Технологическая карта логоритмического занятия Звук и буква «Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Филина Людмила Алексеевна

Цель занятия:                 

  • Автоматизация звука «л». Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Закрепление понятия «звук», «буква», активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.
  • Формирование навыков словообразования, словоизменения, упражнение в употреблении существительных  винительного падежа.
  • Совершенствование навыков составления предложений по речевому образцу, обучения чтению слогов, определения количества слогов в словах.

Коррекционно-развивающие

  • Совершенствование нормализации речи и двигательных функций в упражнениях под музыку и слово.
  • Совершенствование мелкой мускулатуры пальцев рук. Развитие интонирования, функций запоминания последовательности слогов и определения звука в составе слова (фонематического восприятия), соотнесения гласных звуков с буквами.
  •  Развитие умения работать по инструкции, психических функций,  пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. Закрепление желания и умения передать различные образы с помощью выразительности движений под музыку.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитание интереса к изучению окружающего мира, позитивного отношения к образовательной деятельности, произвольного поведения.  Развитие творческих способностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logoritmika_zvuk_l.docx729.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логоритмического занятия

Звук  и буква «Л»

F:\Л.А.логоритмика\SANY0247.JPG

Подготовила учитель-логопед

МАДОУ д/с № 25 «Калинка»  

г. Химки

Филина Л.А.

Цель занятия:        

  • Автоматизация звука «л». Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • Закрепление понятия «звук», «буква», активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.
  • Формирование навыков словообразования, словоизменения, упражнение в употреблении существительных  винительного падежа.
  • Совершенствование навыков составления предложений по речевому образцу, обучения чтению слогов, определения количества слогов в словах.

Коррекционно-развивающие

  • Совершенствование нормализации речи и двигательных функций в упражнениях под музыку и слово.
  • Совершенствование мелкой мускулатуры пальцев рук. Развитие интонирования, функций запоминания последовательности слогов и определения звука в составе слова (фонематического восприятия), соотнесения гласных звуков с буквами.
  •  Развитие умения работать по инструкции, психических функций,  пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. Закрепление желания и умения передать различные образы с помощью выразительности движений под музыку.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитание интереса к изучению окружающего мира, позитивного отношения к образовательной деятельности, произвольного поведения.  Развитие творческих способностей детей.

Этапы и содержание образовательной деятельности.

Организационный этап.

1.Вводная ходьба:

  • Звучит музыка «Марш» И. Дунаевского. Цель – координировать движения  рук и ног с музыкой.
  • Взаимное музыкальное приветствие.
  • Сегодня мы поплывем в путешествие по волнам на теплоходе. Посмотрите на теплоход. Переведите взгляд вдаль (гимнастика для глаз).

Мотивационно-побудительный этап

2.Упражнения, регулирующие мышечный тонус и воспитывающие чувство музыкального ритма:

        Представьте море. Давайте изобразим волны (музыка Жилинского).

Организационный этап.

3.Постановка цели занятия:

  • Мы отплываем, теплоход дает гудок «Л-л-л-л».
  • Чтобы путешествие было удачным, будем правильно произносить звук «Л».
  • Как надо произносить звук «Л»?                                                                                  
  • Широкий язычок поднимается за верхние зубки на бугорки, губы улыбаются.
  • Сегодня мы вспомним  все о звуке «Л». Характеристика звука: согласный, звонкий, твердый (подсказка в моделирующей таблице).

  4. Повторение ряда слогов с чередованием ударения, с разными гласными, чистоговорок:

  • Споем песенки, чтобы было весело:

-ла-ла-лы,

-лы-ла-ло.

5. Упражнение на развитие фонематического слуха:

  • Гуляем спокойно под музыку по палубе, когда услышим  звук «Л» - показать руками букву Л (музыка «Во саду ли в огороде»).

Ла, ля, лы, ры, ло, лу, ру, лак, рак, ложки, рожки, Алешка.

6.  Игра с мячом «Угадайка» - согласование прилагательных с существительными:

  • Поиграем в игру «Угадайка», чтобы наше плавание не было скучным.
  • Какое слово я загадала? Я скажу «белая…», «белый…», «желтое…», «голубые…».

Релаксационный этап.

7.Упражнение, развивающее чувство темпа и ритма:

        Игра со словом Шалтай-Болтай на формирование чувств расслабленности, напряжения и умение переносить центр тяжести тела:

Шалтай-Болтай

сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

И вся королевская конница,

И вся королевская рать

Не может Шалтая

Не может Болтая,

Шалтая – Болтая,

Болтая – Шалтая собрать.

8. Упражнения на дыхание с целью выработки дифференцированного дыхания через нос и рот с преимущественной тренировкой выдоха:

  •  Поиграли, теперь нужно поучиться задерживать дыхание и нырять, как водолазы.
  • Одеть перед упражнением на пояс резинки с игрушками для визуальной фиксации вдоха и выдоха. Упражнения выполняются лежа. Вдох – задержка, длительный выдох – [Ла], [Ла-ло], [Ла-ло-лу], [Ла-ло-лу-лы].F:\Л.А.логоритмика\SANY0201.JPG

Организационно-активизирующий этап.

9. Проговорить,  кто, что увидела на дне.

  • Рядом с детьми раскладывают картинки. Дети берут их и говорят: «Я увидел…».
  • Предлагается занять места на стульчиках тем, у кого «Л» в начале слова, затем в середине слова и в конце (дети отдают картинки).

10. Упражнения на развитие речевых и мимических движений:

  • Гигиенический самомассаж перед зеркалом по методике А.А. Уманской

F:\Л.А.логоритмика\SANY0219.JPG

  • Мимический массаж

Представить жаркий день, вдруг налетел ветер. Вновь выглянуло яркое солнце. Вы удивились, что-то увидели за бортом? Испугались? Может это акула? Нет, это старый чемодан!

11. Упражнения дя развития мелкой мускулатуры пальцев рук: 

  • «Пальчики здороваются» с разным ударением на слоги:

ЛА-ло-лу-лы

ла-ЛО-лу-лы

ла-ло-ЛУ-лы

ла-ло-лу-ЛЫ

Это упражнение для развития просодической стороны речи (смена темпа, интонации, ударения, мелкой мускулатуры пальцев рук).

  • Пальчиковая игра «Акула» - закрепление произношения звука «Л» в стихотворной речи.                                                                   

Смотрите, по волнам плывет акула (логопед показывает игрушку акулы)

Плыла, плыла акула.

Плавником вильнула.

Под волну попала.

Начинай сначала.

Каждый ребенок проговаривает стихотворение по очереди и передает игрушку акулы следующему.

12. Игра «Поймай букву » - употребление слов со звуком «Л» во фразе.

Закрепление употребления винительного падежа существительных и глаголов прошедшего времени.

На стол ставится коробка «море». В ней лежат картинки с буквами с металлическими скрепками. Дети встают вокруг стола, им раздаются магнитные удочки. Каждый ребенок по очереди достает картинку удочкой и отвечает фразой:

  • Я поймал букву …Л (А, К,П,И ,У,О,Ы )
  • Посмотрим улов... (логопед выставляет буквы на доску).

13. Пение знакомой мелодии на гласные звуки (а, о, у) для выработки костоабдоминального типа дыхания.

  • Пропевание слогов, придумывание слов с этими слогами:

Л                        А

Л                       О

Л                        У

Л                     Ы


ПЛ                                            А

ПЛ                                            О

ПЛ                                            У

ПЛ                                            Ы

Показать пальчиками количество слогов в придуманных словах.

  • Пение «У слона есть складки» (муз. И. Железновой).

14. Игра на развитие творческих способностей.

  • Мы доплыли до острова сказок. Посмотрите, какой интересный сундук! Хотите узнать, что в нем? Достаем шапочки. Узнали, из какой сказки?
  • Театрализовано - музыкальная  сказка «Колобок» в исполнении детей.

Заключительный этап.

  • Наше плавание подходит к концу. Какой звук нам помогал в путешествии?
  •  Что вам понравилось сегодня на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...

Технологическая карта логопедического занятия "Буква Д звук [ д ] ( с использование массажных мячей)".

Материал содержит подробную технологическую карту подгруппового логопедического занятия с использованием массажных мячей....