Технологическая карта логоритмического занятия Звук и буква «Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель занятия:
- Автоматизация звука «л». Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепление понятия «звук», «буква», активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.
- Формирование навыков словообразования, словоизменения, упражнение в употреблении существительных винительного падежа.
- Совершенствование навыков составления предложений по речевому образцу, обучения чтению слогов, определения количества слогов в словах.
Коррекционно-развивающие
- Совершенствование нормализации речи и двигательных функций в упражнениях под музыку и слово.
- Совершенствование мелкой мускулатуры пальцев рук. Развитие интонирования, функций запоминания последовательности слогов и определения звука в составе слова (фонематического восприятия), соотнесения гласных звуков с буквами.
- Развитие умения работать по инструкции, психических функций, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. Закрепление желания и умения передать различные образы с помощью выразительности движений под музыку.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитание интереса к изучению окружающего мира, позитивного отношения к образовательной деятельности, произвольного поведения. Развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logoritmika_zvuk_l.docx | 729.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логоритмического занятия
Звук и буква «Л»
Подготовила учитель-логопед
МАДОУ д/с № 25 «Калинка»
г. Химки
Филина Л.А.
Цель занятия:
- Автоматизация звука «л». Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепление понятия «звук», «буква», активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.
- Формирование навыков словообразования, словоизменения, упражнение в употреблении существительных винительного падежа.
- Совершенствование навыков составления предложений по речевому образцу, обучения чтению слогов, определения количества слогов в словах.
Коррекционно-развивающие
- Совершенствование нормализации речи и двигательных функций в упражнениях под музыку и слово.
- Совершенствование мелкой мускулатуры пальцев рук. Развитие интонирования, функций запоминания последовательности слогов и определения звука в составе слова (фонематического восприятия), соотнесения гласных звуков с буквами.
- Развитие умения работать по инструкции, психических функций, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. Закрепление желания и умения передать различные образы с помощью выразительности движений под музыку.
Коррекционно-воспитательные
- Воспитание интереса к изучению окружающего мира, позитивного отношения к образовательной деятельности, произвольного поведения. Развитие творческих способностей детей.
Этапы и содержание образовательной деятельности.
Организационный этап.
1.Вводная ходьба:
- Звучит музыка «Марш» И. Дунаевского. Цель – координировать движения рук и ног с музыкой.
- Взаимное музыкальное приветствие.
- Сегодня мы поплывем в путешествие по волнам на теплоходе. Посмотрите на теплоход. Переведите взгляд вдаль (гимнастика для глаз).
Мотивационно-побудительный этап
2.Упражнения, регулирующие мышечный тонус и воспитывающие чувство музыкального ритма:
Представьте море. Давайте изобразим волны (музыка Жилинского).
Организационный этап.
3.Постановка цели занятия:
- Мы отплываем, теплоход дает гудок «Л-л-л-л».
- Чтобы путешествие было удачным, будем правильно произносить звук «Л».
- Как надо произносить звук «Л»?
- Широкий язычок поднимается за верхние зубки на бугорки, губы улыбаются.
- Сегодня мы вспомним все о звуке «Л». Характеристика звука: согласный, звонкий, твердый (подсказка в моделирующей таблице).
4. Повторение ряда слогов с чередованием ударения, с разными гласными, чистоговорок:
- Споем песенки, чтобы было весело:
-ла-ла-лы,
-лы-ла-ло.
5. Упражнение на развитие фонематического слуха:
- Гуляем спокойно под музыку по палубе, когда услышим звук «Л» - показать руками букву Л (музыка «Во саду ли в огороде»).
Ла, ля, лы, ры, ло, лу, ру, лак, рак, ложки, рожки, Алешка.
6. Игра с мячом «Угадайка» - согласование прилагательных с существительными:
- Поиграем в игру «Угадайка», чтобы наше плавание не было скучным.
- Какое слово я загадала? Я скажу «белая…», «белый…», «желтое…», «голубые…».
Релаксационный этап.
7.Упражнение, развивающее чувство темпа и ритма:
Игра со словом Шалтай-Болтай на формирование чувств расслабленности, напряжения и умение переносить центр тяжести тела:
Шалтай-Болтай
сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать
Не может Шалтая
Не может Болтая,
Шалтая – Болтая,
Болтая – Шалтая собрать.
8. Упражнения на дыхание с целью выработки дифференцированного дыхания через нос и рот с преимущественной тренировкой выдоха:
- Поиграли, теперь нужно поучиться задерживать дыхание и нырять, как водолазы.
- Одеть перед упражнением на пояс резинки с игрушками для визуальной фиксации вдоха и выдоха. Упражнения выполняются лежа. Вдох – задержка, длительный выдох – [Ла], [Ла-ло], [Ла-ло-лу], [Ла-ло-лу-лы].
Организационно-активизирующий этап.
9. Проговорить, кто, что увидела на дне.
- Рядом с детьми раскладывают картинки. Дети берут их и говорят: «Я увидел…».
- Предлагается занять места на стульчиках тем, у кого «Л» в начале слова, затем в середине слова и в конце (дети отдают картинки).
10. Упражнения на развитие речевых и мимических движений:
- Гигиенический самомассаж перед зеркалом по методике А.А. Уманской
- Мимический массаж
Представить жаркий день, вдруг налетел ветер. Вновь выглянуло яркое солнце. Вы удивились, что-то увидели за бортом? Испугались? Может это акула? Нет, это старый чемодан!
11. Упражнения дя развития мелкой мускулатуры пальцев рук:
- «Пальчики здороваются» с разным ударением на слоги:
ЛА-ло-лу-лы
ла-ЛО-лу-лы
ла-ло-ЛУ-лы
ла-ло-лу-ЛЫ
Это упражнение для развития просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения, мелкой мускулатуры пальцев рук).
- Пальчиковая игра «Акула» - закрепление произношения звука «Л» в стихотворной речи.
Смотрите, по волнам плывет акула (логопед показывает игрушку акулы)
Плыла, плыла акула.
Плавником вильнула.
Под волну попала.
Начинай сначала.
Каждый ребенок проговаривает стихотворение по очереди и передает игрушку акулы следующему.
12. Игра «Поймай букву » - употребление слов со звуком «Л» во фразе.
Закрепление употребления винительного падежа существительных и глаголов прошедшего времени.
На стол ставится коробка «море». В ней лежат картинки с буквами с металлическими скрепками. Дети встают вокруг стола, им раздаются магнитные удочки. Каждый ребенок по очереди достает картинку удочкой и отвечает фразой:
- Я поймал букву …Л (А, К,П,И ,У,О,Ы )
- Посмотрим улов... (логопед выставляет буквы на доску).
13. Пение знакомой мелодии на гласные звуки (а, о, у) для выработки костоабдоминального типа дыхания.
- Пропевание слогов, придумывание слов с этими слогами:
Л А
Л О
Л У
Л Ы
ПЛ А
ПЛ О
ПЛ У
ПЛ Ы
Показать пальчиками количество слогов в придуманных словах.
- Пение «У слона есть складки» (муз. И. Железновой).
14. Игра на развитие творческих способностей.
- Мы доплыли до острова сказок. Посмотрите, какой интересный сундук! Хотите узнать, что в нем? Достаем шапочки. Узнали, из какой сказки?
- Театрализовано - музыкальная сказка «Колобок» в исполнении детей.
Заключительный этап.
- Наше плавание подходит к концу. Какой звук нам помогал в путешествии?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...
Технологическая карта логопедического занятия "Буква Д звук [ д ] ( с использование массажных мячей)".
Материал содержит подробную технологическую карту подгруппового логопедического занятия с использованием массажных мячей....