Конспект занятия по теме "Звук и буква Р. Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данное занятие нацелено автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях;
формировать и расширять знания о «семантическом поле» слова космос; о валентности слов;
продолжать знакомить детей с профессией космонавт и воспитывать у них уважение и гордость за труд и заслуги взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по автоматизации звука Р. Лексическая тема "Космос". | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква Р. Космос |
Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять знания о «семантическом поле» слова космос; о валентности слов;
коррекционно-развивающая:
— автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать голос, дыхание и мимические мышцы;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— Уточнять и расширять словарь через формирование «семантического поля» слов-признаков по теме «Космос»;
коррекционно-воспитательная:
продолжать знакомить детей с профессией космонавт и воспитывать у них уважение и гордость за труд и заслуги взрослых.
Оборудование: предметные картинки, наборы для составления схем слов и предложений, фишки, мяч, буквы, картинки с цифрами.
Ход занятия
Организационный момент.
- Вспомните и назовите профессии с которыми вы уже знакомы со звуком Р.
- Ребята, скоро знаменательная дата, более чем полвека назад человек смог полететь на ракете в космос. Самый первый человек, который на ракете отправился в космос, был Юрий Гагарин.
- Скажите, а вы хотите побывать в космосе? Можно, сегодня я буду вашим командиром корабля, и вы постарайтесь сегодня быть хорошими помощниками, чтобы в следующий раз смогли заменить меня.
Только дружных пилотов Могу я взять с собой в полет
Скучных, хмурых и сердитых Не возьму я на орбиту.
Крепко за руки держитесь И друг другу улыбнитесь!
Если космонавтом хотите стать Должны вы много, много знать
Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд.
Нам необходимо потрудиться И здоровьем зарядиться.
- В этом нам поможет зарядка.
Дружно в ногу мы идём
Прямиком на космодром
Мы походим на носках,
А потом на пятках
Мы проверили осанку
И свели лопатки
А теперь: бегом, бегом
Чтоб набрать большой разгон
И взлететь на небеса
Чтоб увидеть чудеса….
- Тихонько присядем на свои места. Для того чтобы побывать в космосе, человек должен быть максимально подготовлен. Приступим.
Массаж лица. По общим правилам.
Артикуляционная гимнастика
Маляр: Красить потолок пора,
Пригласим маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведем вперед-назад —
Наш маляр работе рад!
Лошадки: Я весёлая лошадка…
Молодцы!
- Ну вот, теперь мы можем отправиться в путешествие.
-На чем же мы полетим? Чтобы это узнать наверняка, я предлагаю вам на листочках соединить между собой цифры от 1 до 10.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд (ракета)
-А отправляться в полет мы будем с космической станции Байконур.
- Какой первый звук в слове ракета (Р, а какой последний звук в слове Байконур (Р)
Объявление темы и целей занятия:
- Сегодня, совершая наш полет, мы будем стараться правильно произносить звук «Р» .
Работа по развитию дыхания и голоса. Закрепление изолированного звука «Р»
- Давайте изобразим, как работает мотор ракеты: тихо, (на выдохе): рррррр - громко, - еще громче.
Автоматизация звука «Р» в слогах
- Для того чтобы ракета взлетела, нужно закрыть прочитать волшебные слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Развитие мелкой моторики. - Разомнём пальчики.
В тёмном небе звёзды светят. | Сжимают, разжимают кулачки. |
С вами мы летим в ракете. | Ладони соединены под острым углом. |
День летим и ночь летим И на Землю вниз глядим. | Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз. |
Видим сверху мы поля, Горы, реки и моря. Видим мы наш шар земной, | Загибают по одному пальцу |
Шар земной - наш дом родной. | Ладонями изображают шар. |
- Давайте посмотрим в иллюминатор и скажем, что мы видим.
Автоматизация звуков в словах
Мы пролетаем над нашим краем
Дорога, парк, озеро, пруд, остров, (Раздаю картинки каждому )
Во всех словах есть звук Р. Где находится звук в этих словах?
(домики) Каждый выберет необходимую фишечку и поместит её в домик, где находится звук Р в слове.
Взлетаем еще выше. (берёзы, рябины)
Посмотрите, как далеко осталась Земля?
Развитие мимических мышц. Сколько мы всего увидели!
Мы умеем восхищаться.
Мы умеем улыбаться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем улыбаться.
Акустико-артикуляционный образ звука.
А теперь, давайте проверим, а правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р.
Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит — это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка — спинка — опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.
Звук «Р» — согласный, твердый, звонкий.
Соотношение звука с буквой.
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить,
И друг другу «Р» представить!
Развитие фонематического слуха.
У вас красные, зелёные и синие квадратики. Вы должны поднять синие, когда услышите правильное название того, что изображено на картинке (ракета): монета, татата, лопата, касета, ракета, газета.
Хорошо!
- Ребята, а как называется пространство вокруг земли? – Космос.
- Как называют человека, который летает в космос? – Космонавт.
- Какой корабль летает в космос? – Космический.
- Похожи ли слова космос, космонавт, космический?
- Это слова-родственники. Давайте поделим эти слова на слоги (по очереди)
Деление слов на слоги:
кос-мос, кос-мо-навт, кос-ми-чес-кий, зем-ля, пла-не-та. ра-ке-та
Ребята, космонавт – это тоже профессия.
Образование прилагательных
1. -А каким должен быть космонавт? (храбрым, сильным…)
2. -Кто знает, чем питаются космонавты в космосе?
Игра с мячом
Суп из гороха (какой) - гороховый
Салат из огурцов (какой) - огуречный.
Сок из персиков (какой) - персиковый.
Варенье из абрикос (какое) - абрикосовое.
Каша из гречневой крупы (какая) - гречневая.
Салат из фруктов (какой) - фруктовый.
Сок из моркови (какой) - морковный.
Работа с предложением. Раз уж мы с вами путешествуем на ракете, давайте составим предложения со словом ракета.
Распространение предложений глаголами и прилагательными.
Все выкладывают из схем, 1 реб. пишет на доске
Итог занятия и оценка работы детей.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.
- Наше космическое путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на родную планету Земля. Полет прошел в дружеской атмосфере, за время путешествия команда работала слаженно и организованно.
-О каком звуке мы сегодня говорили?
-О какой профессии?
-Почему она так называется?
Счастливого всем приземления!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""
В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"
Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...
Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.
Конспект занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР....
Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"
Цели:1. Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...
Конспект занятия "Путешествие в страну Букв город Звукинск"
Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное...
Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....