Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._lekovaya_natalya_aleksandrovna_itogovaya_rabota.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание для итоговой аттестации
Паспорт занятия
Автор, ведущий | Лековая Наталья Александровна, учитель-логопед |
Категория участников, возрастная группа | Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия» |
Тема занятия | «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш» |
Актуальность выбранной темы | Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие) |
Тип занятия | Повторение и систематизация знаний |
Вид занятия | Автоматизация звука Ш |
Продолжительность занятия | 25 минут |
Ресурсы (оборудование) | Компьютер, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих – звонких, твердых – мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения. |
Педагогические технологии | На основе деятельностного подхода: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, речевая исследовательская деятельность, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии |
Цель занятия | Актуализировать и систематизировать знания о звуке Ш, обобщить знания о звуках и использовать в речевой практике |
Задачи занятия | Развивать социально-коммуникативные навыки. Упражнять в четком и ясном произнесении звуков родного языка, умелом использовании интонационных средств выразительности. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать слуховое внимание и фонематический слух. Развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации. Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении. |
Форма организации занятия | Подгрупповая |
Ожидаемые результаты | К окончанию занятия дети будут уметь: - применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков; - составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой; - воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности; - распознавать звук в слогах и словах; - определять позицию звука в слове; делить слова на слоги; - контролировать произношение звука Ш; использовать приобретённые знания и умения в речевой практике. |
Технологическая карта занятия
№ п/п | Цель этапа | Методы и формы работы | Содержание деятельности | Формируемые знания, умения, навыки, компетенции | Время / методы контроля | |
педагог | участники | |||||
| ||||||
1. | Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. | Форма работы: подгрупповая Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. | -Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу. -Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.) -А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.) | Приветствуют друг друга. Высказывания детей из личного опыта. | Умение слушать. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1 мин. |
| ||||||
Мотивационный | ||||||
2.1 | Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. | Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение) Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа. Форма работы: подгрупповая | Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а потом всё сла, сла и к мыску присла. Я спрасываю у мысков, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?») - Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша? | Дети внимательно слушают, поддерживают диалог. | Умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями. | 1 мин. Установление контакта, взаимопонимание. |
Целеполагание | ||||||
2.2 | Включение в деятельность. Побуждать к самостоятельному формулированию темы и цели занятия. Развивать умение находить ошибки с помощью слухового восприятия. | Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации Форма работы: подгрупповая | Создание проблемной ситуации и формулировка темы. - Почему не все поняли, что произошло с Машей? - Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу? - Какой звук не умеет произносить Маша? - Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише? - А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш? | Дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия. Ответы детей: -Маша не умеет произносить звук Ш. -Нужно научить Машу произносить звук Ш. -Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише. | Развитие мыслительных операций Развернутые ответы детей с опорой на личный опыт. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость закрепления знания. | 3 мин. Активность участия воспитанников в диалоге. Разнообразие ответов детей. |
| ||||||
Теоретический | ||||||
3.1 | С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Наглядный метод: введение карточек-символов Работа в парах Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой. Индивидуальная работа ИКТ технологии – использование документ-камеры для контроля выполненной работы | Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?» | Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «сказка о королеве в замке синих согласных звуков». Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. Каждый ребенок произносит звук с опорой на зрительный образ (в зеркале). На листочках дети показывают с помощью символов положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя. | Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам. | 4 мин. Правильное произношение изолированного звука. Самоконтроль детей за выполнением задания с опорой на документ-камеру. |
Практический | ||||||
3.2 | Выявление новой информации, используя имеющиеся знания, через творческий подход к реализации цели занятия. Продолжать тренировать артикуляционный аппарат при подготовке к произнесению звуков. Продолжать развивать правильный выдох, следить за направлением воздушной струи | Форма работы: подгрупповая Словесный метод: уточняющие вопросы, противоречивая информация. Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха. Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей). Форма работы: индивидуальная | Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».) -Как вы думаете, почему у Маши не получилось? Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание». Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»- «Слоник». 4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»). Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?» Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши». - А кто научил Машу правильно произносить звук Ш? Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей. - Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть. | Рассуждения детей с опорой на личный опыт. Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос). Дети сами находят ответ на проблемный вопрос. Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания. Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?» Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу». Ответы детей. | Правильное выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики. Четкое изолированное произнесение звука Ш | 4 мин. Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо. Ключевой вопрос: почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише? Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать. Совпадение «взрослой» и «детской» цели. |
| ||||||
4. | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. | Форма работы: в парах Игровой метод: воображаемая ситуация с ролями. Форма работы: индивидуальная Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами. Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты). Форма работы: в парах | Педагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему). Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш». Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец). | Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу. Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове. После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа. | Умение определять позицию звука в слове.
Навык звукового анализа слов, умения делить слова на слоги. | 7 мин. Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль. |
| ||||||
5. | Автоматизация звука Ш в предложениях. Закрепление полученных знания в речевой деятельности | Форма работы: подгрупповая Игровой метод: воображаемая ситуация с ролями. Наглядный: видеозапись песенки с чистоговорками. Словесный метод: пение, продолжение рифмованной фразы | Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш. Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу. - Я начну, а вы продолжите: Ша-ша-ша – наша Маша хороша. И т.п. Педагог спрашивает у детей: -У вас хорошее настроение? А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке): Ши-ши-ши – как конфетки хороши. Шо-шо-шо- мойте руки хорошо. И т.д. | Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму. Ответы детей. Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим | Умение подбирать рифму. Произнесение правильного звука Ш в словах и предложениях. | 3 мин Прием «Караоке» - ориентация на правильный образец произношения звука |
| ||||||
6. | Побуждать к высказыванию своего мнения. Обеспечивать положительную реакцию детей на результат. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Форма работы: фронтальная | -Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится? - Ребята, у меня в руках смайлики. Я предлагаю сравнить свое настроение после занятия с веселым и грустным смайликами. Каждый из вас сейчас выберет свой символ. Это будет смайлик с улыбкой или грустный? | Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | 2 мин. Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности. |
Список литературы:
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР. М.: издательство «Гном и Д», 2004
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2008
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме"автоматизация звука ц на основе лексической темы "Женские профессии"
Цель:Автоматизация звука ц, расширение представлений у детей о профессиях. ...
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].
Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...
Конспект группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме: «Автоматизация звука [ц ] на основе лексической темы «Женские профессии».
Цель:Автоматизация звука [ ц ], расширение представлений у детей о профессиях. Задачи:формировать навыки звукопроизношения, развивать слуховое восприятие;развивать навыки связно...
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Тема. Фонема [р] и «семантическое поле» слова «радуга».
Тема. Фонема [Р] и "семантическое поле" слова "радуга"....
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Технологическая карта логопедического занятия для детей с ОВЗ 5-6 лет по теме "Фрукты"
Технологическая карта логопедического занятия...