаем в ладоши):

Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки по очереди загибаем пальцы на левой руке),

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать (поднимаем по очереди то правую, то левую руку, как будто срывая плоды с дерева),

Всех знакомых угощать (протягиваем руки вперёд ладонями вверх),

На носочки поднимись (встаём на цыпочки),

И до ветки дотянись (поднимаем руки вверх),

Веточку нагни (опускаем руки, встаём на полную ступню),

Спелых яблочек сорви (делаем хватательные движения руками).

Логопед: -А сейчас мы с тобой поучимся сочинять необычные стихи о предметах, и запишем его.

Логопед: -Груша-это фрукт?

Ребёнок: -Груша-это фрукт.

Логопед: -Груша-это сочный фрукт?

Ребёнок: -Груша-это сочный фрукт.

Логопед: -Груша-это сочный фрукт, который растёт на дереве?

Ребёнок: - Груша-это сочный фрукт, который растёт на дереве.

Логопед: -Давай запишем это слово. 1.Груша.

А теперь давай подберём слова-признаки, груша какая? (записать 2 слова признака) -Не забудь поставить запятую после первого слова.

2.Сочная, сладкая.

Логопед: -Теперь подберём слова действия. Что может происходить с грушей?

Ребёнок: -Зреет, растёт, радует.

Логопед: -Выскажи своё отношение к этой груше.

Ребёнок: -Я люблю сладкие груши.

Логопед: -Когда мы видим спелые груши, о чём ты ещё можешь подумать, вспомнить?

Ребёнок: -Лето, дерево, сад.

Логопед: -Прочитай, что получилось.

Ребёнок: 1.Груша

                2.Сочная, сладкая

                3.Зреет, растёт, радует

                4.Я люблю сладкие груши

                5.Лето, дерево, сад

Логопед: -Послушай домашнее задание:

  1. «Найди, какая картинка лишняя»
  2. Проговорить предложения «Я дорисовываю хвост...»
  3. Определение места звука в словах р, рь

  1. Итоговая часть.

Логопед: -Вспомни, чему мы сегодня учились?

Ребёнок: -Различать звуки р и рь, правильно их произносить.

Логопед: -Какие задания тебе показались особенно трудными, интересными?

Литература

Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е.-СПб: «Альянс»Дельта» совм. С издат-вом «Речь», 2003.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов/В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издат-во ГНОМ и Д, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

конспект занятия на дифференциацию звуков з-зь

конспект фронтального (подгруппового) логопедического занятия по дифференциации звуков з-зь....

Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р".

Конспект индивидуального занятия. "Дифференциация звуков Л - Р"....

Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков С и Ш.

Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха,мелкой моторики, звукового анализа и синтеза, автоматизацию и дифференциацию звуков.Ход занятия построен с использыванием проектной деятельн...

Конспект подгруппового занятия. Дифференциация звуков [с-з].

логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе....