Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В него включены игры, упражнения и задания по ознакомлению со звуком и буквой Ч. В своей работе могут использовать воспитатели, логопеды ДОУ, некоторые элементы занятия могут играть родители с этими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_ch.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звук [Ч];
- продолжать учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «мягкий согласный звук»;
- учить определять место звуков [Ч], в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ; проанализировать слово ДОЧКА, составить звуковую схему этого слова;
- продолжать формировать понятие звук, буква;
- упражнять в словообразовании.
Материал: изображение буквы Ч, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: грач, мяч, бабочка, девочка, печенье, дочка, тачка, часы, пончик, чемодан, свечки, сверчок; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2.
Ход:
- Дыхательное упражнение: ветерок
- Знакомство со звуком [Ч]. Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Скороговорка: Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Когда мы произносим [Ч], то
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки не смыкаются;
- кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
- по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)
- Звук [Ч] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный, всегда мягкий. Обозначается зеленым цветом.
Повторить: Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь мягкий звук не спи
Зеленый карандаш бери.
3. Фонетические упражнения
Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух.
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ч]»:
Ч, з, щ, ч, ш, ч ча, чу, за, ща, ач чай, чайка, чипсы, сок
Ч, а, ч, к, ч, ш ач, оч, ос, ум, ыч часы, грач, врач, черепаха
5. Работа с картинками.
Разложить картинки по домикам. 1. В звук [Ч] в начале слова. 2. Звук [Ч] в середине слова. 3. Звук [Ч] в конце слова. Картинки: грач, мяч, бабочка, девочка, печенье, дочка, тачка, часы, пончик, чемодан, свечки, сверчок.
6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ч] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме: .
Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?
Идут круглые сутки, Черный, проворный, Снизу камень, сверху камень,
Не стоят ни минутки, Кричит «Крак», Четыре ноги, одна голова.
А все на одном месте. Червякам враг. (черепаха)
(часы) (грач)
7.«Скажи наоборот»
Ча-ач, чё-оч, чу-уч, че-эч, чи-ич
8. Четвертый лишний
Ча, ча, ша, ча жу, жу, чу, жу часы, чай, жук, чайка
Ач, ач, оч, ач тя, тя, ча, тя калач, врач, грач, черепаха
9. Игра с мячом «Большой—маленький» (образование слов со звуком [Ч])
Стул—стульчик замок—замочек шнурок—шнурочек
Узелок—узелочек носок—носочек диван—диванчик
Батон—батончик блин—блинчик
10. Звуко-буквенный анализ слова, используя картинку с изображением (ДОЧКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)
-Какой первый звук в слове дочка?
- Какой последний?
- Какие звуки в середине?
- Назовите звуки по-порядку.
- Сколько слогов?
11. Знакомство с буквой Ч.
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ч?
11. Анализ и чтение слогов: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, АЧ, ОЧ, УЧ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.
БОЧКА БАЧОК
Итог:
- С какими звуком мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот мягкий звук [Ч]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2, стр. 11: дети закрашивают букву Ч зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
14. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Фокусник»
Ловко с мячиком играем Катать су-джок между ладоней
И предлоги называем.
За рукой и под рукой, Выполнять соответствующие движения
правой рукой.
Из-под кисти – на покой. Взять мячик левой рукой, сделать круговое
движение вокруг правой и переложить
в правую
Над рукою мяч кружит, Левую руку повернуть вверх ладошкой, а
правой делать круговые движения над
левой ладонью
От нее теперь бежит. Прокатывать мяч по левой руке до локтя
Между пальцев подержу Выполнять на левой, затем правой руке
И в ладошку положу.
Из руки его достану, Выполнять соответствующие движения
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
А теперь последний трюк Перекидывать мяч между рук.
Он летает между рук.
15. Физкультминутка
Если в слове услышите [Ч], то нужно встать и поднять руки вверх, а если в слове звука [Ч] нет, то присесть на корточки: чашка, мышка, чудо, чай, мама, лучик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."
В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"
Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [К]- [Х]. Буквы К, Х» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [К] – [Х]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Щ] и буквой Щ»
Конспект разработан как продолжение программы для детей с ОВЗ по ознакомлению с буквами. В конспект включены игры, упражнения для знакомства со звуком и буквой Щ, развитие мелкой моторики, дыхательные...
Конспект занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»
Конспект фронтального занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»...