Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В него включены игры, упражнения и задания по ознакомлению со звуком и буквой Ч. В своей работе могут использовать воспитатели, логопеды ДОУ, некоторые элементы занятия могут играть родители с этими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_ch.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Ч];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «мягкий согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Ч], в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ; проанализировать слово ДОЧКА, составить звуковую схему этого слова;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение буквы Ч, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: грач, мяч, бабочка, девочка, печенье, дочка, тачка, часы, пончик, чемодан, свечки, сверчок; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Ч]. Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Скороговорка: Четыре черненьких чумазеньких чертенка

                         Чертили черными чернилами чертеж.

Когда мы произносим [Ч], то

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;

- зубки не смыкаются;

- кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;

- по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;

 - горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ч] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда мягкий. Обозначается зеленым цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь мягкий звук не спи

               Зеленый карандаш бери.

3. Фонетические упражнения

Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух.

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ч]»:

Ч, з, щ, ч, ш, ч                   ча, чу, за, ща, ач         чай, чайка, чипсы, сок

Ч, а, ч, к, ч, ш                     ач, оч, ос, ум, ыч        часы, грач, врач, черепаха

5. Работа с картинками.

Разложить картинки по домикам. 1. В звук [Ч] в начале слова. 2. Звук [Ч] в середине слова. 3. Звук [Ч] в конце слова. Картинки: грач, мяч, бабочка, девочка, печенье, дочка, тачка, часы, пончик, чемодан, свечки, сверчок.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ч] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:                          .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

Идут круглые сутки,               Черный, проворный,       Снизу камень, сверху камень,

Не стоят ни минутки,             Кричит «Крак»,                Четыре ноги, одна голова.

А все на одном месте.             Червякам враг.                               (черепаха)

           (часы)                                     (грач)

7.«Скажи наоборот»

Ча-ач,    чё-оч,    чу-уч,    че-эч,    чи-ич

8. Четвертый лишний

Ча, ча, ша, ча                    жу, жу, чу, жу            часы, чай, жук, чайка

Ач, ач, оч, ач                    тя, тя, ча, тя                калач, врач, грач, черепаха

9. Игра с мячом «Большой—маленький» (образование слов со звуком [Ч])

Стул—стульчик            замок—замочек         шнурок—шнурочек

Узелок—узелочек         носок—носочек         диван—диванчик

Батон—батончик          блин—блинчик

10. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ДОЧКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)

-Какой первый звук в слове дочка?

- Какой последний?

- Какие звуки в середине?

- Назовите звуки по-порядку.

- Сколько слогов?                        

11. Знакомство с буквой Ч.

                              С арифметикой я в мире:

                              Ч похожа на четыре.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ч?

11. Анализ и чтение слогов: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, АЧ, ОЧ, УЧ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

БОЧКА     БАЧОК

Итог:

- С какими звуком мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот мягкий звук [Ч]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2, стр. 11: дети закрашивают букву Ч зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Фокусник»

Ловко с мячиком играем                                   Катать су-джок между ладоней

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,                                        Выполнять соответствующие движения

                                                                              правой рукой.

Из-под кисти – на покой.                                   Взять мячик левой рукой, сделать круговое

                                                                               движение вокруг правой и переложить

                                                                               в правую                            

Над рукою мяч кружит,                                     Левую руку повернуть вверх ладошкой, а

                                                                              правой делать круговые движения над

                                                                              левой ладонью

От нее теперь бежит.                                          Прокатывать мяч по левой руке до локтя

Между пальцев подержу                                   Выполнять на левой, затем правой руке

И в ладошку положу.                                            

Из руки его достану,                                          Выполнять соответствующие движения

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

А теперь последний трюк                                  Перекидывать мяч между рук.                                     

Он летает между рук.

15. Физкультминутка

      Если в слове услышите [Ч], то нужно встать и поднять руки вверх, а если в слове звука [Ч] нет, то присесть на корточки: чашка, мышка, чудо, чай, мама, лучик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."

В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"

Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Щ] и буквой Щ»

Конспект разработан как продолжение программы для детей с ОВЗ по ознакомлению с буквами. В конспект включены игры, упражнения для знакомства со звуком и буквой Щ, развитие мелкой моторики, дыхательные...

Конспект занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»

Конспект фронтального занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»...